В статье рассматриваются основные вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выявляются основные нарушения и приводится пример из правоприменительной практики органов прокуратуры в субъекте Российской Федерации.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые средства, жилищное законодательство, состав правонарушения, проверка.
Изучив мнения исследователей по поводу вопроса об использовании финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ю. И. Недостоевой, А. Н. Бабенышевой и других, можно определить, что жилищно-коммунальный комплекс является одной из важнейших составляющих в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в экономике и является наиболее криминальной сферой [1, с.176]. Совершаемые здесь преступления носят выраженную социальную окраску, средства, выделяемые на модернизацию данной сферы, растрачиваются неэффективно, убытки от хищений списываются на затраты компаний, увеличивая размер тарифов на коммунальные услуги [2, с.303].
Полагаем целесообразным отметить, что сфера жилищно-коммунальных услуг должна одновременно рассматриваться как социальная ценность, зафиксированная в нормах права [5; 6; 7], и как потенциально опасный объект коррупционных посягательств [8; 9;].
В связи с рассматриваемой нами проблемой необходимо осуществлять надзор зазаконностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального комплекса [3, с.5]. Соблюдение требований законодательства при использовании финансовых ресурсов остается одним из приоритетных направлений в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства.
Рассматривая вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо привести пример из практики прокурорского работника, затрагивающий одну из основных проблем в данной сфере, а именно проблему законности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, которые направляются из бюджетов различных уровней, а также собственных ресурсов.
Так, прокуратурой района Н области П в соответствии с Указанием прокуратуры области на системной основе проводится работа по проведению проверок законности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие этой сферы из бюджетов различных уровней, а также собственных финансовых ресурсов, в том числе поступающих в виде платежей граждан за потребляемые услуги.
Вместе с тем, имеющиеся пробелы в жилищном законодательстве позволяли избегать ответственности лицам, совершающие подделку протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов. Так ранее протокол общего собрания собственников многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством не являлся официальным документом, в связи с чем, по результатам проведения доследственных проверок в порядке статьи 144–145 УПК РФ следственным органами МВД выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях лиц признаков состава преступления предусмотренного ст. 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
С 28 декабря 2015 года законодателем в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 внесены изменения в Жилищный Кодекс Российской Федерации о том, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Так прокуратурой района в 2016 году проведена проверка по обращению жителей многоквартирных домов г. К в отношении правомерности издания протокола по вопросам очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки установлено, что очередным общим собранием помещением многоквартирного дома г. К, проводимого в форме очного собрания рассмотрены 13 вопросов повестки общего собрания. Согласно данному протоколу в голосовании принимали участие 54 собственника жилых помещений, что составляет 51,38 процентов от числа всех собственников помещений.
Опрошенные в ходе проверки лица, указанные в протоколе как секретарь и председатель общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме пояснили, что представленный протокол они не составляли, собрание не проводили, считают указанный протокол подложным, поскольку указанным протоколом увеличен размер платы за содержание и ремонт.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с решением собрания собственников помещений многоквартирного дома г. К удостоверен факт, влекущий за собой юридические последствия в виде возложения на собственников данного многоквартирного дома обязанности по внесению платы за содержание многоквартирного дома в увеличенном размере с 8.85 рублей за квадратный метр до 10,25 рублей за квадратный метр. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение К» для граждан, кому предоставлено жилье по договору социального найма в указанном доме размер платы увеличен на основании данного протокола общего собрания.
В связи с чем, прокуратурой района материалы проверки направлены в ОМВД России по району Н в порядке п. 2 ч.2.ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании неизвестных лиц по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1ст. 327 УК РФ.
В ходе проведения доследственной проверки по указанному факту в прокуратуре района проводилось рабочее совещание с участием прокурора района начальника ОМВД на котором сотрудникам полиции даны конкретные рекомендации, которые способствовали в установлении всех обстоятельств произошедшего.
По результатам проведенной проверки в порядке ст.144–145 УПК РФ отделом дознания ОМВД России по Н району возбуждено уголовное дело № 16082 по признакам состава преступления предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ. Уголовное дело находится на стадии расследования.
В сложившейся ситуации формированию данных проблем способствовали имеющиеся пробелы в жилищном законодательстве, которые позволяли избегать ответственности лицам, совершившим правонарушения, а также в принципе несовершенство законодательства [4, с.47].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пробелы в жилищном законодательстве влекут за собой серьезные проблемы в области использования финансовых средств в сфере жилищно-коммунального комплекса, нарушение прав человека и гражданина. В связи с данными проблемами необходимо совершенствование законодательства, устранение пробелов в жилищном законодательстве, осуществлять профилактику правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку данная сфера является наиболее криминальной. Необходимо усовершенствовать организацию работы органов МВД.
Литература:
- Недостоева Ю. И. Регулирование экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Недостоева Ю. И. − Ростов-на-Дону, 2009. — 176 с.
- Бабенышева А. Н. Эффективность использования финансовых ресурсов организациями жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2016. — № 13. — С. 303–306.
- Кулягина Е. А. Финансовые ресурсы коммунальных предприятий в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. // Ростовский государственный экономический университет / Кулягина Е. А..Ростов-на-Дону, 2008.
- Куцыгина О. А. Эффективность финансирования жилищно-коммунального хозяйства и энергосберегающих мероприятий в условиях ограничения финансовых ресурсов //
- Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Экономика и предпринимательство. 2004. № 2. С. 46–50.
- Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. — 2014. — № 4 (47). — с. 56–66.
- Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. 2016. № 2(32). — с. 95–102.
- Юрковский А. В., Тугутова Д. А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категориями «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. 2016. № 2. — С. 254–264.
- Юрковский, А. В. Социально обусловленные причины появления коррупции // Проблемы совершенствование прокурорского надзора. Сборник статей. -Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. — Вып.9.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. — Иркутск, 2012. — 199 с.
- Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Теоретико-методологические и практико-организационные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности с позиции сотрудников прокуратуры РФ (социологические и юридические аспекты) // Научные труды Российской академии юридических наук. 2015. № 15. С. 1238.