В статье рассматриваются основные проблемы соблюдения лесного законодательства в Российской Федерации, выявляются типичные нарушения и приводятся примеры из правоприменительной практики органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: лес, лесное законодательство, лесопользователь, правонарушение, соблюдение.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1]. Лес является важнейшим природным ресурсом, следовательно, ч. 1 ст. 9 Конституции РФ применима и к этому компоненту природной среды, который не только используется в промышленных целях, но и является средой обитания для представителей животного мира и средством удовлетворения потребностей человека, из чего следует большая значимость леса для наиболее полного функционирования человечества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [7, с. 240]. С конституционно-правовой точки зрения, очевидно, что лес может быть рассмотрен в качестве объекта законных интересов, обеспечивать потребности и нужды граждан [10, с. 254–264], при этом охрана леса составляет одну из основ российского конституционализма [6, с. 201]. С точки зрения административного права, лес может рассматриваться в качестве объекта государственного управления, в основе которого лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни лиц, имеющих к нему принадлежность. [8, с. 37–38].
Очевидно, что лес, также может рассматриваться стратегическим условием обеспечения прогрессивного развития экономических отношений в благоприятной экологической среде. В данном случае, развитие есть процесс целесообразных, закономерных изменений, улучшающий качественную сторону (с возможными количественными изменениями) изменяемого объекта [9, с. 64–71].
В лесном кодексе РФ нет четкого определения понятию «лес», но нормативный акт отсылает к Постановлению Конституционного суда РФ, в котором говорится: «Лес — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства» [3].
Природные и социальные свойства леса, их правовое закрепление, позволяют рассматривать его в качестве правовой ценности [11, с. 56–66; 14, с. 95. — 102], кроме того, лес является неотъемлемой частью национальной российской агропромышленной системы [12, с. 85–91; 13, с. 138–144].
Говоря о проблемах соблюдения лесного законодательства, необходимо определиться, что понимается под термином «соблюдение». Соблюдение права — это одна из форм реализации права, предполагающая пассивное поведение субъектов права, воздержание от совершения действий, находящихся под правовыми запретами [5]. Соблюдение права неразрывно связано с соблюдением законодательства, так как два этих понятия соотносятся как целое и часть соответственно.
Рассматривая проблемы соблюдения лесного законодательства в РФ необходимо выяснить, какие же правонарушения являются типичными. Приведем несколько примеров из прокурорской практики.
Так, после проведения проверки прокуратурой района А было установлено, что лесопользователь (компания Б), желающий заключить договор аренды участка лесного фонда для реализации намеченных им задач, нарушил законодательство Российской Федерации и производил с помощью подрядной организации расчистку площадей и вырубку леса без разрешительной документации, то есть до момента заключения договора аренды с органом лесного хозяйства региона и предоставления проекта освоения лесов. Статья 58 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1], а в силу п. п. 1, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов [2].
В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» данное правонарушение образует состав уголовного деяния, предусмотренного ст. 260 УК [4]. Помимо указанного правонарушения в ходе проверки также был установлен факт халатного отношения к своим обязанностям, ненадлежащего выполнения функций по государственному лесному надзору должностными лицами органа лесного хозяйства региона, которые в соответствии со ст. ст. 19, 82–83 Лесного кодекса РФ обязаны осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.
Следующий пример также подтверждает типичность вышеуказанного нами правонарушения. Так, прокуратурой района Н была проведена проверка по результатам космического мониторинга в период с октября 2015 года по январь 2016 года на территории лесничества С. Проверкой было установлено, что по результатам космомониторинга в лесничество С поступило 286 карточек дешифрирования, свидетельствующих о незаконных рубках древесины. Из них только по 42 карточкам в лесничестве установлены разрешительные документы на вырубку леса, а после обработки 6 карточек дешифрирования были возбуждены административные производства по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении арендаторов за нарушение условий договоров аренды. Согласно материалам проверки, общая площадь незаконной рубки лесных насаждений составила 833,22 га, объем вырубленной древесины — 99 588,9 м3, ущерб лесофонду — 355 604,52 тыс. руб., при этом площадь незаконной рубки в арендных лесах составила 462,4 га, объем вырубки — 61 113,75 м3, ущерб — 164 937, 42 тыс. га.
Указанные обстоятельства наглядно свидетельствуют о том, что должностными лицами лесничества и мастерами участков, в нарушение ст. 96 Лесного кодекса РФ, п.п. 2, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 и нормативных актов регионального уровня, функции по государственному лесному надзору реализуются ненадлежащим образом, что привело к массовым нарушениям закона, хищению лесных ресурсов, причинивших значительный материальный ущерб интересам государства и вред экологической системе в целом. При этом материалы проверки показывают, что указанные нарушения допускались практически в каждом участковом лесничестве на протяжении длительного времени, и меры к своевременному выявлению незаконных рубок деревьев и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности не принимались.
Рассмотрев примеры из прокурорской практики можно сделать вывод, что сложившейся ситуации способствовало ненадлежащее распределение должностных обязанностей между сотрудниками лесничества; неурегулированная организация архивного делопроизводства и работы по внесению сведений в государственный лесной реестр; отсутствие нормативных документов, регулирующих порядок, сроки хранения и уничтожения документов. Думается, что подобные пробелы в работе органов лесного хозяйства негативно влияют на выполнение ими возложенных задач по охране и использованию лесов.
Таким образом, проанализировав правоприменительную практику в одном из субъектов Российской Федерации, к числу типичных правонарушений можно отнести незаконную рубку лесных насаждений. Совершению подобных правонарушений способствует халатное отношение сотрудников надзорных органов в сфере лесного хозяйства к своим должностным обязанностям. Указанные обстоятельства влекут грубое нарушение интересов государства и общества в целом и противоречат целям и задачам государственной политики в области лесного хозяйства, направленной на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и рационального использования лесов. В связи с этим предлагается не только проводить профилактику правонарушений по наиболее типичным составам, но и ужесточить дисциплинарную ответственность для сотрудников надзорных органов лесного хозяйства за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Также требуется усовершенствовать организацию работы в данных органах в целях наиболее эффективного выполнения возложенных на них функций и предотвращения нарушений лесного законодательства.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — С. 4398.
- Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2015. — № 4.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2012. — № 12.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Иркутск, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 231 с.
- Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — с. 240.
- Юрковский, А. В. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — с. 37–38.
- Юрковский А. В., Чигвинцев И. А. Прикладное применение конструкта «развитие» в правовой материи стран Северо-Восточной Азии и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Право и практика. 2016. № 2. С. 64–71.
- Юрковский А. В., Тугутова Д. А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категории «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. — 2016. — № 2. — с. 254–264.
- Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. — 2014. — № 4 (47). — с. 56–66.
- Юрковский А. В. Аграрная политика в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии. // АПК: Экономика, управление. 2016. № 11. С. 85–91.
- Юрковский А. В. Конституционно-правовое регулирование аграрных отношений в государствах Северо-Восточной Азии // Успехи современной науки. — 2016. № 8 Том 3. — с. 138–144.
- Юрковский, А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. — 2016. № 2 (32). — с. 95. — 102.