Актуальность: Понятие «новые информационные технологии» (НИТ) появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Этим понятием обычно обозначают совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленную передачу, обработку, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний). НИТ предполагают использование различных технических средств (компьютеры, ноут- и нетбуки, планшеты и др.), центральное место среди которых занимает компьютер [3, с. 45].
Проблема подготовки студентов медицинских ВУЗов к применению современных информационных технологий в учебной и практической деятельности, формирование у них готовности к жизни в "информационном обществе", самостоятельному пополнению знаний в области медицинской информатики занимает важное место в системе профессионального образования будущих специалистов медицины [3, с. 44; 2, с. 6; 1, с. 14].
Цель: повышение эффективности традиционных форм обучения и обеспечение доступа к получению актуальных образовательных услуг всем участникам современного образовательного процесса.
Материалы и методы: На кафедре фтизиатрии Ташкентской Медицинской Академии создана электронная база данных современной литературы на узбекском, русском и английском языках. Имеются монографии, учебники, которые содержат последние данные научных исследований в области иммунологии, патогенеза туберкулезного процесса, а также новые методы иммунологической диагностики и рентгенологических методов исследования.
Задача преподавателя и студента заключается в активном целенаправленном и систематическом использовании различных по своему дидактическому назначению компонентов информационной образовательной среды. При этом существенно увеличивается количество информационных каналов, по которым субъекты образовательного процесса могут получать новую информацию и обмениваться ею между собой.
Обучающее воздействие осуществляется за счет синтеза видео, звука, печатного текста и компьютерной графики, всех видов вербальной и невербальной информации. Если традиционный учебник рассчитан, как правило, на поурочное, «линейное» изучение учебного материала, то электронный учебник предполагает – многовариантный вход в обучающую систему, вариативную последовательность изучения учебного материала, стимулирует личную познавательную активность.
Результаты: Студенты в настоящее время широко используют электронные учебники. Достоинствами этих учебников, являются, их мобильность, доступность, связь с развитием компьютерных сетей, а также адекватность уровню развития современных научных знаний. Вместе с тем, создание электронных учебников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Электронный учебник, сохраняя плюсы традиционного учебного издания, в то же время является информационной технологией, имеющей ряд преимуществ по сравнению с обычным учебником. Он рассчитан на самостоятельную работу учащихся с компьютером в интерактивном режиме.
Соответственно с программой обучения на кафедре фтизиатрии студенты, изучая клинические формы и дифференциальную диагностику туберкулеза легких и внелегочной системы, овладевают теоретическими и практическими навыками, используя лекционный материал, методические рекомендации и имеющийся библиотечный материал. Дополнительная современная литература в электронной базе данных кафедры фтизиатрии даёт возможность освоению материала на высоком теоретическом и практическом уровне и подготовки высококвалифицированных кадров.
Внедрение и использование студентами электронной базы данных кафедры фтизиатрии в процессе обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя тем самым, и новые возможности. Значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы, которая является неотъемлемой частью учебного процесса – электронные лекции, семинары (кейс технологии), практические навыки (видеофильмы), что направлено на активизацию и стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Вывод: электронные технологии в образовательном процессе усиливают мотивацию студентов к профессиональному образованию. Дают возможность на основе современных данных изучить проблему диагностики, дифференциальной диагностики и лечения больных туберкулезом легких и внелегочной системы, а также согласно требованиям времени постоянно повышать свои знания, умения, навыки – квалификацию в практической деятельности, используя в период обучения современные литературные данные, пользуясь электронной базой кафедры фтизиатрии ТМА.
Литература:
- Программа конгресса VIII Евро-Азиатского респираторного общества, Ташкент, 2015 – с. 14.
- Оценка клинического мышления навыков студентов в улучшении подготовки врача ВОП, А. Г. Гадаев, Ташкент, 2010 – с. 6.
- Сборник материалов Х учебно-методической конференции, Ташкент, 2015 – с. 44-45.
- База ВЭБ библиотек.