Изменения в содержании образования приобретают особое значение в контексте становления личности учащегося. Из множества наиболее значимых стратегий становления личности, будущей интеллектуальной элиты общества на современном этапе выделяется единство телесных и духовных составляющих человека, социокультурных начал деятельности личности и в целом общества.
В этой связи необходимая интеграция культур в образовательном процессе современной школы становится важным условием становления внутренних (духовных) и внешних (телесных) начал личности школьника [3,c.57]. Среди многих явлений культуры особо выделяется культура физическая, благотворно влияющая на сознание, личностные качества (воззрения) подрастающего человека (школьника), и особенно в младшем возрасте.
Феномен физической культуры чрезвычайно многогранен в воздействии на телесно-духовную сферу личности. Физическая культура – это не только то, что «произвел» человек и человечество в процессе становления, сколько то, что в лучшей мере воспроизводит его самого; обеспечивает единство в преобразовании биосоциальных «начал» личности (И.М. Быховская).
Таким образом, физическая культура – вид общесоциальной культуры социума; специфическая, творчески-преобразовательная деятельность по развитию системы двигательных и личностных потребностей и способностей обеспечивающих качество социализации личности. Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентации, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности [6].
В этой связи актуализируется проблема выявления структуры и содержания понятия «физическая культура личности», характерная именно для школьников младшей возрастной группы.
На основе анализа научно-педагогических исследований (С.С. Коровин, В.К. Бальсевич, В.А. Сластенин), понятие физической культуры личности означенной возрастной группы, которое может быть представлено следующим образом (рис.1):
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ |
1. Физический компонент
|
1.Физическое развитие 2.Физическая работоспособность 3.Двигательная подготовленность (физическая, техническая) |
2. Когнитивный компонент
|
1. Сформированность знаний в сфере физической культуры 2.Качество основных психических процессов 3.Ценностные ориентации личности в сфере физической культуры
|
|
3.Физкультурно-деятельностный компонент |
1.Сформированность потребностно-мотивационной сферы 2. «Включенность» в физическую культуру
|
Рис. 1. Содержание и структура физической культуры личности
- физический компонент (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);
- когнитивный компонент (сформированность знаний в сфере физической культуры; качество основных психических процессов; ценностные ориентации в сфере физической культуры);
- физкультурно-деятельностный (сформированность потребностно-мотивационной сферы; «включенность» в физическую культуру).
Сформированность физического компонента физической культуры личности, по сути, отражает качественно-количественные показатели физического развития, работоспособности, физической и технической подготовленности (т.е. унаследованные морфофункциональные признаки, индивидуальные особенности, двигательные способности личности).
Физическое развитие включает [2,c.180]: вес (действенный показатель школьников с учетом того, что потеря в весе есть один из первых симптомов перенапряжения функциональных систем, их угнетения; потеря в весе свидетельствует о снижении коэффициента полезного действия обмена веществ, о чрезмерной затрате резервов гликогена и жиров; является одним из показателей хорошего функционального состояния организма, его работоспособности и восстанавливаемости); весоростовой показатель (наиболее полно отражает положительную или отрицательную прибавку или сбавку в весе школьников); жизненная емкость легких (ЖЕЛ – произвольная максимальная вентиляция легких, как некая физиологическая составляющая жизнеспособности организма является достаточно значимым звеном в физическом компоненте физической культуры школьников); отношение ЖЕЛ (в мл) к весу (в кг), жизненный индекс человека (жизненность есть структурный компонент жизнеспособности, жизнестойкости человека).
Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). В свою очередь, уровень физической работоспособности школьников – некая мера морфо-функциональных, метаболических и биохимических показателей физической культуры личности школьника.
Двигательная подготовленность школьников есть интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков (технические действия) и степень развития физических (двигательных) качеств (физических способностей). Физическая подготовленность – состояние развития двигательных (физических) качеств. Уровень физической подготовленности обуславливает физические кондиции (физические качества) школьников: общая выносливость отражает приспособительные реакции организма младших школьников к продолжительной работе.
Тем не менее, у детей младшего школьного возраста в состоянии технической подготовленности (качество сформированности двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенностями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способность к коррекции двигательных, действий в конкретных условиях).
Целью становления когнитивного компонента физической культуры личности является приобретение учащимися физкультурных знаний и умений их практического использования в образовательном процессе, самосовершенствования для обеспечения успеха в личностном становлении, а также для сохранения и укрепления индивидуального здоровья [1].
Знания основ теории и методики физической культуры определяют овладение ее ценностями и формируют правильное и сознательное отношение личности к своему здоровью, развитию физических качеств, личной и общественной гигиены, поведению [5,c.27].
Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных знаний в сфере физической культуры, теоретических положений здорового образа жизни и спортивного поведения является основой в становлении когнитивного компонента физической культуры школьников в образовательном процессе.
Качество состояния основных психических процессов младших школьников отражается в [7,c.29]:
- частоте и качестве проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);
- оптимальном состоянии двигательной памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (представлений);
- устойчивость внимания ценна своей качественной характеристикой – сохранением требуемой концентрации внимания в течение длительного времени (при утомлении резко ухудшается) (Е.П. Ильин).
Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности. Этот показатель является одним из важнейших для младших школьников (когнитивного компонента физической культуры личности), определяющий мотивацию школьника и включенность его в процесс самосовершенствования, удовлетворение его потребностей (А.В. Кирьякова, В.И. Андреев, А.Г. Здравомыслов).
Показателями сформированности ценностных ориентаций школьника в сфере физической культуры являются: знание ценностей общесоциальной и физической культуры; умение распознать и выделить ценности физической культуры, а также знать их роль для «себя» и общества.
В обосновании физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности следует отметить, что сформированность потребностно-мотивационной сферы отражает:
· установление учащимися взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;
· улучшение (модернизация) условий повседневной жизни и деятельности за счет одобрения его стороны окружения, признания, имеющихся знаний, авторитета;
· возможность преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры к окончанию начальной школы);
В свою очередь «включенность» школьников в физическую культуру как необходимая характеристика физкультурно-деятельностного компонента физической культуры школьников интегрирует в себе:
а) участие школьника в процессе трансляции ценностей физической культуры (в быту, семье, учебе), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней);
б) деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (личный пример; убеждение);
в) знание правил, способов организации соревнований (судейская подготовленность).
Разработанная структура физической культуры младшего школьника, как динамическое состояние (в частности ее показатели) в нашем исследовании изменились в качественную сторону в опытной группе школьников, в окончании педагогического эксперимента.
Таким образом, проблема формирования физической культуры личности младшего школьника требует теоретико-методологического и методического обоснования использования ценностей физической культуры в образовательном процессе в отношении становления данного личностного состояния. Признавая важность решения заявленной проблемы, отметим, что теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия и структурных компонентов физической культуры личности школьника младшего возраста, отражающие его психофизиологические и двигательные особенности и обосновании образовательного процесса в начальной школе, направленного на становление физической культуры личности.
Литература
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебник [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2.Бундзен, П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения [Текст] / П.В. Бундзен, О.М. Евдокимов, Л.Э. Унесталь // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С.57.
3. Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени / И.М. Быховская. – М.:ФОН, 1997. – 209 с.
3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности [Текст] / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиница, 1989.- 110 с.
4. Ишмухаметов, М.Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе [Текст] / М.Г. Ишмухаметов. – Пермь, 1987.- 78 с.
5. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224 с.
6. Коровин, С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры [Текст] / С.С. Коровин. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- 132 с.: ил. С.29.
7. Общая психология: учебник [Текст] // под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1986. – 464 с.