Каждый человек стремится предугадать свое будущее и предпринимает необходимые шаги, чтобы оно оказалось максимально благополучным. Поступая в университет, тратя лучшие годы на то, чтобы стать настоящим мастером своего дела, все мы лелеем надежду, что усилия не пропадут даром и спустя годы избранное ремесло останется востребованным и принесет заслуженные дивиденды в виде высокого социального статуса, достойной оплаты труда, морального удовлетворения и прочих преференций. Поэтому научный интерес к социальной защите и поддержке студенчества является весьма актуальным: во-первых, в обществе всегда существует потребность в высококвалифицированных специалистах; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе и ее интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.
Студенчество обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, проявляет активный интерес к практическому участию в процессе преобразования России. У него имеется необходимый потенциал для того, чтобы выступать реальным партнером органов законодательной и исполнительной власти в решении задач экономического, культурного, социального и воспитательного характера.
Данный потенциал может быть реализован лишь в том случае, если молодым людям будут предоставлены равные возможности и гарантии в получении образования, обеспечены условия для успешного профессионального старта в период перехода к информационному обществу. Это, в свою очередь, предполагает не только модернизацию существующей системы социальной поддержки молодежи, но и выработку новых стратегических ориентиров профессионального и социального становления студенчества.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации привели к системным институциональным и стратификационным переменам в жизни молодежи, в том числе и студенческой. В стране имеются необходимые предпосылки для решения проблем студенческой молодежи.
На сегодняшний день существует объективная потребность в комплексном подходе к решению проблем студенческой молодежи, в определении концептуальных основ государственной политики в отношении студентов вузов России, наконец, в принятии Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», закрепляющего направления и механизмы обеспечения жизнедеятельности студентов, их социальной защищенности и разностороннего развития.
В условиях модернизации региональных систем социальной защиты и поддержки молодежи особую актуальность приобретает территориальный аспект. Изучение социального положения студенчества региона, специфики региональной жизнедеятельности позволит, с одной стороны, уточнить общие тенденции социальной защиты и поддержки в целом, с другой — создать типологический портрет молодежного регионального социума и на базе этого разработать основные принципы и направления региональной молодежной политики, определить цели и приоритеты регионального управления в сфере работы с молодежью.
Однако, в решении студенческих проблем доминирует ситуативный подход, ориентированный на принятие частных решений, не связанных единой социально-экономической концепцией. Необходим поиск новых подходов к формированию системы социальной защиты студентов, и в целом развития молодежи. Ведь огромное количество студентов поддерживает свое материальное положение, прежде всего за счет материальной поддержки со стороны родителей. В то же время сдерживающим фактором этого процесса является постоянное повышение платы за обучение. Необходимо в отношении молодежной политики студенчества и особенностей ее реализации на федеральном, региональном и вузовском уровнях разработать комплекс мер организационного, правового, экономического и социального характера, главной целью которых является обеспечение необходимых условий для получения студентами качественного образования и раскрытия их инновационного потенциала в интересах личности, региона и страны в целом; также усилить возрастающую роль первичной профсоюзной организации студентов университетов в решении социальных проблем студенчества, а также молодежных студенческих общественных организаций в раскрытии инновационного потенциала будущих специалистов. И задуматься о создании профсоюзов в негосударственных коммерческих вузах. Ведь так как студенчество дифференцировано по самым различным основаниям, продуктивным представляется формирование отличающихся по содержанию, направленности, уровню и объему стратегий социальной защиты и поддержки молодежи: защитной и развивающей. При этом первая должна реализоваться преимущественно через многоуровневую систему социальной защиты отдельных категорий молодежи с целью ее успешной адаптации и интеграции в социум, а вторая — через систему мер, направленных на раскрытие и поддержку творческого потенциала будущих специалистов с целью расширенного экономического, социального и интеллектуального воспроизводства социума. В комплексе реализация данных стратегий позволит оптимизировать процесс развития будущего специалиста, студенчества как особой социальной группы регионального социума и общества в целом.
Основные интересы студенческой молодежи состоят в получении высшего профессионального образования, соответствующего интеллектуальным потребностям личности, позволяющего достойно состязаться на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности. Одновременно уверенность студента — будущего специалиста в том, что его знания окажутся востребованными, является важным, базовым элементом социальной защищенности. Выходом из этой проблемы может служить созданные в государственных вузах центры содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, с использованием системы, позволяющей студенту получать информацию о вакансиях и сообщать о себе непосредственно в собственном вузе. Нужна интерактивная информационная система, содержащая не столько сведения с бирж труда (о вакантных рабочих местах), сколько информацию о реальных потребностях рынка труда.
Такая поддержка поможет вернуть рабочие специальности и поднять производственный потенциал многих предприятий. А так же поможет сбалансировать количество таких специальностей, как «финансисты, экономисты, юристы» и к этим специальностям станут обращаться не из-за их престижа, а действительно люди желающие работать в этой сфере. Ведь именно выпускники таких специальностей страдают в последние годы от нетрудоустроенрости, не выдерживая конкурс на рынке труда. А как известно, если спросу отвечает предложение и делается это в качественном формате, то наступает баланс, устраивающий всех, но до следующего ветра перемен, ведь наш мир развивается семимильными шагами и современному человеку нельзя терять тонус.