Аннотация: В соответствии с условиями рыночной экономики, где доминирующим фактором влияющего на степень развития научно – технического прогресса является конкуренция, особую роль приобретает планирование и разработка подходов, а также методологической базы оценки качества стратегии регионального развития. В условиях, где все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития, целесообразно определять ряд условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства. В статье также рассматриваются факторы, согласно которым существуют определяющие качества выводимой стратегии.
Ключевые слова: развития, региона, стратегии, качество, стороны
Введение: Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов или точек роста. В частности, согласно исследованиям Ф. Перроу экономическая активность в регионе сравнивается с пространством, имеющего противоположные полюса и напряженность которого неравномерна[1]. К центру полюса стремятся определенные векторы силы, однако и существуют и противоположные центростремительные силы. Точки полюсов как бы группируют определенные нововведения, однако если рассматривать передовую отрасль в регионе, то можно представить экономическое пространство, состоящее из отраслей, способных вызвать экономический рост, в пределах влияния развивающейся отрасли на другие менее развитые[2].
Основная часть: Многообразие направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях, обусловлено отсутствием четкого определения территориальных точек роста в отечественной, и в зарубежной литературе. Тем не менее, главным фактором, обеспечивающим возникновение территориальных точек роста, обобщающих их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей.
Возникновение территориальных точек роста обуславливается некоторыми факторами[3]:
- неравномерностью масштабов и эффективности производства;
- наличием особо удобных территорий для размещения предприятий нескольких сопряженных отраслей;
- набирающей силу тенденцией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеется высокотехнологический потенциал, и другими причинами.
Применительно к территориальной организации РФ и ее регионов, на практике это может означать весьма продуктивную реализацию стратегии экономического развития в перспективе. Это определяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной фазе и ведущими отраслями экономики, социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся те отрасли, где имеется существенные научно – технические заделы, а также где возможны прорывы в технике и технологии.
Поэтому стратегия регионального развития, формируя, с одной стороны, основные цели и задачи развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития, при этом, сроки подготовки, утверждения и согласования региональных стратегических документов должны быть существенно сокращены, а качество – значительно повышено[4].
Для этого необходимо создание отсутствующей на сегодняшний день методической базы, основанной на фундаментальных принципах стратегического планирования. При отсутствии какой либо объективно выработанной методики оценки качества стратегии – с одной стороны и при наличии некоторых подходов к определению основных характеристик, определяющих качество региональной стратегии с другой стороны, целесообразно привести пример, согласно которому существуют определяющие качества выводимой стратегии развития, рис. 1.
Научные исследования, посвященные этой проблематике, имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер. Такого рода задачи не могут быть решены раз и навсегда — на каждом новом этапе развития они становятся все более масштабными и острыми. В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей [3, с.79].
|
Рис. 1 Определение приоритетов качества стратегии экономического развития.
На рисунке изображаются факторы, которые так или иначе способствуют или могут способствовать оценить качество формирующейся стратегии долгосрочного развития объекта исследования. При наличии всех факторов можно предположить, что стратегия носит долгосрочный перспективный план развития региона обусловленный качественными факторами оценки.
Данный подход хотя и имеет множество недостатков, к примеру, взять то, что для каждого региона будет и своя стратегия развития, но развитие любого региона в России в значительной мере зависит от создания условий для привлечения инвесторов и покупателей продукции в условиях рыночной экономики. Создание благоприятных условий для экономической деятельности в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.
Исходной целью составления любой стратегии, или стратегического плана, должна быть оценка реальных экономических обстоятельств, с учетом возможного развития ситуации в перспективе, деятельность и положение человека в таком случае выступает ключевой основой при планировании и последующих тактических действиях при достижении стратегических целей, во всех аспектах его деятельности. Уровень социального развития, в конечном счете, определяется экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе.
Исследование путей формирования четко выработанной методики и приоритетов качества стратегии развития экономики региона, функционального обоснования соответствующих методов еще не закончено в силу различных причин, неясности перспектив социальной организации России, отсутствия научной концепции перехода от преимущественно административных к рыночным отношениям и др.
Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадигмы должным образом разрешен быть не может, так как, согласно оценкам, она в значительной степени исчерпала свой потенциал и явно испытывает своего рода логистическое насыщение или же близка к нему[5].
Тем не менее, экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Важным аспектом в рыночной экономике является — не просто произвести что-то, а произвести и реализовать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля. Надежные конкурентные позиции, в таком случае, являются одним из условий нормального развития региональной экономики.
Стабильное развитие региона находится в тесной взаимосвязи с соответствующим кадровым потенциалом, научно-техническим и социально-экономическим. Рост привлекательности региона для инвесторов, может стимулировать факторы, влияющие на дальнейшее развитие и размещения новых и реконструкции существующих производств, возникновения новой наукоемкой продукции, тем самым, способствуя условиям для создания новых рабочих мест.
Выводы: Региональный маркетинг[6] позволяет более четко выявлять уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для планирования и разработки стратегии и развития, которая должна позволять создавать уникальные условия для инвестирования в регион и создания новой продукции в целом. В одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона.
Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей[7], когда ориентируется на использование достижений научно-технического прогресса (НТП) для создания новых продуктов и технологий, новых рынков и т.п. В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд региона и развития производств, проектирования на локальный рынок.
При этом человек должен рассматриваться в качестве главного источника повышения производительности, генерирования идей по разработке, производству, сбыту продукции в условиях нарастания конкуренции и инновационного риска.
Литература
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие для вузов. - М.:, 2002. - 239 с.
2. Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.В. Ивченко. — Калининград, 1998. —С. 17—19.
3. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Эксперт РА «Белая магия стратегий». [Электронный ресурс] URL: [http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2008/part6/ ] (дата обращения: 11.11.2009).
5. Тихонова И.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях//Социологические исследования, 2006, № 12.
6. Лавров А.М., Сурнин В.С. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Региональные аспекты – Кемерово, Кузбассвузиздат, 1994. – 146 с.
7. Проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности машиностроения России / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 9 (76). - стр. 13 [Электронный ресурс] URL:[http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf76-9/vestniksf76-9030.htm] (дата обращения: 10.02.2010).