Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 13840 раз

Библиографическое описание:

Слепцова, С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов / С. А. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1260/ (дата обращения: 16.11.2024).

Конфликты (от лат. conflictus – столкновение) – довольно частое явление. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни и проблема конфликтов в школе не исключение. Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми [1, с. 119]. Тем не менее  в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. Рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.). Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников [2, с. 375]. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики – на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой.

Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие [3, 197].

Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности. Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок.

Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный [3, с. 197 – 213]. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме. Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Проявления, вызванные специфическими причинами, наблюдаются в организации труда учителей; стиле деятельности; необъективности в оценке знаний учащихся, их поведения; проблемном внутреннем состоянии учителя  и ученика и пр.

Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик».  В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе [4, с. 100].

Таблица 1

Причины возникновения конфликтов в системе отношений  «учитель – ученик»

Название причины

конфликтов

Основное содержание

1.

Объективные

причины

К ним относятся главным образом те обстоятельства социального взаимодействия учителя и ученика, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, установок и создают предконфликтную обстановку (неожиданные поступки, высказывания учащихся, нарушающие запланированный ход урока и вызывающие у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»).

 

2.

Организационно – управленческие причины

А) Функционально – организационные причины конфликтов.

- Конфликтное общение в педагогическом коллективе.

- Недостаточное обеспечение учебно-воспитательной и материальной базы (школьные принадлежности, учебники, оснащение кабинетов, оборудование для внеклассных мероприятий и пр.).

 

Б) Личностно – функциональные причины конфликтов.

- Небольшой опыт педагогической практики учителя (молодой учитель).

- Несоответствие требований к нравственным качествам, предъявляемых в отношениях «учитель-ученик».

- Трудности постановки и решения педагогических задач, выражающиеся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия; игнорирование учителем своих прошлых ошибочных действий; недостаточной гибкости изменения и перестройки задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функций. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся (А.К. Маркова);

- Используемый учителем метод обучения не соответствует возможностям учащихся.

- Недооценка возрастных особенностей учащихся старших классов (неуважение к личности, несправедливость, формализм отношений с учащимися).

- Отсутствие педагогического мастерства (организационная беспомощность, немотивированность действий).

 

В)  Ситуативно – управленческие причины конфликтов.

- Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников.

- Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения.

- Учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.

- Ошибки и необоснованные выводы при анализе поступка ученика.

- Учитель торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит.

- Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной.

3.

Социально – психологические причины конфликтов

- Потери и искажения информации в процессе межличностного общения (установка, как результат негативного опыта общения  в системе «учитель-ученик»; неадекватность собственной деятельности; фобии, недостаток времени, ограниченность словарного запаса ученика, неправильное понимание друг друга).

- Ролевая асимметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации [5].

- Разные позиции учителя и ученика в решении сложных проблем, непонимание того, что несовпадение взглядов вызвано различным подходом к решению проблемы.

- Различные способы оценки результатов деятельности.

- Психологическая несовместимость учителя и ученика (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, социальная принадлежность, неудачное сочетание темпераментов и характеров).

- Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками («фавориты» и «нестандартные»).

- Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников.

 

4.

Личностные причины возникновения конфликтов

- Несоответствие ожидаемого поведения участников общения с реальным (нежелательное, недопустимое поведение в результате эгоистической ориентации, склонности к лидерству, недопустимости шуток в свой адрес).

- Низкий уровень социально-психологической и конфликтогенной компетентности учителя.

- Недостаточный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик».

- Низкая психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (подготовка к экзаменам, контрольные и письменные работы, различного вида проверки учебной деятельности).

- Взаимная недостаточная способность к эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание).

- Завышенный или заниженный уровень притязаний участников общения («отстаивание» учеником оценки выше поставленной учителем или молчаливое согласие с фактом занижения оценки, несоответствие прогнозируемых результатов деятельности ученика).

- Холерический тип темперамента (неустойчивая и подвижная нервная система).

- Акцентуации характера (наличие чрезмерно выраженных черт характера, которые являются крайним вариантом нормы).

 

 

Список использованных источников:

  1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу / книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988.
  2. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб: Питер, 2008.
  4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Лисецкий К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников. //  Автореф. дисс. на  соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): система отношений, ученик, учитель, Конфликтное общение, причина, главный образ, конфликт, отношение, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс.


Задать вопрос