Среди разнообразных общественных процессов конца ХХ -начала XXIвека, один из наиболее заметных в области брачно-семейных отношений – стремительное увеличение числа разводов. Расторжение брака – еще в начале прошлого столетия исключительно редкое событие – стало массовым явлением на рубеже веков, затрагивающим интересы множества людей.
Изучение научной литературы позволяет понять, что причины роста разводимости как явления в целом многообразны, и тесно связаны со структурно-функциональными изменениями семьи, в основе которых лежат как социально-экономические, так и психологические мотивы. При этом одни ученые в своих исследованиях отводят ведущую роль именно психологическому фактору, а затем социальному и экономическому факторам. В частности, Исламов Ф.С., занимающийся изучением специфики процессов брачности и разводимости в условиях перестройки социально-экономических и других отношений, пишет: «Казалось бы, в условиях тяжелых экономических условий на первом месте должны быть экономические мотивы развода, однако этого не наблюдается»[9,c.38]. Другие авторы также не обнаруживают значимой связи между средним доходом российской семьи и уровнем ее стабильности [13,c.41; 14]. Третьи рассматривают ряд социально-экономических явлений, как движущую силу бракоразводных процессов [8; 11]. Дальневосточные исследователи, из-за отсутствия данных местной статистики о причинах развода, к сожалению, выдвигают только предположения о том, какие факторы – психологические или экономические в большей степени оказывают влияние на мотивацию разводов на Дальнем Востоке [7, c.66]. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что предпосылками развода является целая совокупность многочисленных факторов, составляющих основу разнообразных явлений социально-экономического и психологического характера и проявляющихся в каждом отдельном случае по-разному.
Так, к социально-экономическим причинам неустойчивости брака относят такие факторы как, неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей; неустроенность семейного быта; зависимость молодых супругов от их родителей; рост экономической самостоятельности молодежи и женщин, в частности неравномерность социальной нагрузки, которую несут в семье и в обществе мужчины и женщины; углубление противоречий между половой и социальной зрелостью молодежи. Также разрушителем брака нередко называют измену одного из супругов, высокий уровень пьянства и алкоголизма, насилие в семье.
Более скрытые, но и более весомые, по мнению ученых, противоречия связывают с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств.
Совокупность психологических факторов соотносят с качествами характера (эгоизмом, упрямством, подозрительностью, жестокостью, грубостью, черствостью и др.), ума, темперамента супругов, с общей их духовной и нравственной культурой, с умением психологически адаптироваться к образу жизни и поведению другого партнера, с умением осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своего поведения.
Очевидно, отдельные из перечисленных факторов могут лежать в основе бракоразводных процессов моряков и рыбаков Приморья, как и других российских семей. С целью узнать конкретные причины, приводящие к разрыву супружеских отношений исследуемой совокупности людей, и выявить характерные особенности их разводов, мы обратились в один из судов города Владивостока. В отличие от ЗАГСа, где с начала 90-х годов в результате упразднения графы «профессия» в материалах по разводам отсутствуют сведения, позволяющие выявить работников морских профессий, в суде такие данные получить можно, однако они также ограничиваются 1997 годом, в котором сведения о профессии уже не указываются.
В делах по бракоразводным процессам поражает необычайно большое разнообразие случаев, которые послужили причиной или мотивом развода. Наиболее часто встречающимся ответом в графе «причины развода» является фраза «не сошлись характерами». Этот мотив принято относить к разряду психологических. В его основе, как правило, лежат индивидуальные особенности характера супругов и их влияние на остроту и частоту конфликтов, силу эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактику и стратегию поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях. При этом некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т. п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье.
Другой причиной развода является злоупотребление алкоголем одного из супругов. Это создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
Измена – еще один распространенный мотив разводов. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. Считается, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании). Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».
Также встречаются и другие причины, например, моральное разложение, хулиганство, грубость, пренебрежение своими обязанностями, различное понимание супругами своих семейных обязанностей, религиозные воззрения, несоответствие социального положения, характера труда. Разумеется, этот набор весьма далек от своей полноты. По-видимому, следует также указать на такие причины, как ревность, ссоры и конфликты с родственниками, неравномерное распределение труда в семье.
Говоря о мотивах разводов в семьях моряков и рыбаков можно с уверенностью отметить, что они также разнообразны и в целом мало отличаются от тех, по которым расходятся в других семьях. Однако все морские семьи объединяет один факт. Возникновение семейных ссор и разногласий супруги пытаются списать на влияние долгого отсутствия одного из партнеров вне семьи, связанного с характером трудовой деятельности, а именно, длительные рейсы. В доказательство приведем некоторые выдержки из бракоразводных дел представителей морских профессий, полученных нами в ходе исследования.
Истец: « …3 года не живу дома, семейные неурядицы, потому что часто в море, супруга злоупотребляет спиртным. У меня есть фактически другая семья, ребенок ушел от матери ко мне, семью сохранить не возможно, прошу расторгнуть наш брак…» [2]
Ответчик: «…моя работа связана с морем, а жена в мое отсутствие ходит по мужикам, с иском согласен, надо было развестись давно, да только дети все держали. Дети мать не уважают. Истица любит выпить и пьет в присутствии детей. Несколько дней не ночевала дома…». Истица: …муж избил меня. Хочу также отметить супружескую неверность с моей родственницей. Простить измену не могу. Ранее также были случаи избиения. Деньгами распоряжается сам…» [3]
Истец: «…моя работа связана с постоянными отъездами в плавания, что не послужило укреплению нашей семьи» [4]
Истец: «…подал на развод, т.к. считаю, что я не являюсь отцом ребенка. Супружеские отношения не поддерживались. Она не давала согласия на развод, хотя жила с другим во время моего отсутствия.» Ответчица: «… ребенок его, с другим не жила… » [5]
Истица: «…у мужа новая семья. Муж работает на плавбазе со своей новой женой и все это время с 1993 по 1996 ведут совместное хозяйство в новой семье…». Ответчик: «…против развода не возражаю» [6]
Как видно, случается, что долгая разлука приводит к измене с последующим образованием новой семьи. За время отсутствия мужа жена находит себе другого, а муж встречает другую спутницу, особенно, если работает на плавбазе, где всегда много женщин (хотя это может произойти и на торговом судне). Другая проблема – это алкоголизм, возникающий на почве того, что один из супругов не может справиться с временным отсутствием другого.
Тем не менее, общеизвестно, что мотивы развода, называемые в суде, гораздо больше соответствуют существующим законам, чем реальным причинам распада семьи. При этом законы оказывают большее влияние на выбор оснований для развода, чем на решение супругов разводиться. В связи с этим, возникает вопрос: каковы же реальные причины разводов?
Беседы с информантами, проводимые в рамках исследований 2003- 2004 гг. среди представителей морских профессий и их семей в Приморье, во многом подтверждают те причины разводов, о которых свидетельствуют материалы бракоразводных дел. Так, наиболее часто звучащий в высказываниях у женщин и мужчин ответ на вопрос о причинах, ведущих к разводу, был следующим: «всему виной измена», приводящая к развитию конкубинатных (внебрачных) связей и часто к разводу. Причем, как оказалось, измена проявляется в двух вариантах: либо мужа «уводят» во время рейса, либо жена за долгое отсутствие мужа на берегу находит ему «замену» (Инф. Н.П. Дубовской [10]).
Для полноты картины, приведем еще несколько высказываний на тему о разводах. Так, например, среди моряков бытует мнение, что одной из причин разрыва отношений являются вопросы материального характера. «Считается, что моряк торгового флота, особенно если работает под флагом, т.е. за границей, за время рейса зарабатывает немалые деньги. Часто возвращаясь домой после длительного рейса и не раз оказываясь в ситуации, когда большая часть заработанных им денег потрачена супругой «неизвестно на что», приходит к решению развестись и найти себе другую жену, которая не потратит ни копейки в период его отсутствия» (Инф. Д.В. Попкова [10]).
Практика показывает, что и такие случаи бывают. Конфликт из-за денег возникает на почве того, что супруги, один из которых находится на берегу, а другой – в море, по-разному оценивают жизненную ситуацию. Так, один, занимающийся исключительно тем, что зарабатывает деньги, считает, что он получает и экономит за время рейса достаточно много, чтобы прийти из рейса и не в чем себе не отказывать. Другой тем временем платит по счетам: это и коммунальные платежи, содержание автомобиля (если такой имеется), расходы на питание, одежду, затраты на ребенка, непредвиденные траты на медицинские услуги, подарки и т.д. и т.п. Таким образом «по мелочам» расходуется довольно приличная сумма, с чем не может смириться тот, кто находится вдали от повседневной суеты и трат. В итоге «бездумной траты денег» одной из сторон происходит разрыв отношений.
В некоторых случаях мотивом к разрыву отношений может послужить быстрый карьерный рост жены с последующим увеличением заработанной платы. «Приобретение материальной независимости и увеличение круга общения, с одной стороны, и отсутствие стремления к профессиональному и духовному росту – с другой, часто приводит к тому, что семейные отношения становятся неинтересными для жены. Вращаясь в высоких кругах, она за время отсутствия мужа находит себе нового супруга, наиболее соответствующего ее уровню. Даже дети не являются помехой к разрыву отношений и при разводе принимают сторону матери» (Инф. Л.И. Диденко [10]).
Нельзя забывать и о материальной неустроенности, особенно на этапе становления семейно-брачных отношений. Так, проблемы, вызванные чаще всего отсутствием жилья у молодой супружеской пары и как следствие, вынужденное проживание с родителями одного из супругов, часто могут стать причинами семейных разногласий, и в конечном итоге привести к разводу. Нахождение двухпоколенной, а часто и трехпоколенной семьи под одной крышей приводит к тому, что «любая мелочь может вызвать ссору или скандал, а потом стать и предлогом разрыва отношений» (Инф. А.А. Карелиной [10]).
В некоторых случаях подобная ситуация осложняется неприязнью родителей по отношению к одному из супругов, что также играет большую роль в жизни молодых супругов. Причем, стоит учитывать тот факт, что один из супругов длительное время находится в рейсе, а другому в это время приходится вынужденно делить кров с его родителями. В семьях, где взаимоотношения между супругами и их родителями хорошие, «возникающие ссоры не перерастают в серьезный конфликт, так как старшее поколение с участием относится к жизни молодых и помогает решать накопившиеся проблемы» ( Инф. В.С. Чурсина [10]).
Исследования показывают, что за обвинениями друг друга в измене, пьянстве, рукоприкладстве, неверном распоряжении семейным бюджетом и др. в большинстве случаев стоит вынужденная временная разлука, вызванная характером профессиональной деятельности одного из супругов. Однако, как отмечает в своей книге Н. Соловьев, «стоит различать причины и поводы разводов, где причины – это совокупность внутренних по отношению к данному семейному процессу обстоятельств, а поводы – это важнейшие, часто случайные обстоятельства, могущие дать толчок для развязывания действий той или другой причины» [12, c. 96]. Так, мы склонны считать, что факт временной разлуки является не причиной развода, а скорее основным поводом, усиливающим остроту возникающих споров, ведущих к взаимному отчуждению супругов. Что касается причин семейных конфликтов в семьях моряков и рыбаков, то они так же разнообразны, как и в других семьях и, в частности, «…могут скрываться за целым рядом психологических проблем, связанных с качествами характера, темперамента, с общей духовной и нравственной культурой, с умением психологически адаптироваться к данному образу жизни и поведению другого партнера» [1, c.298].
Тем не менее, было бы неверно причислять факт разлуки исключительно к факторам, дестабилизирующим семейные отношения. Исследования показали, что влияние разлуки на взаимоотношения в семье имеет двойственный характер, как отрицательный, так и положительный. Существование определенного цикла семейно-брачных отношений, выявленного и зафиксированного в ходе опроса семей, во многом объясняет подобный характер взаимоотношений и помогает ответить на ряд связанных с этим вопросов.
Цикл семейно-брачных отношений моряков и рыбаков можно разделить на два периода. Первый период - муж находится дома, второй - муж – находится в море. В каждом периоде, как мы выяснили, отношения между супругами проходят три стадии: адаптации, устойчивости и усталости.
Цикл семейно-брачных отношений моряков и рыбаков
Период I а) адаптация
б) устойчивость
в) усталость
Период II а) адаптация
б) устойчивость
в) усталость
Каждая из этих стадий имеет свои характерные признаки в зависимости от того, к какому периоду относится. Рассмотрим каждую из них в отдельности. Итак, в период возвращения моряка из рейса отношения между супругами, а также их детьми входят в стадию адаптации.
Все члены семьи после продолжительной разлуки постепенно начинают привыкать друг к другу, к совместному ведению семейного быта и т.п. Именно на этой стадии, многими респондентами отмечается возникновение ссор, конфликтов. Вероятнее всего, это связано с трудностями адаптации. По словам информантов, с одной стороны, по возвращении домой они как будто заново начинают жизнь совместно с новыми им людьми, вновь узнавая друг друга, что особенно касается отношений родителей и детей, преимущественно маленького возраста. С другой стороны, взгляды людей, живущих на берегу, меняются с течением событий повседневного мира, а моряки, находящиеся вдалеке от дома остаются как бы в «законсервированном» состоянии с того момента как они ушли в море.
Иллюстрацией могут послужить ряд примеров из многочисленных интервью с моряками и их женами. Так, по утверждению одной из жен «муж должен понимать, что, без всякого сомнения, всем членам семьи необходима адаптация друг к другу», однако на ее взгляд «мужчине гораздо проще подстроиться к привычному, устоявшемуся за время его отсутствия, укладу жизни, чем менять порядки и рассчитывать, что все начнут жить по-новому…» (Инф. Н. Н. Попковой [10]). Ее муж данную ситуацию рассматривает следующим образом. Он говорит, что «когда приезжает домой, просто не может "въехать" в текучку сразу. Сначала впитывает информацию, знакомится с текущей обстановкой. Соответственно и жена не знает сначала, что с ним делать. Это касается как отношений в быту, так и сексуальных. Причем в обоих случаях – всё как будто начинается заново. Со временем период адаптации уменьшается, возможно, по причине именно цикличности отношений. Так вырабатывается привычка, формируется определённый стереотип поведения (Инф. Д.В. Попкова [10]).
Другие информанты также считают, что «предвкушаемое воссоединение, как один из самых приятных моментов повседневности, часто может обернуться напряженными переживаниями, начиная с трудностей привыкания к другому режиму береговой жизни» (Инф. Е.Б. Доценко [10]). Кроме того, «приходится постоянно уточнять, кто, чем занимается, а это иногда приводит к столкновениям. Если в других семьях супруги ежедневно играют свои роли, то в семьях моряков половина времени уходит на то, чтобы определиться с ролями» (Инф. В.С. Климова [10]).
Очевидно, что при возвращении домой многие испытывают определённый дискомфорт от резкой смены обстановки. Особенно остро это проявляется в первые годы работы. Так, например, один из респондентов после первого 8-ми месячного рейса «квартиру обходил как музей, заново знакомясь со старыми вещами. А из общения с коллегами и собственных наблюдений сделал вывод, что реально на адаптацию к нормальным условиям необходимо не менее месяца. Это во многом зависит от насыщенности событиями жизни на берегу. Однако постепенно возникает ощущение, что адаптация с каждым рейсом проходит быстрее, но, возможно, это сугубо личное восприятие, а для окружающих всё остается, так же, как и раньше» (Инф. Е.В. Хвостова [10]).
Некоторые жены моряков полагают, что «…на то, чтобы муж отошел после напряженной обстановки на работе уходит порядка одной, двух недель. За это время настроение то поднимается, то падает; а потом – все в порядке…» (Инф. Е.В. Скильсара [10]). А их дети, впоследствии сами ставшие моряками вспоминают, что «…отец, когда приезжал с недельной вахты, всегда привозил что-то интересное в портфеле... А они, балбесы, вместо того, чтоб отцу на шею броситься на портфель набрасывались. Конечно неделя - не 4 месяца, но не очень это было приятно ему наверняка... Морякам вообще очень тепла не хватает. Получается, что тебя ждут, но для домашних ты лишь составляющая окружающего их быта, а для тебя каждый раз с приездом начинается новая жизнь. Пароход остаётся за плечами, далеко, как что-то нереальное. И ты, соответственно, ждёшь восторгов от всех окружающих... Вот и выходит нестыковка. Обвинять друзей и семью в чём-то бесполезно, они всё равно до конца тебя не поймут...» (Инф. А.С. Скильсара [10]).
Постепенно на смену первой стадии приходит вторая – стадия устойчивости, которая в полной мере характеризуется стабилизацией отношений в семье.
В ходе исследования супругами не раз отмечалось, что период устойчивости, - самый длительный, однако это зависит от конкретной семьи. При этом мужья добавляли, что часто случается так, «если просидишь дома более 3-4 месяцев, то береговая жизнь затягивает и не хочется уезжать даже при отсутствии финансов» (Инф. В.Ю. Бровко [10]).
За ней следует третья стадия – усталости, во время которой у супругов часто возникает чувство «пресыщения» друг другом. Предположительно процесс пресыщения в семьях моряков наступает быстрее, чем в других семьях. Это происходит вследствие того, что муж постоянно находится дома, а иногда даже больше чем нужно, в ожидании подходящего рейса. Деньги заканчиваются, нет возможности устроиться на временную работу с «достойной» заработанной платой на берегу или даже в другую морскую компанию, так как в любой момент могут вызвать на работу. «В лучшем случае, на что можно рассчитывать - эта временная работа за небольшие деньги в судовой компании на очень короткие рейсы (куда можно устроиться в основном «по знакомству») или работа в компаниях занимающихся перевозкой пассажиров по городу в качестве таксиста, или в худшем случае – грузчиком» ( Инф. В.С. Климова [10]).
Поэтому мужчины не довольные таким своим положением, начинают замечать всякие мелочи в быту, неосознанно вымещают свой страх «упасть в глазах всех членов семьи из-за бездействия» (Инф. Е. В. Хвостова [10]), возможно, просто устают от бытовых проблем. «…усталость тоже присутствует, иногда, бывает, подумываешь и о море», - говорят моряки (Инф. М.Е. Цветкова [10]). Как следствие возникают недопонимания порождающие ссоры. Тем не менее, и эта стадия завершается и переходит в следующую стадию другого периода, когда муж – в рейсе.
Наступающий период в свою очередь можно охарактеризовать, как адаптационный, только уже ни к совместному проживанию и ведению хозяйств, а к жизни отдельно друг от друга. Приведем несколько примеров.
Так, например, Белкин С.В., второй механик танкерного флота, считает, что лично у него период адаптации в море не очень долог, так как «чаще всего встречает тебя до боли знакомое типовое "железо" с некоторыми лишь нюансами его обслуживания и коммерческой работы» (Инф. С.В. Белкина [10]). Попков Д.В., старший помощник капитана танкерного флота, говорит: «всегда полагал, что переезды между судном и берегом – это два мира, две жизни, между которыми нет ничего общего…» (Инф. Д.В. Попкова [10]). Климов В.С., капитан рыбацкого флота, уверен, что после его отъезда жене существенно приходится перекраивать распорядок. «Такая адаптация более сурова, чем после его возвращения, потому как психологически расставание не придаёт веселья, а чисто физически из дома пропадает пара рук (достаточно нужных и сильных)» (Инф. В.С. Климова [10]).
Следующая стадия – устойчивости быстро сменяет предыдущую. В этот период находящиеся в рейсе моряки, также как их жены – на берегу, погружаются в работу, анализируют время, проведенное вместе в семье, некоторые строят планы на будущее. Среди моряков бытует мнение, что не только такие качества как любовь и верность, но и труд и терпение помогают труженикам моря и их семьям преодолевать разлуку и одиночество.
К мысли о том, что «… стадия устойчивости обычно очень стабильна и проста, и напоминает рутину» (Инф. М.В. Климовой [10]), склоняются многие жены моряков. Одним бывает одиноко, но не слишком, потому что всецело занимаются детьми в отсутствие супруга. Другим за время семейной жизни пришлось многому научиться – не только варить, шить, вязать, но и белить потолки, клеить обои в квартире, собирать и переставлять мебель, ремонтировать утюг и пылесос, и т.п. А самое главное, воспитывать детей так, чтобы они не чувствовали долгого отсутствия папы. «За всеми этими занятиями время проходит незаметно» (Инф. А.А. Хвостовой [10]).
Так одна из информантов за годы семейной жизни не работала только 2 года после рождения дочери. Но и в этот период нельзя сказать, чтобы отдыхала. «Иметь детей – это самая тяжелая работа» (Инф. А.А. Карелиной [10]). У другой «никогда не было свободной минуты, чтобы подумать об одиночестве» (Инф. Н.Н.Попковой [10]).
Что касается мужчин, то они также поглощены работой. Оторванность от семьи, текущих береговых проблем, нехватка информации иногда приводят к несколько неадекватному поведению с точки зрения берега при редких телефонных разговорах и обсуждениях даже не очень серьёзных тем. Существует, например, проблема, которую некоторые моряки называют "мыслью рейса". Эта мысль или возникает в рейсе, или идея, сформировавшаяся в уме, выходит в море на первый план и начинает тщательно обдумываться и обсуждаться с окружающими. Создаются стратегические планы по воплощению этой идеи на берегу, человек буквально захвачен своей идеей. Но по возвращении такие планы, как правило, разбиваются о реалии берегового быта или вступают в конфликт с планами других членов семьи. Безусловно, такое поведение характерно не для всех, но многим часто приходилось встречать в своей практике такие случаи (Инф. Д.В. Попкова [10]).
Продолжая тему поведения в рейсе стоит добавить, что во время работы на борту моряки не испытывают ощущения дискомфорта - общаются с разными людьми, при этом тема собственного "ненормального" состояния периодически обсуждается и в общем принимается как нечто естественное и неизбежное в данной среде. Однако иногда на этой почве возникает недопонимание и даже конфликты с родственниками на берегу.
И, наконец, третья стадия – усталости. Моряки устают от монотонной работы и ожидают скорейшего возвращения домой, в свою очередь, их супруги, уставшие от повседневного быта, связанного с совмещением семейных ролей, ожидают мужей из рейса. Эта стадия во многом предопределяет начало следующей, цикл повторяется.
В подтверждение приведем несколько отрывков из интервью:
«…а вот стадия усталости, конечно, серьёзна - хандра, апатия и мысли совсем уже не о работе» (Инф. Е.Б. Доценко [10]); «…период усталости неизбежен, и тоже быстрее и сильнее, чем в присутствии мужа» (Инф. М. В. Климовой [10]);«…думаю, чем больше усталость жены во втором периоде, тем меньше времени тебе дают на адаптацию в первом» (Инф. С.В. Белкина [10]).
Таким образом, характер взаимоотношений в семьях моряков и рыбаков, в отличие от других семей в которых, супруги видят друг друга каждый день в течение многих лет, помогает преодолеть возникновение, например, проблемы пресыщения друг другом. Поскольку в дистантных семьях такая ситуация исчезает также быстро как и возникает. А временная разлука, смена обстановки, в свою очередь, в некоторой степени дает возможность отдохнуть друг от друга, разобраться в семейных конфликтах. Так, возникает предположение, что существующая периодичность в отношениях, как ни странно становится одной из причин удовлетворенности браком.
По словам жен моряков «долгие разлуки делают любовь только крепче. Если любовь есть, то трудности преодолимы любые» (Инф. В.И. Ковалевой [10]). «…Нет однообразия. Нет ощущения, что вы знаете друг друга как свои пять пальцев – и вы больше цените друг друга и проведенное вместе время» (Инф. А.А. Хвостовой [10]). При этом большую роль играет момент ожидаемой встречи после расставания на долгое время: «Зато сколько радости приносили встречи после долгой разлуки! Знаю, как надоедали мы диспетчерам рыбного порта, бесконечно названивая по телефону, чтобы уточнить время прихода судна. И порой часами стояли с детьми у проходной, ожидая, когда нас, наконец, впустят на территорию, проведут к нужному причалу, к которому уже швартуется «наше судно» (Инф. Е.В. Скильсара [10]). Мужья по этому поводу чаще высказываются так: «Для меня возвращение домой – это как праздник, Новый год или Рождество» (Инф В.С. Климова [10]).
Как видно, в семьях моряков и рыбаков причины разводов также разнообразны и в целом мало отличаются от тех, по которым расходятся в других семьях. В их основе лежат как социально-экономические, так и психологические мотивы. Это и вопросы материального характера, проблемы с алкоголем, несходство характеров, измена супругов, и др. Объединяющим же фактором является факт временной разлуки, вызванной производственной необходимостью одного из супругов. Однако в ходе исследования стало очевидным, что данный фактор – это не столько причина развода, сколько повод, усиливающий разногласия и приводящий к разрыву отношений между мужем и женой. Цикл семейных отношений, состоящий из двух периодов, где каждый соответственно подразделяется на три стадии – адаптации, устойчивости и усталости, а также мнения респондентов об удовлетворенности их браком, позволяют сделать вывод о том, что факт разлуки можно рассматривать и в качестве стабилизирующего фактора.
Литература
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 436 с.
2. Архив Первомайского районного суда г. Владивостока, д. №2-261, 1996
3. Архив Первомайского районного суда г. Владивостока, д. №1-254, 1996
4. Архив Первомайского районного суда г. Владивостока, д. №2-576, 1996
5. Архив Первомайского районного суда г. Владивостока, д. №4-2059, 1996
6. Архив Первомайского районного суда г. Владивостока, д. №4-793, 1996
7. Безруков, И.С. Семья в условиях кризиса (на примере Приморского края) / И.С. Безруков, В.И. Залунин, Т.А. Крупа; науч. ред. З.И. Сидоркина. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. – 152с.
8. Голод, С.И., Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи/ С.И. Голод // Социологические исследования. – 2008. – с. 40-49.
9. Исламов Ф.С. Тенденции демографического развития Республики Таджикистан./ Ф.С. Исламов. - Душанбе, Институт демографии АН Республики Таджикистан, 2005. - с. 25-45
10. РФА. Владивосток, 2003-2004.
11. Соловьев, Н.Я. Семья в социалистическом обществе / Н.Я. Соловьев. - М.: Политиздат, 1981. - 63 с.
12. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. М.: Минтис, 1977. - 256с.
13. Янкова, З.А. Мужчина и женщина в семье / З.А. Янкова, Е.Ф. Ачильдиева, О.К. Лосева. – М.: Финансы и статистика, 1983.- 80с.
14. Янкова, З.А. Семья как базисная подсистема общества: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Рос. ин-т культурологии. РАН. - М., 1995. - 42 с.