Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 2330 раз

Библиографическое описание:

Масягина, О. Ю. Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1285/ (дата обращения: 16.11.2024).

Дискуссии, длившиеся на протяжении многих лет – попытки определения сущности и природы интеллекта - в конечном итоге привели к парадоксальному результату: сторонники идеи общего интеллекта в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность вынужденно убеждались, что по отношению к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности общий интеллект – не более чем формально-абстрактное понятие.

С другой стороны, представители идеи интеллекта как совокупности способностей также приходили к выводу о наличии некоего объединяющего начала в различных видах интеллектуальной деятельности.

Социальный интеллект, рассматриваемый нами в рамках возрастного подхода, является самодостаточным феноменом,  представляющим собой целостную систему по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности.

С 2007 года на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» и ДОУ №197 г.Омска разработана и введена в практику учреждений авторская образовательная программа «Я успешен!»для старших дошкольников. Освоение программы идёт через развитие компонентов социального интеллекта (работа над самооценкой, саморегуляцией, осознанием ребёнка себя как объекта и субъекта социальных отношений) средствами ролевых игр, элементов психогимнастики, анализа ситуаций, коллективных творческих проектов, психологической диагностики и коррекции (в т.ч. – сказкотерапии, арттерапии).

Методологической основой построения программы являются:

1.            Показатели социального и интеллектуального развития детей 6-7лет (М.М.Безруких);

2.            Структурные компоненты социального интеллекта [2];

3.            Новообразования дошкольного возраста – воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия, самооценка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже).

Научную основу программы составляет концепция Эрика Эриксона о развитии личности. Развитые люди, с позиции Э.Эриксона, обладают отчётливой картиной мира, принимают свою внутреннюю сущность и ту культуру, в которой они живут. Поэтому процесс развития предстаёт в виде описания внутренних и внешних конфликтов, которые человек должен преодолеть в течение своей жизни. По мере преодоления этих конфликтов у него нарастает чувство внутреннего единства и развивается способность поступать правильно, в соответствии с собственными принципами и реальными обстоятельствами

В частности, в шестилетнем возрасте у ребёнка развивается чувство достижения (стремление получить социально значимый результат). Ребёнок в этом возрасте хочет заслужить признание окружающих взрослых и сверстников через создание чего-либо значимого. При этом для ребёнка важно, что нечто значимое было получено в результате упорной, настойчивой деятельности.

Если взрослый ставит перед ребёнком решаемые, социально значимые и привлекательные задачи и создаёт условия, необходимые для их решения, то ребёнок, скорее всего, пройдёт этот период благополучно. Если же он оказался неподготовленным к школе, не разрешил конфликтов на предыдущих стадиях развития, то этот период может сформировать у него чувство неполноценности. Оно может возникнуть и в том случае, если ребёнок делает хорошо то, что неважно ни для педагогов, ни для сверстников (Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса) [1].

Отличительными особенностями авторской образовательной программы «Я успешен!» (от ряда изученных нами программ схожей тематики) является комплексный подход к развитию социального интеллекта. Под комплексным подходом мы подразумеваем комплексное построение занятий - разнообразие форм и методов, объединённых педагогической целесообразностью в рамках  изучаемых разделов (в отличие от рассмотренных нами программ, представляющих собой подборку упражнений и игр, направленных преимущественно на развитие эмоциональной сферы дошкольников) - виды деятельности чередуются, следуя познавательному или сказочному сюжету.  Программу отличает также ориентированность на зону ближайшего развития (Л.С.Выготский) - наличие в творческих заданиях, исследовательских проектах двух уровней: на первом ребёнок легко может справиться с заданием самостоятельно, на втором  - при небольшой помощи взрослого.

Программа состоит из трёх тематических разделов. Раздел «Самооценка» направлен на развитие когнитивного компонента социального интеллекта. Критериями развития в данном случае выступают: адекватная оценка ребёнком своих способностей, адекватная оценка своей внешности, адекватное позиционирование себя в среде сверстников. Показатели поуровневого развития:

1.    Высокий: адекватно оценивает себя, свои возможности и способности; может самостоятельно  (критически) оценить результаты своего труда, свои поступки;

2.      Средний: затрудняется в оценке   результатов  своего труда, своих поступков, однако, способен проанализировать их при помощи взрослого, испытывает затруднения в определении своего положения в группе и отношении к себе сверстников;

3.    Низкий: недооценка/ переоценка своих возможностей, способностей; ярко выраженное сознание своей значимости / «неполноценности» в группе сверстников, заведомое нивелирование / «восхваление» результатов своего труда; зависимость от мнения взрослых.

Раздел «Саморегуляция» направлен на развитие эмоционального компонента социального интеллекта. Критериями развития здесь выступают: адекватные эмоциональные реакции, простейшие навыки организационной деятельности, действие по образцу/следование инструкции. Показатели поуровневого развития:

1.                  Высокий: умеет организовать свою деятельность в соответствии с целью, умеет сопоставить результаты своих действий с поставленной целью; гибко и адекватно реагирует на изменение ситуации; эмоционально устойчив;

2.                  Средний: стремится к организации своей деятельности, способен следовать инструкциям, требующим внимания и сосредоточенности; может объяснить проявление собственных эмоций в определённых ситуациях;

3.                  Низкий: не способен гибко и адекватно реагировать на изменение ситуации, обладает высоким уровнем тревожности.

Раздел «Межличностное взаимодействие» направлен на развитие поведенческого компонента социального интеллекта. В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, умение устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками, конструктивность взаимодействия. Показатели поуровневого развития:

1.                  Высокий: инициирует взаимодействие, ведет себя адекватно в соответствии с ситуацией взаимодействия, взаимодействие носит конструктивный характер; поддерживает положительный эмоциональный фон;

2.                  Средний: чувствует себя неуверенно при необходимости инициировать взаимодействие; легко идёт на контакт по инициативе другого ребёнка; при возникновении ситуации выбора склонен соглашаться с мнением другого в ущерб своим желаниям и предложениям; стремится поддерживать положительный эмоциональный фон;

3.                  Низкий: взаимодействие носит деструктивный характер, «тянет одеяло на себя», преобладание желания настоять на своём; неприятие особенностей личности других.

Таким образом, мониторинг развития компонентов социального интеллекта старших дошкольников направлен на выявление как текущего уровня развития, так и положительной динамики в соответствии с комплексом критериев, представленных в программе.

 

Литература

1.                  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с

2.                  Савенков А. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-1998.-№2

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, развитие, авторская образовательная программа, адекватная оценка, изменение ситуации, интеллектуальная деятельность, комплексный подход, критерий развития, общий интеллект, положительный эмоциональный фон.


Похожие статьи

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Исследование локализации контроля личности учащихся вечерней школы

Практические идеи для воспитания старших дошкольников

Методы и алгоритмы оценки управляемости эффективности трудовой деятельности сотрудников предприятий

Методика и инструментарий оценки интеллектуального капитала организации

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников

Похожие статьи

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Исследование локализации контроля личности учащихся вечерней школы

Практические идеи для воспитания старших дошкольников

Методы и алгоритмы оценки управляемости эффективности трудовой деятельности сотрудников предприятий

Методика и инструментарий оценки интеллектуального капитала организации

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников

Задать вопрос