Определение потребительского потенциала рынка является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях [2, с. 70].
Она характеризуется масштабами потребления. Характеристики других условий реализации продукции зависят от соотношения потоков производства и потребления. Эти соотношения меняются ввиду различий в ритмичности и интенсивности динамики производства и потребления [1, с.33].
Существует множество методик расчета данного показателя. Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать специфику изучаемого рынка, наличие доступной информации о рынке. Токарев Б.Е. предлагает провести классификацию методов оценки емкости рынка следующим образом:
- на основе структурных характеристик;
- по объемам производства;
- по объемам потребления;
- по объемам продаж;
- комплексные методы [4, с. 381-389].
Исходя из приведенного выше определения емкости рынка, при расчете главным критерием выбора метода являются потребители, так как именно они представляют потребляющую часть рынка. Следовательно, наиболее приемлемым методом является метод по объемам и нормам потребления.
На примере мебельного рынка Новгородской области определены показатели, необходимые для расчета емкости рынка по объемам и нормам потребления, и представлены в таблице 1.
Необходимо учитывать, что мебель приобретается в основном домохозяйствами для обустройства квартир. Следовательно, в качестве потенциальных покупателей можно считать как домохозяйства, так и количество жилых квартир и домов в Новгородской области.
Таблица 1
Данные для расчета емкости мебельного рынка Новгородской области
Показатель |
Год |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Потребительские расходы на одного члена домохозяйства в год, тыс. руб. |
30,709 |
43,253 |
51,593 |
62,528 |
73,540 |
Среднемесячные расходы на 1 члена домохозяйства на мебель, домашнее оборудование и предметы для ухода за домом, в процентах |
4,900 |
6,100 |
8,300 |
6,000 |
7,600 |
Средний размер домохозяйства по переписи 2002 г., чел. |
2,400 |
2,400 |
2,400 |
2,400 |
2,400 |
Число квартир, тыс. ед. |
343,900 |
348,600 |
350,600 |
354,106 |
355,700 |
Число домохозяйств, тыс. ед. |
270,700 |
267,300 |
263,900 |
261,000 |
270,800 |
Из таблицы 1 видно, что количество квартир превышает количество домохозяйств. Значит целесообразней для расчета использовать количество квартир.
Составной частью расчета емкости рынка является норма потребления на одного потребителя. В нашем случае это расходы на потребление мебели, рассчитываемые как произведение расходов на мебель одного члена домохозяйства в денежном выражении и среднего размера домохозяйства.
Таким образом, алгоритм расчета емкости рынка будет выглядеть следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1 Схема расчета емкости мебельного рынка
Полученные данные о емкости мебельного рынка Новгородской области по предлагаемой схеме представлены в таблице 2, где проведен анализ динамики показателя за 2004-2008гг.
Таблица 2
Динамика емкости мебельного рынка в Новгородской области
Год |
Емкость рынка, млн. руб. |
Цепные темпы прироста, % |
Относительное ускорение, п.п. |
2004 |
1,242 |
- |
- |
2005 |
2,207 |
77,7 |
- |
2006 |
3,603 |
63,3 |
-14,4 |
2007 |
3,188 |
-11,5 |
-74,8 |
2008 |
4,771 |
49,7 |
61,2 |
По данным таблицы 2 совершенно определенно можно сказать о значительных колебаниях темпов прироста емкости мебельного рынка в Новгородкой области и их значительном снижении в 2006 и 2007 гг. В 2008 году показатель превысил данные предыдущего года на 49,7%. В среднем темп роста емкости рынка составил 1,3 за 2004-2008гг.
Рассчитывая емкость рынка по предлагаемой схеме, возможно получение данных не только о самом показателе, но и выявление структурных сдвигов, т.е. можно определить за счет какой составляющей и в какой степени произошли изменения показателя. Для этих целей необходимо построить аддитивную модель емкости рынка:
Е=Р×Д×К, (1)
где Е – емкость мебельного рынка, руб.
Р – потребительские расходы одного члена домохозяйства на мебель за год, руб.
Д – средний размер домохозяйства, чел.
К – число квартир, ед.
Абсолютный прирост емкости рынка выражен следующей формулой:
∆Е=Р1×Д1×К1 – Р0×Д0×К0 , (2)
в том числе прирост за счет изменения среднего размера домохозяйства:
∆Е(Д)= Р0×Д1×К1 – Р0×Д0×К1 , (2а)
прирост за счет изменения потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель:
∆Е(Р)= Р1×Д1×К1 – Р0×Д1×К1 , (2б)
прирост за счет изменения числа квартир:
∆Е(К)= Р0×Д0×К1 – Р0×Д0×К0 , (2в)
Таким образом, получена индексная трехфакторная аддитивная модель:
∆Е= ∆Е(Р)+ ∆Е(Д)+ ∆Е(К) , (3)
и трехфакторная мультипликативная модель емкости рынка:
IЕ= IД × IР × IК, (4)
Для изучения динамики емкости рынка за счет трех составляющих за 2007-2008 гг. составлена таблица 3.
Таблица 3
Расчет индекса емкости рынка
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Абсолютный прирост |
Относительные изменения |
Емкость рынка, тыс. руб. |
318838,2 |
477125,2 |
158287,0 |
1,4964 |
Потребительские расходы одного члена домохозяйства на мебель за год, тыс. руб. |
375,2 |
558,9 |
183,7 |
1,4897 |
Средний размер домохозяйства, чел. |
2,4 |
2,4 |
0,0 |
1,0000 |
Число квартир, тыс. ед. |
354,1 |
355,7 |
1,6 |
1,0045 |
Абсолютный прирост емкости рынка составил 158287,0 тыс. рублей или 1,5%.
За счет изменения среднего размера домохозяйства прирост емкости рынка равен:
∆Е(Д)= 320273,4-320273,4 = 0 тыс. руб.
За счет изменения потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель изменения емкости мебельного рынка составили:
∆Е(Р)= 477125,2– 320273 = 156851,7 тыс. руб.
Прирост емкости рынка за счет изменения числа квартир составил:
∆Е(К)= 320273,4 – 318838,2 =1435,2 тыс. руб.
Таким образом, общий прирост емкости мебельного рынка обусловлен неизменным размером домохозяйства, ростом потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель, давшим прирост емкости рынка в 156851,7 тыс. руб. или 1,4897% , увеличением числа квартир, которое привело к увеличению емкости рынка на 1435,2 тыс. руб. (1,0045%):
158287=0+156851,7+1435,2 и 1,4964=1×1,4897×1,0045.
Полученная модель (1) расширяет возможности анализа емкости рынка и позволяет выявлять действие входящих в неё составляющих с помощью индексов.
Литература
1. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования: Учебное пособие / В.Г. Клинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 278с.
2. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, Л.А. Данчонок и др.; Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656 с.
3. Статистический ежегодник Новгородской области. Новгородстат, 2009.
4. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 624 с.