Универсальные творческие действия в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Подоляк, Д. О. Универсальные творческие действия в начальной школе / Д. О. Подоляк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 292-293. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1299/ (дата обращения: 17.10.2024).

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько велики, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации («Концепция модернизации Российского образования», «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», «Стандарты второго поколения», проект «Наша новая школа» и др.). По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Авторы пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»[3]  говорят, что целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.

Современному человеку не нужен статичный, «замороженный» мир. Люди должны с уверенностью смотреть в завтрашний день, в лицо грядущим переменам и уметь жить импровизируя[2]. Мысль человека объединяет прошлое, настоящее и будущее, свободно перемещаясь между ними.

В наше время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей каждого ученика.

 Именно поэтому в современном обществе происходит модернизация российского образования. А.Г.Асмолов и другие в своем пособии выделяют четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

 Мы же в свою очередь не можем не затронуть такой вид универсальных действий как творческие. В общем значении творческий человек – это созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.  

     В связи с этим можно сказать, что универсальные творческие действия – это действия, выходящие за границу требований ситуации. Говоря об универсальных творческих действиях, мы имеем ввиду то, что ребенок будет уметь применять и преобразовывать свои знания, и вносить что-то новое, свое.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу все отношения учащихся с внешним миром определяется его новой позицией – позицией школьника. Именно в это время учитель должен научить ребенка смотреть на мир творчески, не ограничиваясь заданной ситуацией, уметь получать новые знания доступными ему способами, никогда не переставать учиться и всегда пополнять багаж знаний. Младший школьный возраст – это возраст, когда дети готовы к открытию мира. Они хотят учиться активно, интересно. Учитель, в свою очередь, должен стремиться создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.

По мнению специалистов в образовании и философов-мыслителей, современная школа должна формировать, в частности, следующие свойства: адаптивность к вызовам сегодняшнего времени, бесстрашие к ответственности выбора, самодвижение (в условиях команды), креативность в решении задач, обретение системы ценностей (в том числе в диалогическом общении с другими культурами и взглядами), смыслопонимание, эмоциональную развитость, воображение и умение самостоятельно судить о фактах, явлениях, событиях; готовность к смене ролей в ситуациях приоритета социальных целей и т.д.

Между тем констатируется следующее: не создана система постоянного совершенствования творческого опыта младших школьников. Не создана сколько-нибудь внятная организационно-педагогическая система становления и совершенствования опыта творческой деятельности младших школьников. Хотя, начальная школа – это наиболее благоприятное время для развития творческого потенциала учащихся.

Педагоги привыкли ориентироваться на возрастные особенности детей разных ступеней образования. Но практика показывает, что характеристика детей одного возраста неодинаковы. И эта разница создает отрицательный опыт образования. В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека). И элементы творческого опыта каждого ребенка могут служить тем объединяющим началом, которое предотвратит возможное «выпадение» ребенка из общей системы. Итак, это общее – обращенность к творчеству, пусть на разных уровнях. Это основа, на которой может быть выстроена система моделирования совершенствования творческого опыта [1].   

Все это определяет важность выделения именно универсальных творческих действий. На наш взгляд, это могут быть следующие действия:

Þ    действия в зоне творческого развития как самостоятельный выход ученика за пределы «зоны ближайшего развития»;

Þ    действия «творческого подражания» и «подражательного творчества»;

Þ    действия по «переносу» идей в собственное творческо-смысловое пространство;

Þ    исследовательские действия;

Þ    действия становления творческого начала в образовательном пространстве как «полюс возрастного движения», в котором выращивается субъект (И.Д.Фрумин);

Þ    действия саморазвития и самообразования, направленные на постоянное пополнение знаний в условиях творческого поиска;

Þ    действия по самоорганизации образовательного творческого процесса в рамках индивидуальной траектории собственного движения;

Þ    действия, направленные на «освобождение» ученика от заданных правил и образцов деятельности;

Þ    действия, направленные на поиск и выделение необходимой информации из всего информационного пространства;

Þ    действия поиска наиболее эффективных и творческих способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Þ    действия самостоятельного создания алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Þ    действия, направленные на учет и предвидение разных возможностей мнения других.

Таким образом можно сказать, что универсальные действия мобильны, креативны, ориентированы на преодоление фрагментарных знаний в силу метапредметного характера, что позволяет в условиях личного пространства принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Личное пространство – это пространство, где, согласно Мартину Буберу, личность говорит «Я есть индивидуальность», «Я таков». Все основные педагогические подходы, как свидетельствуют исследования, ориентированы на движение субъекта в образовательном пространстве. Поиски своего «места» в системе человеческих отношений и действий направлены на выделение своего личного пространства, на «необходимость найти свою нишу», которая позволила бы адекватно раскрыть и реализовать индивидуальные способности и устремления (Н.Чанилова, В.Шкель)[1].

Делая вывод можно сказать, что переход на новые стандарты образования, где ключевыми аспектами является развитие универсальных учебных действий (действий личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) не может обойтись без универсальных творческих действий. В начальной школе очень важно уделять внимание развитию творческого потенциала учащихся, готовить их быстро развивающемуся будущему,  ожидающего людей креативных, мобильных, творческих, не боящихся перемен.

 

Библиографический список

1.      Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников [Текст]/ М.Н.Ахметова. // Сибирский педагогический журнал. – 2009 - №3. – С. 166-171.

2.      Ахметова, М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке [Текст]/ М.Н.Ахметова. – Новосибирск: Наука, 2005. – 308 с.

3.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.: ил.

4.         Примерные программы начального общего образования в 2х частях Ч.1. – 2-е изд. – Н.: Просвещение. 2009. – 319 с. – (Стандарты второго поколения)

Основные термины (генерируются автоматически): действие, начальная школа, личное пространство, творческий опыт, ребенок, российское образование, современное общество, творческий потенциал учащихся, цель образования.


Задать вопрос