Информатизация является отличительной чертой современного этапа развития общества. Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образовательный процесс.
Информатизацию можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информатизация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре [1].
Информатизация в образовательном процессе направлена на повышение качества содержания образования, проведение разработок и исследований, внедрение, сопровождение и развитие информационных технологий.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создаёт хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса [4].
Следует отметить, что информатизация образования связана не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования, но и с подготовкой новых учебно-методических комплексов, а также формированием принципиально новой культуры педагогического труда. В результате информатизации происходит существенное изменение содержания образования, его методов и организационных форм. Перед нами встают проблемы содержания образования на современном этапе, проблемы соотношения новых информационных технологий и традиционных составляющих учебного процесса, новых взаимоотношений преподавателя, студентов и образовательной среды.
Интенсивно разрабатываются методики применения современных информационных технологий в различных учебных предметах и в разнообразных видах учебной деятельности высшей профессиональной школы. Но, несмотря на разнообразие разрабатываемых методик, образовательному процессу и сегодня нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг. Информационные технологии открывают принципиально новые возможности в организации учебного процесса и направлены на использование в интересах обучения.
Информационные технологии в образовании должны рассматриваться не как альтернатива традиционным средствам обучения, а как разумное дополнение к ним. Использование компьютеров в образовании оправдано только в тех случаях, когда оно предоставляет преподавателям новые возможности в осуществлении их педагогической деятельности или имеет неоспоримые преимущества перед зарекомендовавшими себя формами обучения [2].
Применительно информационных технологий к традиционному учебному процессу И.В.Роберт [6] выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
1. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
2. осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
3. осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
4. высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
5. визуализировать учебную информацию;
6. моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
7. проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
8. формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
9. развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
10. усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
11. формировать культуру познавательной деятельности и др.
Перечень данных средств на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Перечисленные методические цели использования информационных технологий в обучении применимы и в условиях балльно-рейтинговой системы контроля, основой которой являются широко используемые в практике работы отечественных вузов показатели оценки успешности учебно-познавательной деятельности студентов.
Использованию рейтингового контроля в учебном процессе посвящены работы российских и зарубежных исследователей: Р.С. Бекировой, В.П.Беспалько, Н.Б. Борисовой, А.Г.Молибог, В.М.Монахов, Д.Е. Назарова, О.П.Околелов, Е.А.Семенюк, В.А.Сердюкова, М.А. Чошанова, П.А. Юцевичене, М.Б.Юковлевой, Л.Андерсона, Д.Бригсс, Р.Гарнье и многие другие. Создана специализированная серия программных продуктов для технического обеспечения системы рейтингового контроля в вузе. Однако предлагаемые методики нацелены, в основном, на формальную оценку знаний и не в полной мере учитывают личностные особенности обучаемых при формировании критериев оценки качества обучения.
В настоящее время в педагогической практике широко используется система рейтинг-контроля как необходимость в реализации потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной, творческой и активной деятельности. Практическое применение балльно-рейтинговой системы привело к появлению разнообразных технологических схем её реализации. Результаты их применения оказались как положительными, так и отрицательными, что объясняется, в большинстве случаев недостаточной проработанностью педагогических аспектов реализуемой системы контроля.
В этой связи представляет интерес рассмотреть контроль учебно-познавательной деятельности студентов на основе балльно-рейтинговой системы обучения, как целостную систему, включающую такие компоненты как мотивационный, содержательно-информационный, рефлексивно-оценочный, что позволит создать организационно-педагогические условия реализации балльно-рейтинговой системы, разработав критерии оценки качества обучения в условиях личностно-ориентированного подхода.
Выделенные противоречия дали основания сформулировать проблему исследования, состоящую в недостаточной теоретической и практической разработанности балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения в условиях информатизации.
Информационные технологии в условиях балльно-рейтинговой системы должны использоваться для:
1. размещения в глобальной информационной сети всех необходимых для образовательного процесса учебно-методических материалов в электронном виде по всем предметам;
2. создания тестовых и иных заданий, позволяющих не только объективно оценивать качество знаний студентов, но и создавать условия для развития их самостоятельности и творческих способностей;
3. создания эффективной системы самоконтроля;
4. обеспечения виртуального общения студентов и преподавателей с целью получения ответов на вопросы, возникающих в процессе самоподготовки;
5. создания единой системы, позволяющей вести учёт полученных результатов балльно-рейтинговой системы в электронном виде, удобном для текущей работы преподавателей и доступной для студентов;
6. размещения текущих и итоговых результатов балльно-рейтинговой системы в глобальной информационной сети [3].
Реализация каждого из перечисленных пунктов в условиях балльно-рейтинговой системы вызывает ряд сложностей, связанных с теми или иными проблемами в образовательном процессе. На одном из первых мест стоит психологическая проблема части самих педагогов, которые и в современном мире в условиях высокоразвитых информационных технологий не готовы усовершенствовать уже отработанную ими традиционную форму преподавания своего предмета. До сих пор распространены мнения о том, что «советское образование – лучшее образование в мире, в нём не надо ничего менять». Сторонники такой точки зрения не желают воспринимать необратимые мировые тенденции. Тягу молодых людей к компьютеру надо не пресекать, а использовать в целях повышения качества образования, в процессе обучения, как расширение педагогических возможностей.
Аналогичная реакция отчуждения наблюдается у многих педагогов и к использованию балльно-рейтинговой системы, которая непосредственно связана с применением информационных технологий. Приведем слова профессора В.И. Стурмана, выступающего против внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс:
«Большая разница между аттестацией для лучшей подготовки к экзамену и аттестацией фактически вместо экзамена. Ну не будет студент в сессию сильно напрягаться, если 75% оценки у него уже в кармане. Контроль в семестре должен не заменять, а дополнять контроль на экзамене. Подготовка к экзамену, упорная работа в сессию с книгами и конспектами — это время, когда студент занимается чем-то одним, систематизирует и обобщает узнанное в семестре и формирует не фрагментарное, а целостное знание предмета» [7].
И это только один из указанных им недостатков внедрения балльно-рейтинговой системы. Данное противоречие, указывающее на то, что знания, полученные в семестре, не закрепляются в течение сессии за счет того, что результат у студента уже есть и оценка выставлена автоматически, можно решить, по нашему мнению, благодаря итоговому тестированию, которое проводится в конце пройденного курса. Притом один или несколько итоговых тестов (всё зависит непосредственно от каждого предмета индивидуально) должны значительно влиять на результат, который студент может получить автоматически, то есть без успешно пройденного тестирования не может быть получен даже результат «зачтено» или «удовлетворительно». В противном случае студент выходит на сессию и сдает экзамен или зачёт в традиционной форме.
Также следует учитывать и то, что целью повседневной работы преподавателя является не контроль, а обучение. С этой целью необходимо разработать методику и технику создания требуемого количества равносложных контрольных материалов для текущего контроля и обучения. Таким образом, реализуется возможность оперативной проверки, что позволит организовать обратную связь со студентами и использовать эти материалы именно для обучения [5].
Итак, и в этом случае для успешной реализации балльно-рейтинговой системы в образовательном процессе на помощь приходят информационные технологии.
Также в качестве проблемы, связанной с внедрением балльно-рейтинговой системы, Галина Квашнина, начальник управления по учебно-методической работе УрГУ, указывает следующую:
«Преподавателям очень сложно. То ли дело он знал, где поставить «4», а где «5», а сейчас нужно вести журнал учёта по баллам, критериям, все записывать. Каждый студент задает много вопросов. Это напряжённая работа» [8].
Перечисленные и в этих высказываниях проблемы можно решить с помощью современных информационных технологий. Стационарные электронные журналы учёта баллов могут быть сформированы таким образом, что будут доступны в освоении преподавателям с любым уровнем навыков работы с компьютером, что будет подробно описано в практической части диссертационного исследования. Разработанные электронные журналы позволят своевременно выставлять баллы за работу студентов, вести автоматический подсчёт итогового количества баллов за семестр и выставлять полученный результат. Также помогут проводить текущий анализ работы группы, отображая все данные журнала в диаграммах, что самим студентам окажет помощь в своевременной корректировке своей работы.
Электронные журналы позволят преподавателям в любой момент времени показывать студентам их текущий результат, именно показывать на экране компьютера, а не тратить драгоценное время на устное сообщение набранного количества баллов каждым из студентов.
Электронный журнал позволит отображать текущие результаты в виде следующих отчётов: список всех учеников (по рейтингу), список лучших и отстающих учеников, список среднего рейтинга по группам, средний балл по предмету и т.п.
Итак, электронный журнал сделает работу подсчета баллов легкой и удобной, что так важно в работе любого преподавателя, а студентам поможет своевременно узнавать свой результат и по необходимости корректировать текущую работу.
Также непосредственно в условиях балльно-рейтинговой системы могут успешно использоваться и другие достижения информационных технологий, такие как: мировая информационная сеть (электронная почта, чаты, телеконференции, электронные библиотеки и многое другое); электронные учебники; лекции-презентации; интерактивные тексты и гипертексты; аудио-визуальные средства; компьютеризированные практикумы, что, безусловно, поможет сделать работу в условиях балльно-рейтинговой системы более продуктивной.
Литература
1. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И. и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 114 с.
2. Абутин М.В., Колинько К.П., Чирцов А.С. Концепция и опыт использования в реальном учебном процессе электронных мультимедийных сборников по физике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2004, №5, С.3-19.
3. Алгазинов Э.К., Титов В.Т. Организация учебного процесса в вузе на основе балльно-рейтинговой системы // Научный журнал «Фундаментальные исследования» (Российская академия естествознания). – 2008. - №1. – С.130-132.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
5. Бутенков С.А., Сальников В.А., Бутенков Д.С. Методика и средства индивидуального тестирования в ВУЗе. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 21 с.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
7. http://unipress.udsu.ru/default/article?article=1223827472&issue=122382727
8. http://usu.ru/usu/opencms/today/tvUSU/videoNews/2009/video_0043.html