Персональные медиа стали настолько популярными и влиятельными, что многие уже давно и всерьез рассматривают их как мощную социальную силу. В качестве примера можно привести различные сообщества политических партий и движений в Живом Журнале (rumol, ru_opposition, ru_kasparov, ru_kremlin, namarsh_ru, molgvardia_id и т.д. и т.п.), а личный блог есть уже, наверное, у каждого более или менее известного политика – теперь уже включая и президента с его сообществом.
В последнее время раздел «Блоги» в структуру сайта включают все крупные web-редакции, причем независимо от направленности ресурса, а также сами СМИ обзаводятся собственными сетевыми дневниками. Что интересно, такая ситуация наблюдается не только в центральных СМИ. Региональные Интернет-ресурсы, система управления контентом которых позволяет включать данный раздел, предлагает читателям познакомиться с творчеством журналистов, экспертов, а также с заметками простых зарегистрированных пользователей. Естественно, содержание блогов зависит от того, кто их создает и где они публикуются: на женском портале www.cosmo.ru авторы дневниковых записей (как правило, женщины) обсуждают «женские вопросы» (мода, стиль, красота, взаимоотношения мужчин и женщин), на портале социальной сети Liberty.ru обсуждаемые в блогах вопросы гораздо острее и социально значимее. Если говорить о блоггерах из народа, которым просто предоставили на сайте (не на блоггерском сервисе) возможность высказать свою точку зрения, то наблюдения показывают, что пользователи или пишут на личные темы, или, что гораздо важнее для нас, обращают внимание на общественные проблемы.
Аналитики называют блоггерство «гражданской журналистикой» – те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит.
В этом контексте блогосфера в первую очередь ценна обилием личных оценок событий и явлений. В начале 2009 г. автор одного из исследований блогосферы опросил 347 российских блоггеров с просьбой объяснить, какого рода информацию и зачем они обычно размещают в своих онлайновых дневниках. «67% опрошенных заявило, что они ведут блоги, чтобы «лично откликнуться на те или иные события и явления» [1, с.43]. Ключевое для нас слово - «лично», то есть не через посредника, а согласно собственному желанию и собственным возможностям. Выступающая в качестве субъекта журналистики аудитория активно производит информационную продукцию, которая начинает оказывать определенное воздействие, влиять на общественное мнение. Это явление способствует развитию гражданской активности населения.
Блоги как явление гражданской журналистики нередко содержат гражданские инициативы, которые идут либо от самих авторов, которые заявляют о них в первичном посте, либо в комментариях других пользователей.
Рассмотрим типичный пример проявления гражданской инициативы в блогосфере. S-green, ведущий свой блог на сайте www.liberty.ru, заявляет о проблеме коммерческого фотографирования с дикими животными, приводя в качестве примера город Сочи. «В настоящее время АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» совместно с Институтом региональной политики работают над проектом «Сочи - Гостеприимный Город». Один из вопросов проекта - гуманное отношение к животным. Хочется надеяться, что ситуация в городе действительно изменится к лучшему. Ведь у нас масса проблем с животными в городе. На мой взгляд, одна из самых «показательных» - коммерческое фотографирование с дикими животными. Совсем недавно был сюжет о «диких услугах» для отдыхающих. http://www.sochi.ru/news/?id=11984
А вот здесь потрясающая статья 2-годичной давности об антигуманном Сочи. http://www.vita.org.ru/amusement/foto-zoo/fotozoo.htm
А сегодня у морвокзала ко мне опять приставали фотографы с бедными обезьянками и несчастным енотом. На Ахуне мучают львенка, орла, сову, павлина. И вот что я хочу отметить. Сочинские инспекторы Росприроднадзора часто сетуют, что законодательство несовершенно, и у них почти нет оснований для задержания и наказания фотографов с животными. Так кто же нам в Сочи не дает разработать такие «основания»? Вот на Украине уже давно этот вопрос решен. Мэром Киева было подписано распоряжение, фактически запрещающее коммерческое фотографирование с дикими животными. {…} Сначала подобные распоряжения действовали в курортных городах Крыма - Алупке, Феодосии, Ялте, а позже - Верховным Советом Автономной республики Крым было принято постановление «О содержании диких животных и птиц в Автономной Республике Крым», полностью запрещающее фотоуслуги с дикими животными. Может, в чем Украина нам и не пример, но вот в этом мы определенно могли бы у них поучиться. Было бы желание!» [2].
Небольшая по объему заметка автора содержит постановку проблемы, доказательства ее актуальности и самое важное – пути ее решения. Очевидно, что обозначенная проблема характерна для всех городов-курортов. Чем эта запись может оказаться эффективнее, чем заметка или сюжет в традиционных СМИ? В прессе, на радио и телевидении нет тех возможностей, которые использует автор в блоге. Во-первых, гипертекст позволяет «окружить» запись контекстом, s-green помещает ссылки на информацию по данной теме из других источников, и проблема уже описывается не только автором блога, но и другими лицами, к тому же ознакомиться с дополнительными статьями – дело нескольких минут. Если ссылки на дополнительные материалы укажут в прессе, процесс ознакомления осложнится поиском соответствующих номеров газет, а также нужных материалов, на радио и телевидении прослушивание и просмотр необходимой информации также займет больше времени, в Интернете же достаточно «сканировать» публикации, чтобы выделить нужную информацию. Во-вторых, автор имеет возможность обсудить публикацию с другими пользователями. Интерактивные сервисы могут привлечь неограниченное количество желающих высказаться, что опять же невозможно в традиционных СМИ. В-третьих, к блогу можно возвращаться постоянно, зная адрес в сети, пользователи могут каждый день следить за ходом обсуждения и делиться новыми соображениями. В-четвертых, информацию из блога могут перепостить все желающие и таким образом развернуть целую кампанию. Как мы понимаем, в традиционных СМИ это вряд ли возможно (если только речь идет об угрозах национального масштаба). В Интернете, в блоггерской среде «флэш-мобы» (согласованные одновременные действия многих людей) случаются периодически. Любые возможности новых информационных технологий могут быть использованы по-разному, поэтому и флэш-мобы «могут ограничиваться лишь обозначением, вырожденным случаем массовых взаимодействий (собраться, позвенеть ключами и разойтись) или стать социально содержательной акцией протестного или конструктивного характера» [3, с.59].
Таким образом, можно говорить о возрастающей роли творчества блоггеров, о новых технологиях, применяемых пользователями сети для выражения своей гражданской позиции, о появлении новой альтернативной традиционным СМИ медиасреды, способной объединить огромную аудиторию для решения разного рода задач. Данная тенденция является, безусловно, позитивной.
Литература
1. Колезев Д.Е. Блогосфера: источник инфомации и мнений // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 11- 13 мая 2009 г. Под общей редакцией профессора В.В. Тулупова, Часть 2; ВГУ. – Воронеж, 2009
2. http://www.liberty.ru/community/blogs/posts/s-green
3. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Фомичева И.Д. – М.:Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005