Использование тренажеров в лечебной физической культуре для реабилитации спортсменов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 10.02.2017

Статья просмотрена: 16077 раз

Библиографическое описание:

Ешпанова, Г. Т. Использование тренажеров в лечебной физической культуре для реабилитации спортсменов / Г. Т. Ешпанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/140/33457/ (дата обращения: 18.12.2024).



Автор в рамках магистерской диссертации теоретически обосновал использование тренажеров в ЛФК для реабилитации спортсменов.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, травмы, тренажеры, принципы реабилитации спортсменов

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. Во главе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю.

При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Для проведения ЛФК широко применяются различные тренажеры.

Тренажеры — учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажёры могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм — локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы), региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц).

Технические особенности тренажёров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.

Например, такие технические устройства, как «бегущая» дорожка, вело, гребные и другие подобные тренажёры позволяют направленно развивать общую, скоростную и силовую выносливость.

Различные конструкции тяговых устройств, эспандеров, роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости; занятия на мини-батуте совершенствуют ловкость и координацию движений.

Различные по направленности воздействия на организм тренажёры могут быть объединены в одном универсальном устройстве. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные качества.

К целям оздоровительных тренировок на тренажерах можно отнести:

− развитие правильной осанки;

− коррекцию различных проблем позвоночника;

− жиросжигающие тренировки;

− снижение избыточного веса;

− улучшение функциональных возможностей организма;

− занятия при различных отклонениях в состояниях здоровья.

К целям же реабилитационных тренировок относятся:

− восстановление после травм;

− ликвидация дисбаланса физического развития;

− улучшение подвижности суставов.

Применение на практике тренажеров подчиняется определенным принципам. Под принципами понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса.

Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятиях можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Необходимо четко поставить цель в занятиях.

Принцип наглядности. «Наглядность обучения и воспитания предлагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью». Для реализации этого принципа при занятиях на тренажерах применяются специальные тренировочные видеокассеты; звуковые и световые датчики и сигналы.

Принцип доступности. Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью. Вместе с тем принцип доступности не означает, что нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными.

Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает, прежде всего, регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха. Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.

Принцип динамичности. В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований. Это касается физической нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств. Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением. Поэтому многие виды спортивных тренажеров предусматривают специальные программы, либо интерактивное взаимодействие с занимающимся (изменение нагрузки по данным показателей физического состояния).

Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющиеся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений.

Тренажерные устройства могут быть индивидуального или коллективного пользования, а их воздействие на организм — локальным или общим. Возможность дозирования физических нагрузок и направленного воздействия на определенные мышечные группы позволяет с помощью тренажеров избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы и опорно-двигательный аппарат. В связи с этим они показаны при, гипертонической болезни, вегетососудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.

Технические особенности тренажеров определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких. Такие технические устройства, как бегущая дорожка, вело- и гребные тренажеры и им подобные, позволяют направленно развивать общую, скоростную и скоростно-силовую выносливость. Различные конструкции эспандеров и роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости. С помощью мини-батута совершенствуется координация движений. Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут объединяться в одном устройстве и носить название универсальных (например, гимнастический комплекс «Здоровье»). С их помощью можно развивать практически все двигательные качества.

Использование тренажеров для проведения ЛФК способствует укреплению сухожилий и мышц, выправлению суставов, вытягиванию и выпрямлению спины (улучшает осанку и лечит искривление позвоночника, устраняет боли), повышает микроциркуляцию крови и общий тонус тела.

Прямой позвоночник — это: внутренние органы на своих местах, кровоток свободный, энергетический обмен в теле проходит в нормальном режиме. После занятия на тренажёре появляется желание жить, проясняются чувства. Главное здесь — расслабление как тела, как и психики. Спокойствие, лёгкость и при этом собранность. Тело растягивается под собственным весом. Силу натяжения вы можете регулировать с помощью лебёдки. Если чувствуете в себе силы выполнять силовые упражнения на тренажёре (подтягивание рук и ног, скрутки и т. п.), то почувствуете в организме такие мышцы, которые на других тренажёрах задействовать трудно.

Тренажёр как правило крайне полезен для спортсменов. Тренажёр позволяет спортсменам значительно подготовиться к большим нагрузкам и восстанавливать силы.

Основные оздоровительные средства и методики — это специальные физические упражнения с элементами спортивной тренировки и биомеханическая коррекция опорно-двигательного аппарата с использованием новейших технологий. Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. Помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, Райт терапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, мало групповым (3–5 человек) и групповым (8–15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т. е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный этап (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10–20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела: 60–80 % всего времени занятия. В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса, и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3–5 мин после занятия. Очень важна плотность занятий, т. е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20–25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80–90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми. Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК спортсменам следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода:

− индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного;

− систематичность и последовательность применения физических упражнений;

− регулярность воздействия;

− длительность занятий обеспечивает эффективность лечения;

− постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия;

− разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10–15 % с повторением 85- 90 % прежних для закрепления результатов лечения;

− умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные;

− соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.

Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания. В схеме нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии со схемой составляют комплекс упражнений — с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений).

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений. Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средства восстановления утраченных функций организма спортсменов.

Реабилитационное направление заключается в использовании лечебных физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Применение тренажеров в лечебно-реабилитационных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Реабилитационная лечебная физическая культура предназначена для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенные вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти люди ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью реабилитационной физической культурой является восстановление. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи оздоровления организма занимающихся спортом.

В активную современную реабилитацию спортсменов обязательно входят занятия в тренажерном зале по специализированным программам, занятия суставной гимнастикой, мио коррекции со специалистами по современным методикам. Акцент в лечении сделан на продуманный подбор индивидуальных нагрузок, на составление после визуальной диагностики коррекционных программ, направленных на лечение паталогических стереотипов движения, на укрепление мышечного корсета-основного стабилизатора опорно-двигательного аппарата, на увеличение эластичности, гибкости позвоночника, на увеличение амплитуды движения в суставах, на нагрузку кардио-респираторного аппарата во время выполнения гимнастик.

Лечение с помощью правильного движения лежит в основе одного из разделов ЛФК — механотерапии, т. е. лечению с помощью правильно подобранной нагрузки на тренажерах. Тренажеры не создают опасных осевых нагрузок на позвоночник и не вызывают «скручивающие» элементы при движении.

Конечно, далеко не все тренажеры подходят для лечебных и реабилитационных программ. Траектории движения на тренажере должны точно воспроизводить амплитуду работы сустава. На части тренажеров должны быть ограничительные приспособления, которые дают возможность инструкторам подбирать подходящие углы работы суставов при болевых ощущениях или контрактурах. Тренажеры должны иметь приспособления для облегчения старта и финиша во время занятий — дополнительный фактор безопасности.

Методика, по которой работают реабилитационные тренажеры, основана на комплексном подходе к лечению травм опорно-двигательного аппарата спортсменов. Примером реабилитационного оборудования может служить универсальный многофункциональный тренажер с МК для выполнения 500 развивающих и корректирующих упражнений на фоне переменной вибрации, снижающей порог мышечного расслабления и разгружающей позвоночник, с воздействием на большинство активных точек. Это реабилитационная линия, включающая 7 тренажеров.

Анатомичная спинка благодаря своему контуру повторяющему изгиб позвоночника снимает большую часть нагрузки с позвоночного столба. Регулируемое по высоте сиденье позволяет спортсмену любого роста удобно расположиться и выполнить движение технически правильно, обеспечив проработку нужных мышц. Фиксирующий пояс безопасности предупреждает отрыв спины и опасное перенапряжение поясницы. Ограничительный механизм позволяет установить предельную амплитуду движения и проводить тренировку пациентов с травмами или заболеваниями опорно-двигательного аппарата, имеющих ограничение подвижности. Фиксирующий механизм позволяет пациентам, проходящим курс реабилитации устанавливать тренажер в позицию «легкого старта» и выполнять упражнение миновав начальную фазу движения. Устройство для изометрического силового теста позволяет объективизировать силу мышц, анализировать результаты и при необходимости корректировать программу лечения.

Система использования Смарт-Карты с программным обеспечением позволяет следить за реабилитационно-тренировочным процессом, анализировать и при необходимости корректировать тренировочный план.

При тренировке спортсменов, с травмами, используется специальный механизм — ограничитель движения, позволяющий устанавливать необходимую амплитуду и исключать опасные движения.

Таким образом, применение лечебной физической культуры с использованием тренажеров имеет большое значение для реабилитации спортивных травм.

Литература:

  1. Дубровский В. И. Лечебная физкультура (кинезотерапия). — М.: Владос, 2001.
  2. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. / Под ред. проф. А. Ф. Каптелина и к. м. н. И. П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.
  3. Лечебная физическая культура. Справочник / Под ред. В. А. Епифанова — М.: Медицина, 1988, 2001.
  4. Лечебная физическая культура: Учебник / Под ред. С. Н. Попова — М.: Академия, 2004.
  5. Новиков Ю. А. Физкультура или спорт. — М.: Атлетика, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): тренажер, занятие, упражнение, лечебная гимнастика, лечебная физическая культура, нагрузка, опорно-двигательный аппарат, использование тренажеров, физическая нагрузка, гимнастический комплекс.


Ключевые слова

тренажеры, травмы, лечебная физическая культура, принципы реабилитации спортсменов

Похожие статьи

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза

Данная статья посвящена рассмотрению такой системы оздоровления как йога и ее использование в программе физического воспитания студентов вуза.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности

В статье рассматривается важность подготовки студентов специалистов по физической культуре в вузе во вне учебное время т. к. все большую популярность в нашей стране получают занятия оздоровительными системами силовой направленности.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Использования средств лечебной физической культуры в постиммобилизационном периоде спортсменов-баскетболистов высокой квалификации

В статье представлены мероприятия, направленные на рациональное построение тренировочного процесса и управление тренировочными нагрузками спортсменами.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Похожие статьи

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза

Данная статья посвящена рассмотрению такой системы оздоровления как йога и ее использование в программе физического воспитания студентов вуза.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности

В статье рассматривается важность подготовки студентов специалистов по физической культуре в вузе во вне учебное время т. к. все большую популярность в нашей стране получают занятия оздоровительными системами силовой направленности.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Использования средств лечебной физической культуры в постиммобилизационном периоде спортсменов-баскетболистов высокой квалификации

В статье представлены мероприятия, направленные на рациональное построение тренировочного процесса и управление тренировочными нагрузками спортсменами.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Задать вопрос