Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болатова, Б. Ж. Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании / Б. Ж. Болатова, Г. Н. Сулейменова, Д. Т. Шакеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/140/38140/ (дата обращения: 18.12.2024).



Стержневой проблемой модернизации образования в Республике Казахстан является создание эффективной системы управления качеством образования.

Качество образования в современных условиях является одной из важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспособность, как отдельных учебных заведений, так и национальных образовательных систем в целом.

Повышение качества образования является стратегическим направлением развития современной цивилизации. В этой связи особую роль играет активизация интеграционных процессов в сфере образования (в том числе и в рамках Болонской декларации), обеспечивающего непрерывное воспроизводство человеческого капитала — главного ресурса и фактора производства. Формирование единого образовательного пространства должно осуществляться на основе общей стратегии, политики, целей и принципов, единых или близких моделей управления, обеспечивающих предпосылки глобализации мирового рынка труда. Одним из основных элементов создания такого пространства является управление качеством образовательных услуг — основа для доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности.

Главная задача казахстанской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Говоря о качестве образования, необходимо четко определить все используемые термины и определения и указать место, которое занимает менеджмент качества в общей проблематике построения эффективных систем управления в вузах.

Разработанная в Казахстане «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы», определяет развитие образования в направлениях нового уровня менеджмента образования и использования подходов современного корпоративного управления. [2]

Жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента образования. Необходимость разработки и реализации данной Программы обусловлена новым уровнем задач, поставленных перед

К управлению образованием необходимо привлечение широкой общественности — как педагогической, так и разных слоев населения. Общественное участие на разных уровнях управления образованием будет осуществляться в форме попечительских советов.

Важно разработать механизм действенного общественного участия попечительских советов в развитии образования.

Для продвижения ГЧП будет усовершенствована система социального заказа и механизмы государственного финансирования деятельности некоммерческих неправительственных организаций в виде грантов или других механизмов. Предусмотрено системное финансирование неправительственного сектора как основы долгосрочных механизмов ГЧП.

Особо подчеркивается роль попечительского совета за счет участия родителей, оплачивающих за обучение, работодателей, неправительственных организаций в сфере образования и профессиональных ассоциаций.

Для обеспечения корпоративности, прозрачности управления системой образования необходимо функционирование попечительских советов в учебных заведениях, отраслевые и региональные советы по подготовке кадров с участием работодателей.

После внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных предприятий в сферах образования и здравоохранения в вузах, имеющих статус государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, будут внедрены принципы корпоративного управления: коллегиальность в управлении, самостоятельность в осуществлении деятельности, подотчетность по результатам деятельности, прозрачность деятельности, ответственность. Принципы корпоративного управления предполагают три ключевых аспекта управленческой деятельности: принятие стратегии, утверждение бюджета, кадровая политика.

В случае положительного результата принципы корпоративного управления к 2020 году будут внедрены во всех гражданских вузах.

С 2011 года в организациях образования внедрена система планирования, ориентированного на результат, что потребует от руководителей и педагогов новых навыков управления, переподготовки и повышения квалификации. [3]

В сфере воспитательной работы будут предприняты меры по совершенствованию системы планирования, мониторинга, оценки результатов и контроля воспитательной работы в вузах, а также укреплению структуры управления.

Требуется осуществление повышение квалификации руководящих работников системы дошкольного воспитания и обучения, среднего образования по вопросам менеджмента в образовании.

Для внедрения современных технологий менеджмента будет регулярно осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих работников учебных заведений. [1]

Руководителями организаций образования признаются лица, прошедшие подготовку и переподготовку по менеджменту в образовании.

Внедрение корпоративного управления будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

В числе важнейших вопросов отмечена борьба с коррупцией. Для обеспечения «прозрачности» деятельности организаций образования и уменьшения процента коррупции в вузах будут проводиться социологические исследования и акции.

Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. [3]

С целью проведения систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на национальном и региональном уровне необходимо внедрение единой системы мониторинга образования в виде информационной базы управления и прогнозирования путей развития. Для достижения этой цели Национальный центр оценки качества образования будет преобразован в Национальный центр образовательной статистики и оценки (далее — НЦОСО).

Важно проводить мониторинговые обследования. По результатам мониторинга для принятия управленческих решений будут публиковаться ежегодные областные доклады о состоянии и развитии системы образования.

Начиная с 2013 года, ежегодно издается сборник образовательной статистики. Электронная версия сборника размещена на сайтах МОН и НЦОСО. Создана единая база обучающихся, педагогов по всем уровням обучения.

К 2015 году разрозненно существующие электронные базы статистических данных будут объединены в единую базу образовательной статистики. Данная база будет наполняться на основе первичных данных (школа, колледж, вуз, интернат, центры, службы оценки качества и др.) и сосредоточена в МОН РК. Тем самым к 2015 году будет упразднен сбор всех форм административной отчетности, обеспечена прозрачность. [3]

Оценка потребности в специалистах различного профиля и уровня подготовки будет осуществляться на основе системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда, предназначенной для выработки механизмов государственного регулирования и стимулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями экономики, управления и социальной сферы страны.

Литература:

1. Концепция развития образования республики Казахстан до 2015 год, Астана, 2004

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы

3. Аниськина Н. Менеджмент процессов в деловом образовании / Н. Аниськина // Стандарты и качество. — 2003. N 8. — С. 92–93.

4. Злобин Э. В., Мищенко С. В., Герасимов Б. И. Управление качеством в образовательной организации Тамбов: Изд-во ТГТУ,2004. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, корпоративное управление, качество образования, образовательная статистика, повышение квалификации, сфера образования, воспитательная работа, вуз, развитие образования, эффективная система управления.


Похожие статьи

Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения

Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса

Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России

Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний

Проблемы и пути совершенствования системы мотивации персонала на предприятии

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Система социального партнерства в учреждениях сферы образования

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Похожие статьи

Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения

Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса

Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России

Особенности применения электронных средств контроля и надзора при исполнении наказаний

Проблемы и пути совершенствования системы мотивации персонала на предприятии

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Система социального партнерства в учреждениях сферы образования

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Задать вопрос