Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.02.2017

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Пересада, Юлия. Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента / Юлия Пересада, А. В. Обмоина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 278-284. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39041/ (дата обращения: 16.11.2024).



Организация — это сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели [1].

Университет представляет собой организацию и ему необходимо достигнуть поставленной цели — обучить и подготовить к дальнейшему трудоустройству кадры, путем оказания качественных услуг в сфере образовательной и в определенной степени социальной. Как и любой другой организации, его деятельность должна быть направлена на повышение уровня удовлетворенности своих потребителей, а в рассматриваемом случае — студентов. Только в диалоге с потребителями-студентами вуз может повысить качество предоставляемой продукции и услуг. Данный диалог, учитывая масштабы организации, наиболее объективно реализуется в виде опросов студентов касательно их удовлетворенности различными сторонами деятельности высшего учебного заведения. Имея в своем распоряжении данные о мнениях, пожеланиях и каких-либо позитивных или негативных проявлениях внутри организации, можно осуществлять различные модернизации системы качества менеджмента, способствующие значительному повышению ее уровня.

Структура университета состоит из факультетов, поэтому важным является проводить мониторинги и выяснять закономерности именно на базе подобных мелких подорганизаций.

Нами был проведено анонимное анкетирование факультета перерабатывающих технологий Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина. Для исследования было решено провести выборочный опрос. Выборочный опрос — системный способ сбора данных о поведении, взглядах или мнениях людей путем опроса репрезентативной совокупности. Таким образом, данное исследование не потребовало избыточных действий, но в то же время отразило особенности всех основных групп, мнение которых следовало учесть для получения объективных результатов. Были соблюдены следующие соотношения: соотношение между числом обучающихся на 1, 2, 3, 4 курсах и магистратуре, соотношение по половому признаку на каждом курсе, соотношение между количеством обучающихся, проживающих в общежитии и вне его. Для доступности передачи полученной информации в визуальном оформлении использовано разделение на курсы. Разделение на две другие группы было сохранено при анкетировании, но визуально не отображается.

Вопросы анкетирования можно условно разделить на следующие группы:

– выбор ВУЗа и удовлетворенность организацией учебного процесса;

– социально-бытовые вопросы, возникающие у студентов;

– организационные вопросы внеучебной деятельности.

Первый блок включает 4 вопроса. На первый вопрос: «Причины выбора данного факультета?» были даны ответы в следующем соотношении (рис.1):

Рис. 1. Распределение ответов студентов на вопрос о причинах выбора данного факультета

Полученные данные показывают, что большая часть студентов, обучающаяся на бакалавриате, поступила на факультет по совету родителей или знакомых, в то время как обучающие на магистратуре поступили на факультет осознанно, руководствуясь собственными желаниями и наклонностями. Для мальчиков важным показателем является наличие военной кафедры, что свидетельствует о необходимости сохранения достаточного количества мест на данной кафедре для дополнительного привлечения абитуриентов в последующих годах.

Ответы на вопрос «Если бы еще раз представилась возможность выбора, поступили ли на данный факультет?» показали, что большинство студентов довольно выбором данного факультета, что свидетельствует о соответствии программы вуза по привлечению студентов действительности (рис.2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о правильности выбора факультета

Значительная часть студентов удовлетворена построением учебных программ, однако стоит отметить, что на 1 и 3 курсах студенты считают, что на специализированные дисциплины отводится недостаточное количество часов (рис.3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос об удовлетворенности студентов построением учебных программ

На 4 курсе примерно 45 % опрошенных недовольны распределением дисциплин, что свидетельствует о необходимости усовершенствования структуры учебных программ.

Старшие курсы, как видно из гистограммы (рис. 4), в целом удовлетворены построением расписания занятий, в то время как среди 1 и 2 курсов недовольны расписанием в среднем 42 % студентов.

Рис. 4. Распределение ответов студентов о построении расписания занятий

Рис.5. Распределение ответов студентов о проживании об условиях проживания в общежитии

Как видно из гистограммы (рис. 5), примерно половину респондентов недостаточно устраивают условия проживания в общежитии, около 30 % совсем не устраивают.

На вопрос «Считаете ли вы сплоченным свой курс» 100 % положительных ответов было получено при опросе магистрантов. Остальные курсы не характеризуются сплоченным коллективом (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов студентов о сплоченности курса

На вопрос «Часто ли случаются конфликты с преподавателями?» основная масса студентов ответила отрицательно. Однако конфликты все же случаются и не в единичных случаях, поэтому требуют выяснения причин возникновения и предотвращения подобных инцидентов в дальнейшем (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов студентов о конфликтах с преподавателями

Рис. 8. Распределение ответов студентов об участии в культмассовых мероприятиях

Значительная часть студентов принимает участие в культмассовых мероприятиях, проводимых в вузе. Большинство тех, кто не участвует в культмассовой жизни факультета и вуза, объясняли это нехваткой времени (рис. 8).

На вопрос «Занимаетесь ли вы научной деятельностью?» учащиеся 1 курса дали в основном отрицательные ответы слабой информированностью. Показатель магистратуры 100 %, однако необходимо учесть выборочный характер опроса. Многим студентам неинтересны занятия научной деятельностью. На 3 курсе студенты часто отвечали, что не нашли общий язык с преподавателями, поэтому данную ситуацию также необходимо рассмотреть подробней (рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов студентов об участии в научной деятельности

Кураторские часы и внутрифакультетские собрания проводятся довольно часто. Только на старших курсах некоторые учащиеся считают их проведение редким, что может быть связано с продуманным частичным освобождением преподавателей и студентов от данных мероприятий (рис.10).

Рис. 10. Распределение ответов студентов о проведении кураторских часов, внутрифакультетских собраний

Согласно данным, полученным в ходе опроса студентов были выявлены существенные недостатки в системе качества внутривузовского и внутрифакультетского менеджмента.

Студентами 4 курса было отмечено непоследовательное распределение дисциплин в учебных программах. Студенты обучающиеся на 1 и 2 курсах оказались недовольны расписанием занятий. Данные сведения показывают, что необходимо провести дополнительные, узконаправленные исследования в этой области и, если потребуется, внести изменения.

Значительная часть студентов недовольна условиями проживания в общежитии. Необходимо провести анализ, способный выделить пути снижения нагрузки студентов обязанностями, предъявляемыми в общежитии, чтобы последние негативно не отражались ни на учебной деятельности, ни на эмоционально-психологическом самочувствии студентов.

Курсы не отличаются сплоченностью. Довольно часто сплочена только группа. Необходимо организовывать совместные мероприятия для сплочения коллектива.

Отмечались случаи конфликтов с преподавателями, что является побуждением для проведения отдельной работы по выяснению причин инцидентов.

Система качества внутрифакультетского менеджмента на сегодняшний день далека от совершенства, однако следование вышеизложенным рекомендациям позволит поднять ее на более высокий уровень для улучшения учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Мильнер Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер. — М.: Инфра-М, 2006. — 864 с.
Основные термины (генерируются автоматически): распределение ответов студентов, курс, значительная часть студентов, научная деятельность, студент, условие проживания, внутрифакультетский менеджмент, выборочный опрос, построение расписания занятий, причина выбора.


Похожие статьи

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Методика подготовки учителя физики в рамках системы дополнительного профессионального образования к внутришкольному мониторингу качества образования и качества деятельности учителя

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Похожие статьи

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Методика подготовки учителя физики в рамках системы дополнительного профессионального образования к внутришкольному мониторингу качества образования и качества деятельности учителя

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Задать вопрос