В данной статье описывается миниатюрная живопись Востока и ряд преимуществ в миниатюрной живописи. Так же говориться о миниатюре к “Хамсе” Низами и о миниатюрах к произведениям Амира Хусрава Дехлеви.
Миниатюрная живопись Востока своим рождением обязана манускриптам, потому что она органично вписывалась в нее, часто иллюстрируя художественное произведение, а иногда сюжеты миниатюрной живописи выходили за рамки чисто иллюстративных работ, и представляли собой самостоятельное произведение живописного искусства. Для того, чтобы понять и оценить искусство оформления и иллюстрации рукописных книг, нужно рассматривать в свете его тесной зависимости от уровня исторического развития, насущных задач времени и обшей системы выработанных нравственно-эстетических ценностей.
Слово миниатюра произошло в XIX веке от латинского слова «minium». Название соответствует растению миния, краски, из которых получали. В древние времена художественно оформляли начальные буквы, орнаментальные и сюжетные миниатюры на полях книг. В сегодняшнее время, одним из главнейших средств формирования нового типа личности, является искусство, с его огромным эстетическим потенциалом и художественным совершенством. Воспитывать к молодежи чувство любви к прекрасному, формировать в них высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения национального искусства, исторические архитектурные памятники, красоту и богатство родной природы надо с раннего детства, когда закладываются основы национального восприятия ребенка а так же фундамент будущего творческого потенциала его личности.
При этом необходимо опираться на лучшие образы национальной отечественной культуры, которые созданы на основе национальных художественных традиций народа, в данном случае миниатюрная живопись, является для нас духовной, эстетической, нравственной ценностью. Не для кого не секрет, что его нравственное эстетическое содержание, благотворни влияет на воспитание художественно-духовной образованности.
Миниатюрная живопись имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания и художественного образования. Миниатюра при полном включении в урочную, внеклассную и внешкольную деятельность учащихся, будет отличаться широкой разновидностью и многоплановостью:
- Миниатюра охватывает различные виды деятельности-рисунок, живопись, тематическая роспись с учетом специфики миниатюрной живописи;
- Занятия миниатюрной живописью, развивает в ребенке отдельные психолого-физические качества, двигательные навыки, чувство цвета и композиции;
3. Миниатюрная живопись прибщает учащихся с раннего детства, к народным традициям, развивает чувство гордости за национальное искусство и бережное отношение к историческомк и культурному наследию.
Различные области творчества и так же миниатюрная живопись, начала развиваться по закону преемственности. Изучение закона преемственности традиций миниатюрной живописи, поможет выявлению специфики в определенной миниатюрной живописи. Самые первые рукописные миниатюры иранской школы относятся к концу XIII- века и началу XIV-века, столицей которого был Тебриз.
Блестящее искусство миниатюрной живописи Тебризской школы, способствовало появлению новых локальных школ. Стиль этой школы обрел оригинальность художественного языка и зрелость стиля. Развитие стиля этой эпохи, которое охватывает XIV-XV века, вырабатываются композиционные схемы, множество изобразительных приемов, которые в последствии стали каноническими.
Рис. 1. Ширазский стиль. Сцена дойки. Конец XV века
В области художественного языка и стиля, стало происходить сложный процесс формообразования. Миниатюра этой порыстало определять подъем и расцвет Тебризской школы. На основе заимствования отдельных выразительных средств из художественного арсенала других школ, и переработка этих средств в соответствии с задачей своей школы. Достижения миниатюрных живописцев Герата в построении композиции, приемы выражения линейным контуром живых поз и жестов человека, их радостная и звучная гамма, условный знак в изображении архитектуры и пейзажа, все это было передано создателям миниатюры школы Тебриза.
В это время среди мастеров шахской библиотеки, уже выделялись местные художники, такие как ага Мирак, султан Мухаммад, Мир Сайид Али, Музаффар Али и Мирза Али.
Школа миниатюрной живописи, которая образовалась в начале XIV века поднее Тебризской, является Ширазской, по названию провинциального города.
Отличительными особенностями Ширазской школы от Тебризской, можно рассмотреть в иллюстративных рукописях, которые были созданы в этой школе. (“Шахнаме” Фирдоуси 1333 г.). Эти миниатюрные живописи отличаются монументальностью, с преобладанием в изображении золота, красных и желтых тонов. К середине XV века начинает замечаться спад развития этой школы, где раньше рисунок был грубоват, а фигуры людей крупнее. К этому времени художники начали перемещаться в Герад, где над каллиграфами и художниками, а так же многими представителями культуры, покровительствовать тимурид Султан Хусейн.
Иранская миниатюрная школа конца XVI и XVII веков, тесно связана с Исфаханской школой миниатюры. Основоположниками этой миниатюрной школы считались художники Ага Риза и его ученик Риза Аббасий. Во второй половине XVI века начали свою деятельность Али Кули Джаббар и Мухаммад Заман, которые обучались в Италии. Миниатюра Исфаханской школы отличалась тем, что художники в своих работах больше внимания уделяли изображению внутреннего мира человека, по этой причине здесь начал развиваться портретный жанр. Постепенно в миниатюрах начала исчезать яркость и калорийность красок, и миниатюристы начали стремиться придавать в изображении светотень. Художники начали изображать персонажи в типичной для европейской эпохи одежде, что, несомненно, свидетельствует о влиянии восточно-христианского искусства. Это, такие миниатюры Риза Аббасий как, «Портрет старца», «Пастух», «Портрет юноши». Гератская школа миниатюрной живописи берет свое начало в XV веке, со времен правления сына Тимура Шахруха, хотя свой подлинный расцвет она получила при правлении внука Тимура Байсанкуре.
В 1405 году после смерти Тимура, Герат стал столицей государства. Герат становиться одним из крупнейших культурных центров Востока, при правлении Шахруха. При правлении же Байсанкуре, в Герат приглашаются специалисты по изготовлению рукописных книг из Тебриза и Шираза.
В миниатюрах той эпохи прослеживается слияние тебризской и ширазских стилей. Большую и очень важную роль при становлении стиля сыграло и китайской искусство, здесь и декоративные элементы, которые используются на полях миниатюры. Так же это драконы, птицы, лев-собака, элементы изображения облака и скалы. Влияние китайской живописи было распространено лишь впервые десятилетия, к 1420 году это влияние уступает к багдадскому стилю. Представителем багдадской миниатюрной школы был Джунайда Султани. В миниатюрах той поры прослеживается повышение профессионализма художников, свобода и поэтичность манеры.
Гератская школа начала XV века стала закреплять традицию выражения в ритме, в рисунке и колорите. Ритм стал подчиняться тематике миниатюр, рисунок отличается мелкой детализацией композиции, придавая ей завершенность. В колорите преобладают чистые и нежные тона: белый, светло-розовый, серый, молочный, бежевый и иногда золото.
Миниатюра развивалась блестяще, на ряду, с другими видами искусства, развеяла славу Герата по всему Востока. Большая заслуга при этом принадлежит великому поэту — гуманисту Алишеру Наваи. Под меценатством Наваи трудились ученые и знатные мастера ремеслинники и каллиграфы, художники и архитекторы. Творили здесь поэт и философ Абдурахман Джами и прославленный «царь каллиграфов» Султан Али Мешхеди и непревзойденный мастер миниатюры, которого именуют «Рафаэлем Востока», Камалиддин Бегзад. О развитии миниатюрной живописи II — половины XV-века, можно судить по иллюстрациям рукописей «Бустан» Саади (1478 г.), «Хамса» Хусрава Дехлеви (1485 г.), «Гулистан» Саади (1486 г.), автором которых являются блестящие мастерам миниатюры — Мирак Наккаш, Камалиддин Бегзад, Мухаммад Наккаш, Шах Музаффар, Касим Али и многие другие мастера миниатюрной живописи.
Амир Хусрав Дехлеви — один из крупнейших представителей литературы персидского языка средневековья. Его поэзия является связующим звеном в цепи творческих контактов литератур разных времен и народов.
Как нельзя представить «Пятерицу» Дехлеви без «Хамсы» Низами Ганджеви, так невозможно представить себе творчество Абдурахмана Джами, Алишера Наваи без эпических произведений Амира Хусрава. Творчество великого поэта оказало значительное влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока и Центральной Азии, способствовало распространению романтико-реалистических тенденций в эпическом жанре литературы персидского языка. Юношеские годы Дехлеви совпали со временем правления Гиясиддина Балбана (1265–1287 гг.). Свою творческую деятельность он начал при дворе его сына и завоевал признание. Здесь при дворе делийских султанов ему были пожалованы звания «Амира» и «Хусрава», то есть царя поэтов.
Жизнь Амира Хусрава Дехлеви была связана с общественными и политическими событиями того времени, что нашло отражение в его произведениях. Он служил Султанам и был вынужден посвящать им свои прекрасные произведения, поскольку в условиях восточного феодализма литературное творчество без покровительства монархов было немыслимо.
Наибольшее число рукописей, особенно художественно оформленных, было изготовлено во второй половине XV века, начале XVI века, в период наивысшего подъема культуры Центральной Азии. В настоящее время самые древние и достоверные художественно оформленные рукописи произведений Хусрава Дехлеви хранятся в фондах: Российской Федерации город Санкт-Петербург, Республики Узбекистан город Ташкент, Республики Азербайджан город Баку. Поэзия Низами Гянджеви, отмеченная глубиной мысли, высоким художественным мастерством, оказала огромное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока.
Произведения поэта наполнены глубоким общественно-социальным содержанием, проникнуты извечными идеями гуманизма, свободы личности, чистой, самоотверженной любви и верности. Вершиной мысли Низами является социальная утопия. Великий поэт создал живые картины общества, где не было ни угнетателей, ни угнетенных, ни властителей, где все здоровы и прекрасны, не знают не печалей и забот, спокойны за свое будущее.
Вместе с тем Низами являлся, прежде всего, сыном своей эпохи, а его произведения — художественным ее отображением. В своих произведениях Низами воспел истинную, благородную любовь, возвеличил человеческую личность, подчиняя художественные средства раскрытию ее сложного, порой противоречивого внутреннего мира. В произведениях Низами событие и рок не довлеют над судьбой человека, наоборот, человек вершит историю.
Первая поэма «Пятерицы» Низами «Сокровищница тайн», была написана между 1173–1180 годах. По признанию самого поэта, она создана под впечатлением поэмы Санаи (1070–1140) «Сад истин», однако о подражании здесь не может быть и речи. Сходство лишь внешнее: обе поэмы преследовали дидактические цели, переданные в форме бесед — «малакат», где тематика и стиль «Сокровищнице тайн» совершенно оригинальны. Уже в первой поэме «Пятерицы» Низами раскрыл сущность своей концепции гуманизма. Обозревая историю человечества, поэт выразил солидарность с ведущей тенденцией философии и поэзии народов Ближнего и Среднего Востока об изменчивости, непостоянстве и быстротечности мира: все в нем преходяще — и богатство, и сила, и власть, и превосходство над другими, словом все то, что прельщает заурядных людей.
Множество миниатюр создано к поэме Низами «Семь красавиц». Из них миниатюры «Бахрамгул и Фитна на охоте», изображающие Бахрама в семи дворцах у семи красавиц. Они в точности повторяются в соответствующих поэмах Амира Хусрава Дехлеви и Алишера Наваи, однако отличаются количеством изображенных на них персонажей, картинами природы, различием предметов домашнего обихода, одежды, изображением архитектурных ансамблей и степенью мастерства художников.
Рис. 2. Иран, Тебризский стиль. Всадники. ХVII век
Миниатюры, выполненные на сюжеты поэм Низами, определили тематику миниатюр всех последующих поэм «Пятерицы» и способствовала созданию традиционного канона.
Традиции миниатюрной живописи основываются на сохранение тех ценностей, которое накапливалось предшественниками. Традиционность означает в миниатюре следование канону выработанную прежними мастерами. Творческий процесс художника протекал в заимствовании работ признанных художников, причем заимствование, это не полное копирование работ, а создание произведений путем дополнение в изображении миниатюры элементов, в композиционное строение.
Литература:
- Ф.Сулейманов. Миниатюры к «Хамсе» Низами. Издательство «Фан» Т-1985
- Х.Сулейманов. Ф.Сулейманов. Миниатюры к произведениям Амира Хусрова Дехлеви. Издательство «Фан» Т-1983