Современные глянцевые медиапроекты: новые требования и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 1115 раз

Библиографическое описание:

Удовикова, О. А. Современные глянцевые медиапроекты: новые требования и возможности / О. А. Удовикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39340/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наши дни глянцевые журналы существуют на различных платформах — традиционные печатные, которые выходят ежемесячно (возможно раз в два месяца) или еженедельно. Также разрабатываются онлайн-версии, iPad-версии, мобильные приложения и версии печатных изданий. К тому же онлайн-издания различных медиабрендов могут существовать самостоятельно или выходить в виде приложений к печатному изданию, а также представлять контент печатного издания онлайн в электронном виде за отдельную плату (пейволл (paywall) — это совокупность технологий, позволяющих организовать платный доступ к опубликованному контенту). Многие глянцевые издания готовят выпуски специально для iPad, это не является простым копированием журнала в онлайн. Создаются специальные приложения, позволяющие смотреть журнал в новом формате с возможностью обратной связи с редакцией, а также подпиской на месяц или год.

Регулярно появляются новые глянцевые медиапроекты в Интернете. Они существуют отдельно от печатного бренда и самостоятельно разрабатывают и продвигают свой медиабренд. К примеру, Buro 24/7- информационный интернет-ресурс, который освещает актуальные события в мире моды, культуры, красоты, медиа и светской жизни. Такие издания могут начать свой бизнес в качестве самостоятельных блогов о моде — фэшн-блогов. При успешном развитии блоги преобразуются в СМИ. Для этого сайт или страница в социальной сети должна собирать по три тысячи посетителей в сутки. После этого они должны быть включены в соответствующий реестр, который ведет Роскомнадзор.

С появлением новых платформ актуально рассмотреть понятие конвергенции, которая стала яркой тенденцией нашего времени.

Конвергенция (от лат. converge — сближаться, сходиться) — термин, уже давно принятый в геологии, биологии, математике, экономике, языкознании для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. [4, с. 10] Конвергенция в медиаиндустрии — процесс интеграции традиционных и новых медиа, который сопровождается дублированием контента и/или созданием альтернативных медиаплощадок.

Из-за научно-технического прогресса различия между капиталистическими и социальными обществами постепенно начали сглаживаться, что тем самым стимулировало конвергенцию идеологически разных формаций.

В 1962 году известный американский социолог Д. Белл выпускает книгу «Конец идеологии». В ней автор делает вывод о возникновении общества нового типа, где все завязано на технологии знаний. Информационно-коммуникационные технологии, а также информационная индустрия при этом станут двумя важнейшими частями будущей экономики: «Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой» [1].

В 1970-х термин конвергенция все чаще использовался для выражения интеграции информационных и коммуникационных платформ, к которым относятся компьютеры, телефоны, телевизоры. Е. Л. Вартанова говорит о том, что за 80е годы произошли заметные изменения в законодательстве экономически развитых стран. Монополия телекоммуникационных компаний разрушилась, кабельным операторам разрешили выходить на рынок телефонии, а телефонным компаниям, напротив, предоставлять услуги на рынке кабельного и спутникового ТВ. Это явилось первым признанием процесса конвергенции телекоммуникационной и телефонной индустрий на законодательном уровне. [2]

В 1990е, так как заметно увеличилось число компьютеров в офисах и частных квартирах и домах, из-за активного развития и проникновения Интернета развилась дискуссия о полномасштабной конвергенции в СМИ. В 1996 году в США был принят Закон о телекоммуникациях, «Зеленая книга по конвергенции секторов телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий и воздействия ее на регулирование» в ЕС в 1997 году. В результате можно отметить реальный скачок в проникновении и использовании Интернета.

Физически растет «объем» произведенного цифрового контента — переводятся в цифровой формат газетные и журнальные полосы, теле- и кинофильмы, музыкальные композиции. Кроме того, продолжает расти и число гаджетов, которые могут воспроизводить медиаконтент, полученный по телекоммуникационным сетям. Кроме компьютера к числу таких устройств можно отнести мобильные телефоны и цифровые телевизоры. [3] А также устройства формата iPad.

Интернет становится особой инфокоммуникационной средой. Содержание печатных СМИ в нем дополняется материалами и возможностями, которые предоставляют только новые медиа. Цифровизация убирает различия между ранее разными СМИ и сглаживает все типы медиаконтента, а это является отличной основой для конвергенции массмедиа.

Развитие конвергенции является многоуровневым. И кроме технологического уровня, необходимо рассматривать процесс конвергенции на различных уровнях: экономическом и профессионально-производственном. Модель мультиплатформенной редакции позволяет издателям не только ответить на вызовы сегодняшнего дня, но и дает возможность полностью переключиться на цифровые медиаканалы. И если «угасание» печатных медиа в будущем не избежать, то неплохо бы подготовить заранее технологическую базу. [5]

Касательно экономического уровня, важно отметить условия оптимизации производства на основе конвергенции самих СМИ. Так появляются конвергентные редакции, они экономят на процессе производства содержания, создавая контент-продукты не только для основных платформ распространения, но и для смежных. То есть, из-за конвергенции, медиаорганизации могут приходить к хорошим экономическим эффектам, если они используют кроссмедийность контента, то есть способность коммуникационных медиапродуктов, созданных для одной медиаплатформы распространяться и на других. Создавая материалы для печатного издания журналисты адаптируют один и тот же материал для сайта, социальных сетей, а также используют его для сценария видеоролика на YouTube. «Экономисты подчеркивают, что сегодня медиаконгломераты ориентируют свои подразделения на гибкие сетевые взаимоотношения в рамках одной организации. Оптимизация достигается за счет объединения в рамках одного предприятия структур, производящих и распространяющих конвергентное содержание». [4, с.19]

Подходящими примерами данного объединения являются следующие события. В 2006 году крупнейший Интернет-поисковик Google покупает видеохостинговую компанию YouTube за 1,6536 млрд долларов, а производитель компьютерного оборудования Apple создает службу цифрового онлайн-контента Apple TV, она применяется на обычные цифровые телевизоры. Еще один пример — в 2012 году крупнейшая социальная сеть в мире, основанная в 2004 г., Facebook покупает популярное бесплатное мобильное фотоприложение Instagram за 1 млрд. долларов. Одной из последних и самых затратных сделок Facebook стала покупка бесплатного мобильного приложения для обмена сообщениями WhatsApp за 19 млрд. долларов. [6] Конвергенция СМИ также отражается на профессионально- производственном процессе журналистской деятельности. Возросла коммуникационная активность пользователей и аудитория разделилась. Это привело к появлению нового понятия — «произвопотребителей». [4, с.19] Это активные пользователи, которые самостоятельно производят контент в различных социальных сетях, тем самым забирая на себя часть функций журналистов. Таким пользователем можно считать любого современного блогера, производящего контент для достаточно большой аудитории подписчиков. Эта «перемена ролей» имеет как позитивные, так и отрицательные последствия для журналиста любого СМИ, в том числе, глянцевых изданий. Из положительных моментов можно отметить меньшие затраты на печать, распространение, а также обогащение вторичного продукта новыми онлайн-возможностями (движущееся изображение, звук, гипертекст, ссылки), новые формы feedback (обратной связи) с читателем, увеличение прибыли за счет возможности качественного изучения своей аудитории и освобождения журналистов от физических ограничителей газетно-издательского производства, например, размер полосы.

Конечно же с преимуществами появляются и новые трудности.

Главное изменение для профессиональной деятельности в СМИ — новые требования к самому журналисту. На сегодняшний день редакции заинтересованы в сотрудниках, которые способны производить конвергентные материалы. Журналист в наши дни обязан расширять свои навыки, обладая знаниями фотокорреспондента, телеоператора, звукорежиссера, становясь универсальным профессионалом в области СМИ. Таким образом он теряет узкую специализацию. И помимо навыков работы с разными формами текста, конвергентный журналист обязан знать техническую часть вопроса, умея пользоваться базовыми пакетами программ. Хорошо, если журналист также понимает разницу в формате материалов, которые размещаются в печатных изданиях и на ресурсах Интернет.

Отметим, благодаря конвергенции СМИ рождаются новые интегрированные жанры — инфотеймент, эдютеймент. То есть происходит конвергенция жанров и форм. К примеру, объединяются игра и обучение (edutaiment = education+entertaiment), новости и развлечения (infotainment = information+entertainment). [7] Это обозначает проникновение конвергенции в формат и жанры содержания СМИ. Значимой тенденцией непосредственно для глянцевых изданий является появление приложений о моде к деловым и узкопрофильным изданиям. Так у The New York Times появляется приложение T Style, а у Financial Times — How To Spent It. Причина этой тенденции легко объяснима — именно в таких приложениях рекламодатели могут легко размещать свои баннеры и рекламные полосы, получая чистый доход. Преимущество глянцевых журналов над веб-ресурсами и другими периодическими изданиями также состоит в том, что люксовые бренды предпочитают именно их. По данным Nielsen Company, мирового лидера в области маркетинговых исследований, люксовые бренды распределяют 150 млрд долларов рекламного бюджета, инвестируя 22 % из всего бюджета в новостные газеты, и 79 % — в журналы. Издатель и управляющий директор Hubert Burda Media Hong Kong Limited, Энн Капеллан объяснил причину такого распределения: «…наши глянцевые журналы нарочито большого размера, наполнение которых составляют красивые изображение и красивые люди. Каждая страница кричит роскошью!»

Если мы сравним глянцевый журнал с его интернет-сайтом, обнаружим, что несмотря на пересечения контента, сайт — это совершенно отдельная история. Во многом она более активная, динамичная, насыщенная, так как возможности интернета гораздо шире, чем у печатного издания. Изображения и текст на сайте представлены в совершенно разных форма- коллажи, moodboard, анимация. Такие эффекты используются как для статей, так и для рекламных материалов. Не отстают от подачи информации и iPad- версии изданий.

Отметим, что с точки зрения журналистики, конвергенция является выгодной преимущественно крупным медиаконцернам и медиаорганизациям. Их главная задача- увеличение прибыли и более разнообразный формат своего контента за счет мультимедийности и вторичного использования контента внутри структур. Сегодня ни одно направление СМИ, в том числе глянцевое, не может игнорировать технологическую сторону развития. Вместе с новыми преимуществами у СМИ появляются и новые задачи, которые необходимо решать как можно быстрее, поскольку Интернет существует в постоянном обновлении, а новые СМИ в нем растут и развиваются.

Новые медиа почти всегда базируются на новых технологиях. Цифровые журналы по сравнению с печатными имеют отличительные особенности. Это размер текстовых сообщений (в печатном варианте он обширнее). Благодаря специальным приложениям для iPad пользователь может подписаться на один или несколько выпусков журнала. Активно используется технология кросс- медиа. Пользователь не ограничен спецификой только одного медиа, он может обратиться от одного медиа к другому. Например, зайдя на сайт Vogue по одному клику мы можем перейти в любую социальную сеть, где есть аккаунт этого издания. На главной странице мы увидим коллаж из видео, нажав на иконку, сможем перейти на канал YouTube. Таким образом посещая вебсайт мы знакомимся с дополнительной видео-информацией.

Литература:

  1. Белл Д. «Конец идеологии». — 1960 // (The End of Ideology, 1960).
  2. Вартанова, Е. Л. Человек как субъект и объект медиапсихологии. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова/ Ин-т человека, Изд-во Моск. ун-та, 2011
  3. Вартанова, Е. Л. Медиа в пространстве информационно-коммуникационных техноголий // Изд-во Моск. ун-та, 2011
  4. Лукина, М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика, учебное пособие / под ред. М. М. Лукиной 2010
  5. Хлопунова, О. В. Конвергентные модификации СМИ в регионе (на примере средств массовой информации муниципального образования город Новориссийск) / Научный вестник Кубанского государственного книверситета. Медиакоммуникация. 2015. № 1(1). С. 62–65
  6. Facebook покупает мессенджер WhatsApp [Электронный ресурс] URL: www.bbc.co.uk/russian/business/2014/02/140220_facebook_whatsapp_deal (дата обращения: 30.01.2017)
  7. Seno, Alexandra A., The Glamour and the Gloss, Newsweek International, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): печатное издание, издание, СМИ, журнал, конвергенция, конвергенция СМИ, млрд долларов, обратная связь, социальная сеть, увеличение прибыли.


Задать вопрос