Изучение и комплексный психоанализ высших психических функций (ВПФ) в лечении психосоматических заболеваний и психических расстройств. Нейрофизиологическая основа ВПФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Кривушкин, Н. А. Изучение и комплексный психоанализ высших психических функций (ВПФ) в лечении психосоматических заболеваний и психических расстройств. Нейрофизиологическая основа ВПФ / Н. А. Кривушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39357/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мы живём в постоянно меняющемся, перестраивающемся, стремительно развивающемся мире познания и науки. Любой научной отрасли будет характерна тенденция к усложнению, обусловленная получением, обработкой, накоплением, обменом знаний и информации. Медицине в целом, и психологии- в частном- это характерно больше всего. И хотя подход к диагностике, лечении, реабилитации в большинстве своём случае имеет универсальный алгоритм, мы не сможем и не должны по крайней мере подгонять его под каждого пациента. Далеко не все клинические случаи на практике легко решаемы, и мы обязаны довести до совершенства свои навыки и умения оказания медицинской помощи в целях благоприятного исхода болезни. Именно поэтому, я призываю всех и каждого по отдельности читать, читать и ещё раз читать научные исследования, по возможности- самим проектировать их и отдавать себе ясный отчёт о проделанной работе, тем самым, осознавая всю важность своей профессиональной деятельности.

Аспект освещения моей проблемы- современный подход к такому методу лечения психических расстройств как психоанализ. На данный момент существует около десятки школ психоанализа по всему миру, которые совершенно по-разному интерпретируют эту психологическую теорию. Но содержательная компонента теории неизменимая почти во всех концепциях: психолог на основе полученных от пациента мыслей о ассоциациях, снах и фантазиях интерпретирует и формирует диагноз о наличии бессознательных конфликтах и на основании найденного ищет пути решения проблем. И хотя психоанализ имеет широкое хождение среди методов лечения и по сей день широко применим, у него, как и у всех научных теорий и концепций есть свои недостатки, недочёты и общие минусы, в которых мы попытаемся разобраться.

Дабы не быть голословным в своих суждениях, мы подойдём во всех вопросах в данной статье с научной и только с научной точки зрения. За основу будут взяты мета- анализы, которые проводились с 1993 года до настоящего момента такими учёными- психологами как Клаус Граве, Ганс Айзенк, Питер Медавар, Альберт Эллис и многие другие. В ходе данных эмпирических исследований по выявлении эффективности проведения психоанализа по лечению пациентов с психическими расстройствами, ведущими приоритетными ошибочными направлениями в методе лечения были указаны:

– Проявление риска возникновения и негативное влияние ятрогенных факторов. Так, согласно вышеназванным исследованиям, ведение психоанализа оказывает психологический стресс и способствует возникновению у пациента ишемической болезни сердца и заболеваний онкологической направленности. В ходе исследований в Германии, было замечено, что психоанализ не оказывает положительного воздействия на больных, страдающих онкологическими заболеваниями;

– В совокупности с этим, психоанализ не оказывает должного воздействия при лечении пациентов с психосоматическими заболеваниями: происходит лишь кратковременное уменьшение симптомов заболевания и должного облегчения состояния больного не наблюдется;

– Отсутствие нейробиологической и нейрофизиологической основы у теории психоанализа вызывает сомнения в применении самой методики для лечения ряда заболеваний, где нельзя не учитывать анатомо- физиологические особенности организма самого пациента. Зигмунд Фрейд пытался создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психически расстройств, где пытался объяснить и описать механизмы развития вышеназванных патологий. Работа осталась незавершенной и до нас дошли лишь очерки и наброски.

Таким образом, имея за собой проработанный на протяжении времени комплекс медицинских вмешательств в рамках психоанализа, так или иначе, свои “бреши” и “дыры” в ней остаются и даже появляются новые. Возникает вопрос о дополнении и возможного усовершенствования концепции психоанализа и его логического завершения.

Прежде всего, недостаток мы видим в отсутствии нейрофизиологической основы для психоанализа и возможные пути её построения. Не будем бросаться из огня да в полымя, и зададим начало исключительно психологическими терминами. Высшие психические функции (ВПФ)- сложноорганизованные психические процессы, в совокупности, содержащие в себе 5 структурных компонент: мышление, память, воображение, восприятие и речь. Понятие было введено нашим соотечественником, психологом Л. С. Выготским. За основу он принимал “низшие” и “высшие” психические функции, но после, это часть учения устарела, и круг последователей Выготского, внимательно выудив необходимую информацию из письменных источников самого психолога, придали теоретическое значение ВПФ: они приобрели целостную форму и были связаны между собой рядом признаков: интериоризацией, опосредованностью, произвольными способами саморегуляции и общей структурной системностью. Не менее важно и я бы сказал, определяющим тезисом в этом учении уделяется внимание наличие мозговой организации: психофизиологическим коррелятом формирования ВПФ выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково- подкорковую) и горизонтальную (корково- корковую) организацию. Но важно знать и главное понимать, что в отличие от анализаторов и их связи с отделами мозга, где каждый из них функционально привязан к своему отделу (зрительный анализатор к затылочному отделу, например), высшая психическая функция является результатом системной деятельности мозга, где каждая из мозговых структур вносит свой вклад в построение и осуществление деятельности каждой из таких функций.

Разберёмся со значимостью каждой из ВПФ, для обоснования их необходимости применения в методе психоанализа:

– Мышление- одна из главенствующих функций, является процессом моделирования обработки информации и последующее отражение объективной реальности и её свойств. В основе построения положений, из которых складывается таковая реальность, рассматриваются виды умственных операций: сравнение, синтез, анализ, абстракция, индукция и дедукция. Путём применения этих методов мышления мы ищем, структурируем, классифицируем, обрабатываем информацию для лучшего понимания и выстраиваем аксиоматические положения, которые применяем в будущем для решения поставленных перед нами задач и вопросы. Если алгоритм выполнения самой операции нарушается, это влечёт за собой обратимый или же необратимый процесс нарушения памяти, а в след за ней- патологии различного рода и течения. Не маловажен нейрофизиологический базис: работа коры больших полушарий, их функциональная связь с лобными долями и присоединение трёх анализаторов: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Само мышление представляется процессом пространственной синхронизации, в участии которой принимают сверхмедленные потенциалы. Замедление мыслительной активности может привести к усилению их действию и их количественному увеличению, усиление- к уменьшению интервалу и появлению дзет-волн. Данные мозговой активности получают при помощи ЭЭГ, МРТ, ПЭТ.

– Память- целостный и структурный комплекс, принимающий участие в хранении, передачи, обработки и поиска информации. Из структуры мы выделяем следующие процессы памяти- запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от того, какие процессы преобладают в качественном отношении к другим процессам, будут определяться развитие памяти. Так, если человек способствует усиленному накоплению информации для своей памяти, у него может быть развита как долговременная, так и кратковременная память. И от того, как часто он воспроизводит накопленную информацию устанавливается прямо пропорциональная зависимость, когда он её забудет. Нейрофизиологическая основа памяти, также, как и мышление, затрагивает несколько мозговых структур, даже можно сказать-все. Вообще, для нейрофизиологического базиса ВПФ будет характерна анатомо- физиологическая связь одного психического процесс (функции) с другой, что обуславливает её сложноорганизованость и появления сочетанных или комбинированных патологий. Сама память представлена нейронными сетями, где происходят сложные биохимические процессы между последними. Нейроны обеспечивают друг с другом образование синаптических связей; новые связи обеспечивают хранение, обработку, передачу и поиск только что полученной свежей информации, а старый-уже закрепившейся связи, обеспечивают хранение и воспроизведение уже накопившегося материала.

– Воображение- психологический процесс создания или преобразования предметов, ситуаций, образов и явлений путём перестройки уже имеющихся представлений, т. е. процесс переработки прошлого, уже имеющегося опыта за всю профессиональную, учебную, трудовую и прочую деятельность индивида. Воображение будет тесно связано с памятью, как на основе психических процессов, так и в нейрофизиологическом направлении. Решающим фактором связи между двумя ВПФ является наличии следов памяти (образов) для создания воображения, которые как раз, образуются и хранятся в нашей памяти. Но есть два принципиальных психофизиологических различия: память- это единый комплекс простых, стандартных, непреобразованных образов, в то время как система воображения преобразует эти представления и доводит их до максимилизации картины воображения. Во- вторых, полученная картина воображения субъективна: пациент может иметь перед собой несуществующий образ для иных людей, но для него он останется целостной и реальным представления отражения действительности. А отдельные отрезки памяти- стандартные представления и образы, являются объективными понятиями, т. е. аксиоматическими положениями для процесса мышления, и в целом для всех ВПФ.

– Восприятия является синтезом ощущений, представленный сложным процессом приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта. Основной содержательной компонентой будет ощущение, которое отражает лишь один единственный признак или свойство вещи, предмета, объекта или явления, в то время как восприятие- целостная структура, отражающая цельную картину образа. Нейрофизиологической основой будут сенсорные анализаторы организма человека, каждый из которых связан с отдельными зонами коры больших полушарий. Соответственно, вновь прослеживается связь между разными мозговыми структурами, и нарушение формирования восприятия, плотно ложится в создание воображения, а вместе с ним по цепочке и мышления.

– Речь- исторически сложившиеся форма общения посредством языковых конструкций между людьми. Является своеобразной системой кодирования информации о предметах, вещах, ситуациях и явлениях. Также являясь одним из нейрофизиологических элементов мозговой организации принимает участие в функционировании с другими ВПФ, а теснее всего- с мышлением. Так как в лобных долях располагаются уже названные в статье три разновидности речевых анализатора, а также наиболее ярко выраженная активизация потенциации, нарушение механизмов речи одновременно отразится на аппарате мышления и наоборот, повреждение целеполагающей программы мышления повлечёт обратимые и необратимые последствия на речевой и артикуляционный аппараты (синдром лобной доли).

Итог: системность ВПФ приобретают направление в развитии патологий любого рода и течения: как комбинированных, так и единичных. Общность этих психологических процессов имеют непосредственное значения для понимания развития патогенеза болезни с психологической точки зрения, а структуризация нейрофизиологической основы даёт прочное основание для диагностики, установления, процесса протекания психического расстройства или же психосоматического заболевания и что не менее важно, установление прочной связи между отражением различного рода симптомов каждой патологии и их значение для предупреждения развития последующих болезней.

Но как же установить связь между ВПФ и протеканием патологий психофизиологических направленностей на практике? Разберём отдельный клинический случай: на приём к психотерапевту пришёл мужчина, у которого есть семья: молодая красивая жена, двое детей- мальчик и девочка, а также милая собачка. Мужчина ответственно относится к выполняемой им трудовой деятельности, прилежно относится к служебным и дисциплинарным обязательствам. Много устаёт, курит, часто подвержен стрессам. Страдает болями в спине, из-за чего развился остеохондроз. Проходит курс лечения в течении уже продолжительного, долгого времени, но фармакотерапия и прочие назначения врачей не помогают. Сильно обеспокоен своей проблемой, хотя и не торопился идти к психотерапевту.

Учитывая специфику приёмов, мы разберём случай по отдельным фактам, деталям и нюансам, а потом систематизируем картину полученных симптомов и в совокупности- диагноз заболевания с поиском и путями решения проблем. В ходе рассказа о своём жизненном положении у пациента было выявлено нарушение речи- полиморфная дислалия (больной не выговаривает, не произносит букву “Р”). Он сильно озадачен этим, часто пытается огибать слова с этой буквой, тем самым его речь чаще бессвязная, хотя нарушение динамично- больной может свыкнутся на время с этой патологией. Дабы не вызывать возникновение и возможное распространение ятрогенных факторов, после общения с родственниками, было выяснено что в детстве мальчик не занимался с логопедом, он рос один, воспитывался в неблагополучной семье отцом- алкоголиком. Последний, совершал над ним действия психического насилия, часто ругал и кричал, из-за чего у больного остались болезненные воспоминания из детства. Теперь, он не в состоянии свыкнутся и забыть болезненные воспоминания, не может избавиться от остеохондроза. Имеют место быть и соматические симптомы такие как курение и частое перенапряжение на работе, в совокупности с нарушением речи и бессвязным мышлением, у больного началась развиваться артериальная гипертензия, после сделанного ЭКГ. Остаётся рекомендовать больному создать комплекс, систему психологических установок, которые будут целенаправленны на освобождение от личностного страха прошлого и развитие нового восприятия самого себя.

Главным образом, картина психосоматического заболевания развернулась перед нами в классификации отдельных, единичных проблем пациента. Теперь, мы можем собрать каждый из симптомов воедино. Из психической симптоматики мы выделили нарушения речи (полиморфная дислалия) и нарушение мышления (симптом откликаемости). Симптомов нарушения восприятия, воображения и памяти не обнаружено. Вкупе, соединение нарушения речи и мышления создали образ конфигурации больного, где он борется со своим внутренними детскими воспоминаниями, не дающие ему избавиться от психосоматического заболевания. С другой стороны- соматические симптомы (курение, излишнее напряжение) привели к возникновению сторонней, иной патологии, которая лишь может усугубить процесс как психического, так и физиологического выздоровления. В результате, приоритетным направлением в комплексном психоанализе будет структурность, системность, конкретизированность полученных знаний при обследовании и диагностике пациента. Важно учесть каждую из ВПФ, проанализировать наличие нарушений и возможное возникновении каждого психологического процесса, дабы исключить риск появления других патологий. И нельзя не обойтись без основания нейрофизиологического механизма развития заболевания, без его детального понимания, дабы исключить опять же возможность перехода или развитие иного болезненного состояния на другие анатомо- физиологические системы организма. Именно комплексный психоанализ, с рассмотрением каждой из ВПФ может позволить расширить, дополнить и даже при удачном стечении обстоятельств и при проведении эмпирических рандомизированных когортных исследований и ведения мета отчётов, позволит завершить основную концепцию психоанализа. Главное- осознавать и отдавать себе ясный отчёт о проводимом методе лечение, ведь алгоритм может быть универсален, а человеческая жизнь, а вместе с ней и каждый клинический случай- индивидуален, и под частую, требует внимательного и главное- целостного рассмотрения, без исключений на другие болезни и болезненные состояния. Только так можно добиться прогрессирующего лечения как психической, так и соматической стороны заболевания и полного выздоровления пациента, с последующим предупреждения рецидива патологии.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». 2003. Страниц: 235
Основные термины (генерируются автоматически): нейрофизиологическая основа, нарушение речи, процесс, психосоматическое заболевание, комплексный психоанализ, лечение пациентов, метод лечения, мозговая организация, нейрофизиологический базис, путь решения проблем.


Похожие статьи

Психогенные особенности соматических и соматогенных расстройств в детском и подростковом возрастах

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Вопросы диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств

Электрофизиологическая оценка влияния прокинетиков на моторику желудочно-кишечного тракта

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Психогенные особенности соматических и соматогенных расстройств в детском и подростковом возрастах

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Вопросы диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств

Электрофизиологическая оценка влияния прокинетиков на моторику желудочно-кишечного тракта

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос