В статье поднимается проблема готовности старших дошкольников к обучению математике в школе, рассматриваются признаки и основные компоненты математической готовности, описываются результаты тестирования дошкольников на предмет готовности к изучению математики в школе.
Ключевые слова: готовность к школе, математическая готовность, старшие дошкольники
Математика сегодня — это не просто наука, а одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Вопрос, который всегда волнует родителей — это полноценное развитие ребенка на всех этапах его взросления, но особо острым этот вопрос является в предшкольный период. Родители и педагоги стараются правильно подготовить старших дошкольников к школе. Одним из показателей готовности ребенка к школе является уровень сформированности его математических знаний и умений. Математическая готовность детей является важным вопросом педагогики, работой над которым занимались и занимаются многие ученые и педагоги, например, доктор педагогических наук, российский педагог-методист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина и другие.
Успешность обучения, как и успех любой другой деятельности во многом зависит от готовности к школе: от желания учиться, от умения общаться с другими детьми, от стремлений ребенка к достижениям, от его ответственности и трудолюбия. Н. А. Виноградова определяет готовность к школе как совокупность психологических особенностей, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [3, с. 364]. Л. И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника», что подразумевает потребность знаний и общения на новом уровне.
Специалисты выделяют параметры школьной зрелости. Так Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Д. Б. Венгер говорят о формировании предпосылок к учебной деятельности (например, следование правилам, выполнение четких инструкций, умение делать задания по образцу) и развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности [2].
На сегодняшний день признано, что готовность к школьному обучению является многокомплексным образованием, для которого требуются комплексные психологические исследования. Наиболее расширенная классификация компонентов психологической готовности предлагается в трудах Н. А. Виноградовой:
− мотивационная сфера готовности указывает на отношение ребенка к учебной деятельности как к общественно значимому делу и на стремление к приобретению знаний;
− личностная готовность характеризует определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения;
− волевая готовность — умения ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном;
− интеллектуальная готовность — это определенный уровень развития познавательных процессов;
− коммуникативная готовность — уровень развития умений и навыков общения и установления контактов со сверстниками и взрослыми [3, с. 366].
И. Н. Кулагина отмечает, что интеллектуальная готовность ребенка к обучению включает в себя следующие процессы: обобщение свойств предметов, сравнение, выделение основных признаков, умение сделать вывод [7]. На основе работ коллег Н. И. Ливанова делает акцент на том, что интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и запаса знаний. В частности, эти знания включают в себя знания об окружающей действительности. Элементарные знания по обществознанию, природоведению, математике, знание детской литературы. Ребенок также должен владеть планомерным восприятием.
Н. И. Гуткина даёт классификацию компонентов интеллектуальной зрелости дошкольника. Сюда относятся восприятие, включающее выделение фигур из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление (постижения основных связей предметов, объектов); логическое запоминание; сенсомоторная координация; развитие мелкой моторики рук. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная готовность отражает функциональное созревание структур головного мозга [4, с. 14].
Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующая познавательная активность. Сформированность всех компонентов готовности к школе становится причиной успешного обучения детей математике [8].
Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович определяют математическую готовность к обучению в школе как некий показатель освоения математических основ окружающей действительности. Показатель даёт представления о развитии познавательных и творческих способностей детей, их умений к обобщению, сравнению, выявлению и установке закономерностей, связей и отношений. Также оцениваются умение решать проблемы, выдвигать их, предвидеть разные ходы решения и возможные результаты творческих задач. В более конкретной трактовке математическая готовность — показатель возможностей выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельность в решении творческих задач и оценке результата [1, с. 136].
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько заметили, что существующие программы, их усвоение, требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных способностей. Таким образом — математическая готовность к обучению в школе — это зрелость познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного. Исследователи пишут о том, что образное мышление позволяет понять отношения между предметами окружающей действительности, выделить наиболее существенные свойства предмета. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника [6, c. 58].
Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п. В настоящее время разработано достаточное количество методик, позволяющих выявить готовность к школьному обучению. Они обладают рядом преимуществ, являются простыми, доступными, информативными и надёжными. Они быстры и легки в обработке. Эти методики используют как учителя, так и специалисты медико-педагогических комиссий.
Наиболее популярной в определении математической готовности является методика Л. И. Кляузер [5]. В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было — зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений.
Для определения уровня готовности детей к изучению математики в школе нами были выбраны 2 воспитанника детского сада Полина Ю. (6 лет) и Паша Л. (6 лет).
В соответствии со списком требований детям в ходе занятий поочередно демонстрировались монеты разного номинала, предъявлялись геометрические фигуры, рисунки с вертикальными и горизонтальными линиями, «тайно» указывались предметы, находящиеся сзади, справа, слева, спереди и так далее. Задавались уточняющие вопросы, позволявшие установить, владеет ли дошкольник элементарными математическими знаниями. Фиксировалось, сколько элементов из списка «доступно» дошкольнику (владение тем или иным элементом условно оценивалось в один балл; частичное владение в пол балла; всего испытуемый мог набрать двадцать три балла).
По результатам опроса Полина Ю. набрала 17 баллов, Паша Л. набрал 20 баллов. Вариант полного невладения каким-либо умением отсутствует. Таким образом, опрашиваемые дошкольники в той или иной степени, но владеют всеми основными математическими знаниями и умениями, свойственными для будущих первоклассников.
Полина Ю. набрала меньше количество баллов, что свойственно для девочки. Девочки, обычно, проявляют меньший интерес к математике, нежели мальчики. У Полины средний уровень подготовки к изучению математики. Хорошо развиты умения выделять часть и целое, различать и читать печатные цифры, соотносить их с множеством предметов. Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки. Использует полученные знания в быту.
Паша Л. проявляет явную заинтересованность математикой и отличается высоким уровнем подготовки к ее систематическому изучению. В отличии от Полины, он знает последовательность дней недели, месяцев года, понимает относительность пространственных ориентировок и может определить свое местонахождение среди окружающих объектов. А также, определяет простейшие связи между объектами (часть-целое, форма и т. д.).
Есть темы, которые не понятны, сложны для обоих детей: знание денежных номиналов (монет), способы измерения, сериация предметов по величине, умение пользоваться линейкой и трафаретом, представление об определении времени по часам и т. д. На эти темы следует обратить особое внимание в ближайший год. Таким образом, мы наблюдаем достаточно высокий уровень математической готовности к школе у опрашиваемых дошкольников. Это говорит о хорошей работе воспитателей, которые могут подготовить детей к сложному процессу обучения.
Математика — это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Наблюдение за будущими школьниками в процессе выполнения математических заданий в каждом отдельном случае позволяет выявить, что радость открытия, даже незначительного, вселяет уверенность в познавательном поиске. Выполнив определенный вид математического действия, дошкольник становится более знающим, умеющим, и эти успехи выступают движущей силой интереса к математике, рожденного не из внешней заинтересованности, а путем определенных усилий в преодолении трудностей.
Литература:
- Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. — СПб.: Акцидент, 1996. — 222 c.
- Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н. В. Бабкина. — М.: Айрис пресс, 2006. — 143 c.
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — 207 с.
- Кляузер Л. И. Адаптивная программа «Занимательная математика». Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет // Л. И. Кляузер — М., 2008. — 355 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина — М.: Издательство УРАО, 1997. — 176 с.
- Маклаева Э. В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119–14938 (дата обращения: 16.10.2014).