Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контексте конституционной поправки, были рассмотрены основные вопросы, возникшие при изучении данной нормы и озвучены предложения по урегулированию некоторых вопросов конституционно-правового статуса членов Совета Федерации.
Ключевые слова: Конституция, президент, Совет Федерации, Федеральное Собрание, полномочия, представители, поправки, закон
Государственной Думой был принят и вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно конституционной поправке Президент РФ назначает часть членов верхней палаты российского парламента.
Данная практика назначения части членов верхней палаты используется и в некоторых зарубежных государствах.
Согласно статье 80 Конституции Индии в Совет Штатов входит 12 членов, которых назначает Президент Индии, из числа лиц, имеющих специальные знания или практический опыт в таких областях как: литература, наука, искусство и общественная деятельность [1].
В соответствии со статьей 59 Конституции Италии каждый бывший Президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого. Президент Италии может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях [2].
Из приведенных примеров формирования верхней палаты с использованием принципа назначения наблюдаются общие черты:
1) назначение в верхнюю палату обусловлено выдающими личными качествами сенаторов (федеративные Индия, Италия);
2) небольшое число назначаемых сенаторов, такое соотношение с выборными сенаторами вряд ли может оказывать влияние на представительный характер парламента, да и вообще существенно влиять на принятие решений.
Новым в представленной поправке к Конституции РФ являются полномочия Президента РФ назначать и освобождать представителей Российской Федерации в Совете Федерации (статья 83 Конституции РФ), а также дополнение статьи 95 Конституции РФ, касающееся порядка формирования Совета Федерации [3].
Анализ действующего законодательства РФ, в контексте конституционных поправок 2014 года, актуализирует вопросы о порядке формирования Совета Федерации, о множественности представительства в Совете Федерации, о независимости законодательной власти, о статусе представителей РФ и их роли в Совете Федерации.
Полномочия Президента РФ назначать и отрешать от должности членов Совета Федерации — представителей РФ, ставят под сомнение независимость законодательной власти и создают проблемы для последовательной реализации принципа разделения властей. Само по себе такие полномочия, ничем не уравновешенные, нарушают баланс властей в пользу Президента РФ. Назначение Президентом РФ представителей РФ в Совет Федерации, ослабит контрольные полномочия данной палаты за деятельностью Президента РФ.
Поскольку поправка к Конституции РФ не предусматривает никаких ограничений или особых характеристик для «президентских сенаторов» можно предположить, что де-юре Президент РФ может назначить по своему усмотрению, без согласований с кем бы то ни было, любое лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [4].
В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации» [5] отсутствуют положения конкретизирующие статус представителей РФ назначаемых Президентом РФ. Если за представителями РФ назначаемыми в Совет Федерации, признается статус члена Совета Федерации, то в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а так же в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», должны быть внесены поправки, в соответствии с которыми требования, предъявляемые к членам Совета Федерации, их права, обязанности и гарантии их деятельности должны распространяться и на представителей РФ.
По мнению инициаторов анализируемых конституционных поправок, голоса представителей не повлияют на результаты голосования по вопросам отнесенных к компетенции Совета Федерации, а их деятельность в парламенте и участие в обсуждении законов повысит качество одобряемых законов. Реализация данных конституционных поправок также создаст дополнительные условия для достижения баланса полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, что является одной из основных целей деятельности Совета Федерации как конституционного органа Российской Федерации, призванного отражать ее федеративное государственное устройство. Учитывая особенности законодательного процесса на стадии одобрения законов в Совете Федерации, выглядит сомнительным мнение о возможном повышении качества законов, связанных с назначением представителей РФ. Поскольку количество их голосов не может повлиять на принимаемые решения.
Существующая двойственная природа представительства палат Федерального Собрания в полной мере соответствует конституционным установкам и по нашему мнению не требует введения в состав иных представителей.
Конституция Российской Федерации не обязывает Президента РФ назначать определенное число представителей РФ. Это означает, что глава государства вправе назначить любое количество представителей РФ, главное, чтобы их было не более 17. В связи с этим возникает множество вопросов: если Президент РФ назначит всех представителей и тем самым исчерпает свой «лимит» назначения, значит ли это, что следующий Президент РФ не сможет назначить ни одного представителя; возможно ли, чтобы Президент РФ не назначил не одного представителя РФ в Совет Федерации. Исходя, из конституционной нормы такого быть не должно, поскольку в Конституции РФ прямо предусматривается наличие в составе Совета Федерации подобных представителей.
Отсутствие в Совете Федерации назначаемых представителей РФ может быть оправдано лишь тем, что законодательно не определены требования к лицам, которые могут быть назначены такими представителями. В настоящее время Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» определены требования только к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъектов Российской Федерации.
Таким образом, введенные в Конституцию РФ новеллы требуют теоретического осмысления, а действующее законодательство о Совете Федерации и его членах дальнейшего совершенствования.
Литература:
- Конституция Индии 1950 г. // официальный сайт. Все об Индии [Электронный ресурс]. URL: http.//alfa.nic.in/const./a1.htm. (дата обращения: 12.04.2016).
- Окунькова Л.А.Конституция Итальянской Республики. учебник. М. : Издательская группа ИНФРА-М НОРМА. 1997. С. 423.
- Закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 23 июля.
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ( с посл изм. и доп. от 2 мая 2015 г.) // Российская газета. 2012. 7 декабря.
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. №20, ст. 2670.