Состояние и проблемы развития лёгкой промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 4064 раза

Библиографическое описание:

Картавая, М. Н. Состояние и проблемы развития лёгкой промышленности / М. Н. Картавая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39376/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается состояние лёгкой промышленности Хакасии, проблемы и перспективы развития отрасли в России.

Ключевые слова: лёгкая промышленность, проблемы, развитие, стратегия

The article discusses the condition of light industry Khakassia, problems and prospects of development of the industry in Russia

Одной из самых важных отраслей, которая специализируется на создании товаров народного потребления, является легкая промышленность. Она относится к обрабатывающим отраслям, так как выпускает не только различные товары, готовые к употреблению, но и предметы, которые участвуют в других сферах производства. Отрасль выпускает более 40 % всех непродовольственных товаров этой группы.

В отраслях легкой промышленности занято более 2 миллионов человек, в основном это женщины. Продукция легкой промышленности предназначена для удовлетворения потребностей людей, а также используется в других отраслях промышленности в качестве сырья и вспомогательных материалов (в пищевой промышленности, машиностроении) [1].

В настоящее время лёгкая промышленность России является менее развитой, чем в других странах. Спад промышленного производства начался в 90-е годы 20 века. Многие предприятия лёгкой промышленности прекратили своё существование. Основными причинами считаются разрыв хозяйственных связей, отсутствие госзаказа, необеспеченность сырьём, падение потребительского спроса и покупательской способности населения, низкая конкурентоспособность, устаревшее оборудование и технологии производства. Предприятия были приватизированы, часто менялись собственники, банкротились и прекращали свою деятельность.

Лёгкая промышленность Хакасии была создана и получила своё развитие во второй половине 20 века. Долгое время лёгкая промышленность, представленная текстильным, швейным, кожевенно-обувным производством, являлась одной из ведущих отраслей народного хозяйства республики, так как для этого имелись благоприятные условия: географическое положение, сельскохозяйственное сырьё, транспортные связи, трудовые ресурсы [2].

В 1967 году построена Абаканская трикотажная фабрика «Хакасия», которая специализировалась на выпуске бельевого и верхнего трикотажа. Продукция фабрики составляла 30 % всего трикотажа, вырабатываемого в Сибири, и была очень востребована. На фабрике работало почти 3,5 тысячи сотрудников. В настоящее время фабрика не существует.

Лидером текстильного производства в Хакасии являлся Черногорский камвольно-суконный комбинат, построенный в 1960 году. Камвольно-суконный комбинат выпускал шерстяные, полушерстяные, камвольные и суконные ткани, пряжу для трикотажа и вязания, одеяла, ватин. По данным Межархивного справочника документов по личному составу ликвидированных организаций, Черногорский камвольно-суконный комбинат прекратил своё существование в 2005 году (последнее название — ОАО «Сибирский текстиль»).

Швейное производство в Хакасии было представлено фабрикой «Элегант» в г. Абакане, Черногорской швейной фабрикой.

В настоящее время в Абакане существует одна швейная фабрика — «Астра», созданная в 2005 году. Основное производство — женская одежда и школьная форма. На фабрике работают 80 сотрудников.

Кожевенно-обувная промышленность Хакасии была представлена Абаканской обувной фабрикой «Саяны», построенной в 1969 году, и Черногорским комбинатом искусственных кож «Искож», построенном в 1967 году. Комбинат искусственных кож прекратил деятельность в 2013 году.

Производственные цеха обувной фабрики «Саяны» занимали четырёхэтажное здание, в подотрасли были заняты около 4 тысяч сотрудников.

С 2003 года после реорганизации обувная фабрика «Саяны» разделилась на «Саян обувь» и швейную фабрику «Саяны».

В настоящее время на предприятии (ООО «Саян обувь») работает несколько десятков человек и действует небольшой цех. Предприятие использует современные технологии, новые качественные материалы. Обувь изготавливается по ГОСТ из натуральной кожи российского и итальянского производства. Обувная фабрика — единственное предприятие в республике Хакасия, сохранившееся со времён СССР. Проблемы предприятия: сокращение потребительского спроса, отсутствие сырья в регионе, в связи с чем — большие транспортные расходы на поставку сырья.

В 2002 году лёгкая промышленность Хакасии составляла 29 % в структуре отраслей промышленности республики. В 2012 году — 2,7 % [3].

Сейчас предприятия лёгкой промышленности испытывают определённые трудности, связанные с износом оборудования, труднодоступностью банковских кредитов, доминированием импортных товаров, экономическими кризисами.

На II Российском форуме «Лёгкая промышленность», состоявшемся в декабре 2015 года в Москве, представлена информация о состоянии и проблемах отрасли. С 2009 по 2013 год российская лёгкая промышленность демонстрировала динамику развития. По данным директора Департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Дениса Пака, лёгкая промышленность в России занимает 0,9 % от ВВП, что составляет 2,4 % от объёма промышленного производства в России [4].

Есть несколько основных проблем, которые мешают оптимальному и эффективному развитию отрасли легкой промышленности. Считается, что наиболее важным недостатком является незаконный импорт товаров, а также неучтенное производство, которое является неофициальным и подпольным. В результате, российский рынок имеет огромное количество товаров низкого качества по небольшой, привлекательной для потенциальных покупателей, цене. Это приводит к тому, что качественные товары, выпущенные российскими официальными компаниями, не востребованы. В 2015 году таможенники выявили 14,2 млн единиц контрафактной продукции — почти на 50 % больше, чем в 2013 и 2014 годах. В основном контрафактные товары легкой промышленности поступают в Россию из Китая, Польши, Республики Бангладеш, Турции.

Российские производители вынуждены конкурировать с поддельной продукцией, для чего они снижают качество выпускаемых товаров, чтобы снизить цены. Это ведет к тому, что снижается не только качество продукции, которая поступает на рынок, но и прибыль компании так же снижается, что уменьшает налоговые поступления в государственный бюджет. Таким образом, наличие на рынке неучтенной иностранной некачественной продукции оказывает негативное влияние на развитие всей страны. Единственное решение этой проблемы заключается в ограничении импорта, а также государственная поддержка российских производителей, работающих в сфере легкой промышленности.

Президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева в числе проблем российских производителей одежды называет неэффективную логистику и слабую сырьевую базу. «В стране нет оптового сырьевого звена. Анализ показывает, что с учетом налоговой нагрузки затраты наших предприятий от 40 до 80 % превышают средние затраты в Китае. Без формирования в стране сырьевой базы мы не сможем вырваться вперед».

Также важной проблемой для отрасли является то, что многие компании используют оборудование и технологии, которые являются отсталыми и устаревшими, что приводит к тому, что выпускаемая продукция является неконкурентоспособной. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37 %; от 11 до 20 лет — 24 %; более 20 лет — 39 % [4].

Предприятия не имеют автоматизированных систем, поэтому производство полностью основано на ручном труде, в результате чего значительно увеличивается себестоимость выпускаемой продукции. Также для российских предприятий характерно слабое управление, отсутствие отделов маркетинга и неэффективная кадровая политика.

Важная проблема сферы легкой промышленности — отсутствие инвестиций, так как большинство крупных инвесторов не видят перспектив и привлекательности в том, чтобы вкладывать свои средства в легкую промышленность России. Снижается государственное финансирование, что приводит к тому, что эффективность научно-исследовательских разработок значительно снижается. В результате, продукты, которые производятся предприятиями, не соответствуют по своим параметрам и свойствам условиям и требованиям, как российского рынка, так и мирового.

Легкая промышленность в России будет успешно развиваться и функционировать в том случае, если государство обратит пристальное внимание на эту отрасль, а именно будут внесены некоторые изменения в законодательство, будет присутствовать серьезная государственная поддержка крупных предприятий, а также все компании будут постоянно технически обновлять оборудование. Кроме того, государству необходимо принимать определенные меры по защите официальных производителей от теневого производства. Только тогда можно ожидать, что отечественные товары будут конкурентоспособными, качественными и доступными по цене [5].

В последнее время правительство Российской Федерации всё более заинтересовано в развитии лёгкой промышленности и принимает меры государственной поддержки отрасли. Минпромторг России предлагает Стратегию развития отрасли до 2025 года. Стратегия развития лёгкой промышленности предполагает создание устойчиво растущей отрасли, использующей естественные конкурентные преимущества страны. Приоритет в Стратегии отдаётся развитию рынка высокотехнологичных синтетических материалов. Связано это с ростом цен на натуральное сырьё — хлопок, шерсть, лён. Самые востребованные материалы в мировой лёгкой промышленности в последние годы — полиэфир и вискоза. Минпромторг России предполагает государственную поддержку создания в стране нескольких крупных производителей полиэфирных волокон и фабрик по изготовлению вискозы, а также переориентацию массового производства на синтетические материалы. В сфере готовой продукции Стратегия предусматривает создание благоприятных условий для локализации производства одежды, обуви и текстиля, и поддержку создания и развития российских брендов одежды и обуви.

Для реализации Стратегии в России есть собственное сырьё — нефть и развитая нефтехимическая промышленность; европейский рынок сбыта, дешёвая рабочая сила.

В результате реализации Стратегии ожидается привлечение инвестиций около 625 млрд рублей и создание 250 тысяч новых рабочих мест.

Литература:

  1. Отрасли лёгкой промышленности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.km.ru/referats/787A932F913A4454A75103C5CB95E482 (дата обращения: 01.02.2017)
  2. Ултургашева О. Г. Проблемы развития легкой и текстильной промышленности Республики Хакасия (1980–2000 гг.) // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 6. — С. 117–119;
  3. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6268 (дата обращения: 30.01.2017)
  4. Промышленность Хакасии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php (дата обращения: 01.02.2017)
  5. Легпром завтра // «Эксперт Сибирь» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2016/03/legprom-zavtra / (дата обращения: 05.02.2017)
  6. Основные проблемы и направления развития лёгкой промышленности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://doloni.ru/legkaya_promyishlennost_rossii.html (дата обращения: 30.01.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): легкая промышленность, Россия, легкая промышленность Хакасии, обувная фабрика, отрасль, предприятие, Хакасия, потребительский спрос, промышленное производство, Черногорский камвольно-суконный комбинат.


Похожие статьи

Анализ и меры государственной поддержки рынка текстильной промышленности РФ

В статье рассматривается состояние рынка одной из важнейших отраслей легпрома России — текстильной промышленности, а также меры государственной поддержки, оказываемые ей в наше время.

Современные тенденции и проблемы развития отрасли железнодорожного машиностроения в России

Данная статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития отрасли железнодорожного машиностроения Российской Федерации. Наиболее важным направлением исследования является изучение возможностей и оценка текущего состояния российского железно...

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Основные тенденции развития отрасли молочного скотоводства в Пермском крае

В статье рассмотрены основные тенденции развития отрасли молочного скотоводства, предложены направления формирования производственного потенциала данной отрасли.

Инновации в угольной промышленности (на примере Республики Саха (Якутия))

В данной статье рассматривается текущее состояние угольной промышленности в Республике Саха (Якутия),существующие на сегодняшний день проблемы в данной области, а также описано несколько предложений по их решению, включая примеры инновационных решени...

Проблемы и перспективы развития лесопромышленного комплекса района имени Лазо Хабаровского края

В статье автор рассматривает проблемы и перспективы развития лесопромышленного комплекса.

Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса

В статье представлено современное состояние предприятий малого бизнеса в России, а также определенные положительные и отрицательные тенденции в их развитии. Рассматриваются важные проблемы развития малого предпринимательства и сформулированы направле...

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Проблемы и перспективы развития обувной отрасли Республики Беларусь

В статье рассмотрены тенденции развития обувной отрасли Республики Беларусь, выявлены актуальные проблемы. Приведены данные о наиболее крупных белорусских производителях обуви. Сделаны выводы о перспективах развития обувной отрасли в Республике Белар...

Логистика в России: проблемы, возможности, решения

В данной статье проанализированы основные проблемы и особенности отечественной логистики. Приведены возможные решения данных проблем, обозначены принципиальные сложности, мешающие развитию отечественной логистики, даны точные определения, обозначены ...

Похожие статьи

Анализ и меры государственной поддержки рынка текстильной промышленности РФ

В статье рассматривается состояние рынка одной из важнейших отраслей легпрома России — текстильной промышленности, а также меры государственной поддержки, оказываемые ей в наше время.

Современные тенденции и проблемы развития отрасли железнодорожного машиностроения в России

Данная статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития отрасли железнодорожного машиностроения Российской Федерации. Наиболее важным направлением исследования является изучение возможностей и оценка текущего состояния российского железно...

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Основные тенденции развития отрасли молочного скотоводства в Пермском крае

В статье рассмотрены основные тенденции развития отрасли молочного скотоводства, предложены направления формирования производственного потенциала данной отрасли.

Инновации в угольной промышленности (на примере Республики Саха (Якутия))

В данной статье рассматривается текущее состояние угольной промышленности в Республике Саха (Якутия),существующие на сегодняшний день проблемы в данной области, а также описано несколько предложений по их решению, включая примеры инновационных решени...

Проблемы и перспективы развития лесопромышленного комплекса района имени Лазо Хабаровского края

В статье автор рассматривает проблемы и перспективы развития лесопромышленного комплекса.

Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса

В статье представлено современное состояние предприятий малого бизнеса в России, а также определенные положительные и отрицательные тенденции в их развитии. Рассматриваются важные проблемы развития малого предпринимательства и сформулированы направле...

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Проблемы и перспективы развития обувной отрасли Республики Беларусь

В статье рассмотрены тенденции развития обувной отрасли Республики Беларусь, выявлены актуальные проблемы. Приведены данные о наиболее крупных белорусских производителях обуви. Сделаны выводы о перспективах развития обувной отрасли в Республике Белар...

Логистика в России: проблемы, возможности, решения

В данной статье проанализированы основные проблемы и особенности отечественной логистики. Приведены возможные решения данных проблем, обозначены принципиальные сложности, мешающие развитию отечественной логистики, даны точные определения, обозначены ...

Задать вопрос