Целесообразность использования стрессового интервью в прогнозировании поведения индивидов в организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Тимошина, Ю. В. Целесообразность использования стрессового интервью в прогнозировании поведения индивидов в организации / Ю. В. Тимошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39380/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются задачи стрессового интервью и его роль в прогнозировании поведения индивидов и групп в организации; инструменты, применяемые при проведении стрессового интервью; должности, для которых целесообразно проведение данного вида интервью; ограничения стрессового интервью в условиях актуальности гуманистического управления. Автором дан ряд важнейших рекомендаций для использования стрессового интервью как инструмента прогнозирования поведения индивидов: профессиональное обучение технологии стрессового собеседования интервьюеров, применение элементов стрессового интервью лишь на части собеседования, отказ от вопросов, оскорбляющих кандидата, обеспечение обратной связи с кандидатом после окончания интервью.

Ключевые слова: стрессовое интервью, поведение, индивид, организация, управление

The feasibility of using stress interviews in the prediction of the behavior of individuals in organizations

Timoshina Yuliya Viktorovna, assistant

University RUDN

In the article the problems of a stressful interview and its role in predicting the behavior of individuals and groups in the organization; the tools used when conducting a stress interview; positions for which it is reasonable to conduct this type of interview; stress interview limitations in terms of the relevance of humanistic management. The author is given a number of key recommendations to use the stress interview as a tool for predicting the behavior of individuals: professional training technology a stressful interview, interviewers, using elements of the stress interview is only part of the interview, avoid asking questions that offend the candidate, provide feedback to the candidate after the interview.

Key words: stress interview, behavior, individual, organization, management

Основные задачи управления организационным поведением сводятся к следующему: изучение особенностей поведения индивида и групп в организации, объяснение поступков людей в организации, умение прогнозировать поведение индивидов и групп в организации, умение управлять поведением индивидов и групп в организации. Среди задач управления поведением индивидов и групп в организации особое место занимает поведенческое прогнозирование. На поведение индивида в организации оказывает влияние множество как внешних, так и внутренних факторов, среди которых: экономико-политическая ситуация в стране и мире, внутренняя структура организации, принятая в компании организационная культура, стиль руководства и лидерства, поведение других членов коллектива, индивидуальные характеристики. Последний фактор, пожалуй, является одним из значимым в формировании поведения индивида как внутри группы (коллектива), так и в одиночку (индивидуальное поведение).

К индивидуальным характеристикам индивида относят: демографические характеристики (пол, возраст и пр.), статусные характеристики (опыт работы, социальное положение в обществе), знания (навыки, способности), а также личностно-психологические свойства (черты характера). Так, к примеру, проявление такого личностного свойства как не стрессоустойчивость, может в дальнейшем привести к таким поведенческим проявлениям у кандидата, как: изменения в производительности, повышенная конфликтность, прогулы, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, беспричинные приступы гнева, асоциальное поведение [1].

Выявить индивидуальные характеристики у кандидата, устраивающегося на работу в компанию, спрогнозировать его поведения в дальнейшем, способен ряд методик, одной из которых является стрессовое интервью.

Интервью сегодня считается одной из самых популярных оценочных методик, применяемых как в российских, так и передовых зарубежных компаниях. Его используют как при первичном отборе кадров, так и при периодической оценочной процедуре. Основными целями интервью являются: определение способности кандидата и его возможности выполнять дальнейшие должностные обязанности; определения его черт характера; понимание, насколько кандидат подходит к сложившейся в компании корпоративной культуре, а также будет ли он психологически совместим с коллегами и непосредственным руководителем; выяснение целей кандидата в настоящий момент (временная работа, близость рабочего места от дома, желание сделать хорошую карьеру в компании и т. д.) [2] Полученная в ходе интервью информация может быть использована для принятия целого спектра организационных решений: принятие кандидата в штат работников компании; назначение уровня заработной платы или льгот из дополнительного социального пакета; направление сотрудника на обучение; повышение в должности и пр.

В настоящее время существует множество разновидностей интервью: интервью с менеджером по отбору персонала, интервью с корпоративным психологом, интервью с непосредственным начальником, интервью с генеральным директором или владельцем компании. Интервью может быть индивидуальное (один на один с интервьюером) или групповое (беседа кандидата с группой лиц, представляющих компанию: менеджер по персоналу, директор по персоналу, корпоративный психолог, непосредственный начальник, топ-менеджмент компании). Так же интервью можно классифицировать как структурированное (с перечнем заранее подготовленных вопросов) и не структурированное (произвольное, без заранее подготовленных вопросов) собеседование. Кроме того, среди видов интервью отдельной методикой выделяется стрессовое интервью.

Стрессовое интервью — беседа с кандидатом (или с уже работающим сотрудником) по ряду стрессовых вопросов с целью определить стрессоустойчивость, гибкость, скорость принятия решений в самых нестандартных ситуациях и прочие характеристики кандидата. Данный вид интервью основывается на технологиях психологического давления, на стремлении вывести индивида из равновесия (вывести из так называемой «зоны комфорта»).

Среди инструментов стрессового интервью можно выделить: неудобное место беседы (слишком душное или слишком холодное помещение, неудобный стул, яркий свет, посторонний шум и пр.); долгое ожидание интервьюера перед началом беседы; присутствие посторонних людей; незаинтересованность или, наоборот, агрессивность интервьюера; постоянное прерывание речи кандидата интервьюером; нетактичные вопросы. Так, вопросы стрессового интервью могут быть самыми различными (как правило, они носят провокационный характер и касаются личности и личных интересов индивида). К примеру: «Расскажите ли Вы начальнику о том, что Ваш коллега плохо о нем отзывается»? «Если у Вас появится возможность, купите ли Вы машину, дороже, чем у начальника»? «Если Ваш начальник постоянно жалуется на личные проблемы и Вас отвлекает, скажете ли ему об этом»? «Вы считаете себя лучше других»? «Как Вы поступите, если коллега совершает неэтичные сделки, однако выгодные компании»?

Целесообразно использование стрессового вида интервью для кандидатов на такие должности, как: менеджер по продажам, секретарь, сотрудник call-центров, специалист в отделе рекламаций, сотрудник по работе с клиентами, страховые агенты и пр. На данных позициях в компании необходимы люди с высоким самообладанием, гибкостью, терпеливостью, не конфликтностью умением находить выход из самых сложных ситуаций, касающихся личностных взаимоотношений.

Однако, необходимо отметить, что сегодня, в условиях актуальности гуманистических тенденций в области управления персоналом в компании, все чаще говорится о том, что применение стрессового интервью не этично и может не только оскорбить личные чувства кандидата, но и отвернуть его от компании, создать отрицательный имидж организации не только на рынке труда, но и вообще на национальном рынке.

Таким образом, используя стрессовое интервью при прогнозировании дальнейшего поведения кандидата в должности (или же уже работающего сотрудника, которого, к примеру, в компании желают перевести на другую должность или назначать как участника в проекте), очень важно придерживаться следующих рекомендаций:

‒ профессионально обучать менеджеров по персоналу технологии стрессового интервью;

‒ применять стрессовое интервью лишь на части собеседования с кандидатом;

‒ избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство индивида;

‒ в конце интервью озвучить, что применялось стрессовое интервью и получить обратную связь от кандидата;

‒ не использовать стрессовое интервью для высших должностных позиций в компании (топ-менеджмент).

Литература:

  1. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Оценка персонала. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
  2. Сардарян А. Р., Бурчакова М. А. Стресс в организации: управление к контексте социально-ориентированной экономики. Российское предпринимательство. 2012. № 20. С.79–84.
  3. Сидорова Л. Н., Сученкова В. С., Малюгина А. Н. Роль стрессового интервью в отборе персонала // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. 2013. № 5. С.324–326
  4. Шапиро С. А. Организационное поведение. — М.: Кно-Рус. — 2016
  5. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. — М.: Дело. — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): стрессовое интервью, компания, вид интервью, кандидат, поведение индивидов, RUDN, корпоративный психолог, непосредственный начальник, обратная связь, условие актуальности.


Похожие статьи

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Современные подходы к изучению тайм-менеджмента как средства предотвращения педагогического выгорания

В статье представлена проблема исследования, заключающаяся в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания педагогов в образовательном учреждении с использованием технологий управления временем. Цель: изучить синдром профес...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Похожие статьи

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Современные подходы к изучению тайм-менеджмента как средства предотвращения педагогического выгорания

В статье представлена проблема исследования, заключающаяся в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания педагогов в образовательном учреждении с использованием технологий управления временем. Цель: изучить синдром профес...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Задать вопрос