Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбекистане. Также в статье описаны принципиально новые механизмы государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, применение налоговых льгот, упрощенной системы налогообложения, льготного кредитования, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, малый бизнес, частная собственность, частное предпринимательство, субъекты предпринимательства, банк, банковские услуги, кредит, налог
Все большее место в экономике страны занимает малый бизнес и частное предпринимательство, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне.
Согласно законам Республики Узбекистан «О предпринимательстве» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предпринимательская деятельность (предпринимательство) трактуется как инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. [1]
В Узбекистане работают более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8 % до 98,4 % объема в различных отраслях народного хозяйства. Например, на долю сельского хозяйства на сегодняшний день приходится 98,4 % объема производства частными предпринимателями, тогда как ранее приходилось только 73 %. Значительнее всего выросла доля частного бизнеса в перевозке пассажиров (с 30 % до 87,3 %), транспортировке грузов (с 6,7 % до 53,7 %), строительстве (с 38,4 % до 66,7 %) и промышленности (с 12,9 % до 66,7 %). Увеличивается роль малого бизнеса и в экспорте — если в 2000 году на долю малого бизнеса приходилось всего 10,2 % экспорта, то сегодня — 27,8 %. При этом более 80 % рабочих мест в стране создает негосударственный сектор. [5]
Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияев, будучи в должности исполняющего обязанности Президента, 5 октября 2016 года подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». [3] Документ свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере и направлен на усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, а также повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана.
С целью ускоренного развития этого сектора экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям. Действующий Указ закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».
Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.
Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.
Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:
− внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
− встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.
Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. [6]
С целью поддержки субъектов предпринимательства с помощью экономических стимулов применены налоговые льготы, упрощенная система налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.
В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе. Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.
В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». [2]
Бизнес в Узбекистане с 2017 года можно будет регистрировать онлайн. Согласно постановлению правительства от 28 октября 2016 года («О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства»), государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства (кроме банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств, а также ННО (некоммерческие неправительственные организации)) будут осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему в сети Интернет, интегрированную в ЕПИГУ (Единый портал интерактивных государственных услуг). В постановлении говорится, что система управления банковскими счетами через Интернет должна быть интегрирована с имеющимися электронными платежными системами, персональным кабинетом пользователя и персональным кабинетом субъекта предпринимательства на ЕПИГУ для осуществления электронных платежей. [4] Кроме того, правительство намерено снизить ставку госпошлин при госрегистрации субъектов предпринимательства через Интернет в два раза против действующей.
В Узбекистане стало увеличиваться и количество зарубежных предприятий, причем не только филиалов больших компаний, но и сравнительно небольших фирм. Так, один из представителей России, директор компании «Тендер Про» О. Умрихин поделился опытом открытия филиала в Узбекистане. По его словам, открыть компанию в этой стране не сложнее, чем в России. «Это не занимает больше времени, чем в России, каких-либо сложностей с открытием у нас не возникало. Да и условия работы нашей компании в Узбекистане вполне комфортные. У нас прозрачная и белая бухгалтерия, и у нас не было ни одной налоговой проверки за четыре года», — рассказал бизнесмен. В то же время, отметил О. Умрихин, страна становится более открытой и дружелюбной, а государство активно привлекает инвесторов налоговыми льготами. Например, крупные компании, инвестирующие большие суммы, могут рассчитывать на получение выгодных условий. Еще одной важной особенностью Узбекистана российский бизнесмен назвал открытость чиновников к диалогу. «Взаимодействие с госорганами — довольно дружелюбное. Можно выйти на разговор с заместителем премьер-министра, высоким чиновником из Министерства экономики или Министерства финансов, встретиться с министром легкой промышленности. По сравнению с Россией меньше передаточных звеньев и чиновники ближе к тебе».
Для повышения инвестиционной привлекательности республики, вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.
Благодаря программам государственной поддержки и либерализации законодательства малый бизнес в стране растет. Так, «Государство укрепило раздробленные дехканские хозяйства и перевело их на рельсы предпринимательства. Есть определенная либерализация. В тех сферах, в которых государство разрешает работать малому бизнесу, наблюдается рост. В последнее время стали допускать и малый бизнес к экспорту, что привело к увеличению доля частных предприятий в экспорте». [7]
Создание достаточного количества независимых хозяйствующих субъектов, способных к самостоятельной, без использования административного ресурса, конкуренции, становится сегодня стратегической задачей наиболее дальновидных правительств.
Более того, правительством Республики Узбекистан осуществляется определенная работа в деле создания в стране всесторонне благоприятной бизнес-среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата. В частности, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» направлен на дальнейшее стимулирование развития предпринимательства, предоставление большей свободы для деятельности субъектов предпринимательства и упрощение действующей процедуры их организации. В проект Закона введена отдельная норма о презумпции правоты субъекта предпринимательства, в соответствии с которой все противоречия и неясности, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательства, а это способствует более полной и надежной защите их законных прав и интересов.
К примеру, основная цель Закона «О семейном предпринимательстве» заключается в создании необходимой законодательной базы для развития семейного предпринимательства в различных сферах экономики в качестве важной формы малого бизнеса и частного предпринимательства, усилении правовых гарантий для семейного бизнеса и организации новых рабочих мест. Законом конкретно определены участники семейного предприятия, намечен четкий механизм их регистрации и упразднения, упрощены процедуры подключения семейного предприятия к инфраструктуре. Также намечено упрощенное осуществление процедуры бухгалтерского учета и налогообложения семейных предприятий.
В 2017 году, объявленном «Годом диалога с народом и интересов человека» по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияева, в целях привлечения населения к предпринимательской деятельности, многими банками республики изучается потребность каждого дома, каждой семьи в банковских услугах и кредитных средствах для осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим ответственные сотрудники банков, прикрепленные к определенным районам и с утвержденным графиком, посещают каждый дом, проводят беседу со всеми членами семьи, а также дают подробные разъяснения о разновидностях и условиях кредитов. При наличии желания осуществить предпринимательскую деятельность, открыть свой бизнес, а также при наличии предпринимательского проекта желающий может заполнить анкету и обратиться к ответственному работнику банка, прикрепленному к своему району, где подробно будут предложены наиболее удобные и подходящие условия кредитования для осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения.
Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь ненормированный рабочий день.
Часто только в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства могут найти работу социально уязвимые слои населения, к которым относятся женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта.
Литература:
- Законы Республики Узбекистан «О предпринимательстве» от 7 мая 1993 г. № 853-XII; «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25 мая 2000 года № 69-II.
- Закон Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» 5 декабря 2012 г.
- Указ Президента РУз Ш. М. Мирзиёева «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» от 5 октября 2016 г.
- Постановлению КМ РУз от 28 октября 2016 года «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
- http://ru.sputniknews-uz.com/economy/20161024/3964646/Uzbekistan-ekonomika-biznes.html
- https://eadaily.com/ru/news/2016/10/06/uzbekskih-predprinimateley-perestanut-sazhat