В соответствии с требованиями ФГОС учителя начальных классов отслеживают результаты качества знаний и результаты воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося, а также наблюдают за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей в процессе мониторинга по следующим направлениям:
– медицинский,
– дидактический,
– воспитательный,
– психолого-педагогический.
Слежение за динамикой здоровья обучающихся осуществляется поддержанием тесного сотрудничества с медсестрой лицея и участковым врачом-педиатром. Ежегодно мы консультируемся с педиатром по состоянию здоровья учеников класса и планируем работу на уроках физической культуры и внеурочной деятельности в соответствии с группой здоровья ребенка. Два раза в год совместно с медсестрой лицея проводим антропометрические измерения учеников, следим за динамикой показателей физического развития во время летнего оздоровительного лагеря. А также организуем уроки-практикумы по оказанию первой мед. помощи, внеклассную просветительскую работу.
Дидактический мониторинг — слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество усвоения программного материала). Данные мониторинга отражаю в сводной таблице.
Например, при изучении нового вида задач «На увеличение на несколько единиц», из таблицы мы видим, что часть ребят класса научились решать задачи данного вида, а у ряда детей эти задачи вызывают трудности. После индивидуальных консультаций и дополнительных занятий, мы отмечаем динамику в усвоении данного материала.
Психолого-педагогический мониторинг заключается в слежении за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей. Я, как и другие учителя лицея, владею многими методиками диагностических процедур, которые и использую в своей работе.
Уже до поступления ребенка в школу, необходимо знать особенности развития будущих первоклассников, их «стартовый» уровень сформированности познавательных умений. Уже 2 года в нашем лицее работает Школа раннего развития, куда поступают дети с 5 лет, и Школа будущего первоклассника. ШРР и ШБП оказывают благоприятное влияние на подготовку детей к обучению. Дети привыкают к режиму обучения, чувствуют себя комфортно, не боятся большого пространства, знакомятся с помещениями лицея. На перемене для них организуем динамические и музыкальные паузы, игры на сотрудничество, взаимодействие. При работе с дошкольниками, а также мл. школьниками, используем конторки Базарного. Они помогают снять утомляемость ребенка. Для развития мелкой моторики применяем массажные мячики иглболы, массажируем ими не только ладони, но и всю руку, части руки и даже спину. Проведенная в начале года диагностика адаптации первоклассников показала, что у детей, посещавшие ШБП и ШРР процесс адаптации протекает на высоком уровне.
Поэтому проблема адаптации первоклассников не так остра для большинства детей.
В своей работе на начальном этапе, мною были использованы следующие методики:
- Наблюдение за поведением и состоянием детей на уроках и переменах. Результаты наблюдений за учеником оценивались мною по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.
Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал заносила в таблицу.
Фамилия, имя |
Учебная активность |
Усвоение программного материала |
Поведение на уроке |
Поведение на перемене |
Взаимоотношения с одноклассниками |
Отношение кучителю |
Эмоции |
Общий балл |
Выводы |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
23 |
средний |
|
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
32 |
высокий |
|
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
3 |
20 |
средний |
|
4 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
24 |
средний |
|
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
средний |
Из сводной таблице видим, что у 4 детей класса низкий уровень адаптации. Причиной является низкий уровень готовности школе, слабое развитие познавательных процессов.
Наблюдение за первоклассниками показывает, что их социально-психологическая адаптация проходит по-разному. Но этого не достаточно.
Поэтому при изучении отношения детей к школе и выявлению мотивационной готовности к обучению использую рисуночные тесты:
– Проективный рисунок-тест Н. Г. Лускановой «Что мне нравится в школе?»
– Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко
С ребятами, у которых по результатам диагностики выявлен высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации, провожу психолого-педагогическую работу — игры и упражнения:
– направленные на сотрудничество детей «Цветок общения», «Кто есть кто?», «Мостик дружбы»
- осознание позиции школьника «Школьные знаки», «Урок и перемена»,
- снятие эмоционального напряжения «Страхи сказочных героев», «Спрячем страх за забором» и многие другие.
Данные диагностические методики помогли выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и наметить пути коррекции и решения проблем адаптации.
С родителями провожу индивидуальные и групповые консультации: «Первый раз в первый класс», «Трудности адаптации первоклассников». В ходе доверительных бесед с родителями выяснила, что у одной ученицы — возможная причина дезадаптации, высокие требования, предъявляемые к ребенку со стороны матери, у другой — гиперопека родителей, а у Алексея и Саши, наоборот, равнодушие родителей к успеху и интересам ребенка. Поэтому к детям с низким уровней адаптации и высоким уровнем тревожности проявляю индивидуальный подход, включаю в разные виды деятельности, во внеурочное время провожу групповые тренинги по включению в коллектив и повышению уровня самооценки.
В ноябре провожу повторную методику изучения причин дезадаптации, используя опросник Л. М. Ковалевой — Н. Н. Тарасенко, он прост в исследованиях и помогает систематизировать представления о ребенке, начинающему учиться в школе.
При работе с опросником заполняю сводную таблицу по каждому ученику класса. Данный опросник помогает увидеть целостную картину процесса адаптации ребенка к школе, отследить факторы, лежащие в основе дезадаптации, быстро и своевременно продолжить коррекционную работу. Из результатов видим, что низкий уровень адаптации только у Алексея. С ним работу по устранению причин дезадаптации продолжаю, снижаю требования. Этот ребенок находится в поле моего зрения постоянно.
В урочное и внеурочное время веду работа по развитию познавательных процессов. Например, определив ведущий тип памяти, работаем над развитием остальных: это и письмо по памяти, пересказ по сюжетным картинкам, составление опорных схем для запоминания, разнообразное повторение и многое другое. Так как познавательное развитие — основа формирования ууд, намечаю два пути коррекции — индивидуальный подход к ребенку и снижение предъявляемых требований.
Так как в 1 классе завершается осознание себя в роли ученика, то со 2 класса главным в работе становится развития коммуникативных навыков. Дети не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом.
В диагностике уровня агрессии помогает графическая методика «Кактус».
На примере рисунков детей видим, что у одной из учениц присутствует агрессия, девочка стремится к лидерству, в результате возникают конфликты с одноклассниками.
На рисунке другой ученицы представлен домашний кактус, агрессия отсутствует.
А Катя в своем рисунке проявляет открытость, а Дима — одиночество. Результаты проведенных диагностик мы сохраняем в портфолио ребенка. На развитие коммуникативных УУД провожу игры, упражнения и тренинги: Ф «Рисование по кругу», «Паутинка», «Волшебный стул», «Через стекло» и другие.
Государственный образовательный стандарт — это прежде всего достижение предметных и метапредметных результатов. В конце учебного года ученикам предстоит выполнять комплексную работу, поэтому так важно формирование и развитие ууд.
Начиная с 1 класса отслеживаю сформированность УУД по следующим методикам: Личностные УУД:
– Анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.
- Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Регулятивные УУД:
- «Графический диктант»
- методика «Тест простых поручений».
- корректурная проба (2- 4 класс)
- проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Познавательные УУД:
- «Найди отличия» — сравнение картинок
- выделение существенных признаков
- «логические закономерности
- методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».
Результаты мониторинга УУД представлены в таблицах и диаграммах в сравнении.
Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе обучения: преобладает высокий уровень мотивации, но у четверых учеников из класса мотивация сниженного уровня; учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД.
На низком уровне сформированы регулятивные. А в общем по классу у учащихся сформированы преимущественно УУД на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные зоны для каждого ученика и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
В 3 классе продолжаю работу по развитию УУД, планируя разнообразную работу на уроках.
Работа учителя многопланова и многоаспектна, и в том числе включает в себя диагностику. Именно она помогает определить не только нуждающихся в коррекции проблемы ребенка, но и выявить детей, одаренных в какой-либо области (будь то лидер, или же силен в математике), помочь каждому ученику проявить свои способности.
Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и делает педагогический труд учителя рациональным, что в свою очередь повышает результативность его труда, а высокие показатели педагогической деятельности могут даже служить основанием для повышения квалификации работника.
Литература:
- Формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий из опыта работы школы // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-uud-iz-opita-raboti-937907.html
- Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке // СтудопедиЯ. URL: http://studopedia.ru/1_51288_shemi-nablyudeniya-za-osobennostyami-kommunikativnoy-deyatelnosti-vzaimodeystviya-uchitelya-i-uchashchihsya-na-uroke.html