Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 10333 раза

Библиографическое описание:

Кухта, В. С. Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения / В. С. Кухта, Е. М. Джаналиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39400/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, неисправность, безопасность, транспортное средство

Усовершенствование автомобильных дорог и постепенное приспособление человеческого организма к движению с все большими скоростями позволяют достигнуть огромных скоростей. Развитие конструкции автомобилей, казалось бы, подтверждает это мнение. На протяжении двадцатого века максимальная скорость легкового автомобиля возросла с 30–40 до 120 –200 км-ч; гоночного со 100 до 300 км-ч, а на рекордных автомобилях достигнуты скорости, превышающие 1000 км-ч. Наибольшая скорость отечественных автомобилей возросла вдвое с 40–50 до 85–100 км-ч, скорость междугородних автобусов неуклонно приближается к скорости легкового автомобиля.

Увеличилась втрое и скорость, разрешаемая в городах с учетом требований безопасности. Рост скоростей со всей остротой постоянно ставил перед автомобилистами одну проблему за другой — необходимость эффективного торможения автомобиля, стабилизации колес, управляемости, послеаварийной и экологической безопасности, каждый раз требовался радикальный пересмотр конструкции автомобиля, иные методы управления им и параллельно существенное изменение условий движения, качества дорог и управления дорожными движениями, введение новых правил, организация технического обслуживания [1].

Автомобиль достиг такого уровня совершенства, когда он редко отказывает в исполнении команд водителя. Человек, хоть и развился физически и духовно, сохранил почти на прежнем уровне быстроту реакции. Пока человек молод, его реакция быстрее, но он подвержен азарту соревнования, увлечен скоростью. Когда он в летах его реакция замедляется. Но в любом возрасте он испытывает влияние: условий освещения, климата, пережитых незадолго до управления автомобилем радостей или огорчений, поглощенных пищи и лекарств, не говоря уже об алкоголе; важно отметить, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.

Безопасность дорожного движения стала проблемой номер один в Республике Казахстан. Автомобили создавались на пользу и радость людям, но их развитие было таким стремительным и пошло по такому направлению, что вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами. Безопасность движения зависит от множества факторов. Водитель может повлиять лишь на ходовые качества автомобиля — что, однако, весьма существенно, тогда как на его движение прямо или косвенно оказывают влияние все остальные факторы.

Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:

  1. Материальные затраты на поддержание автомашин в работоспособном состоянии. Всего в Казахстане в год расходуется около 100 млн $ на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, в России — 1 млрд $, в США — около 25 млрд $, в мире — около 80 млрд $. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА) среднегодовые затраты в целом на эксплуатацию автомобиля в США составляют 1700 $.
  2. Трудовые затраты. Структура трудовых затрат за всю жизнь автомобиля определяется соотношением: изготовление — 2 %, ТЭА — 91 %, капитальный ремонт (КР) — 7 %. Трудоемкость изготовления автомобиля в России составляет около 150 нормо-часов, в то время, как в силу старения автопарков, трудоемкость ТО, текущего ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) превышает 1000 нормо-часов. В настоящее время в Казахстане в области ТЭА занято более 150 тыс. человек.
  3. Вредное влияние на человека и среду. Экологичность автомобиля определяется количеством и составом отработавших газов (ОГ) (самые вредные — СО, СnНm, NОх и бензапирен, а также свинец для этилированных бензинов), шумами, вибрациями, отработавшими техническими жидкостями.
  4. Безопасность дорожного движения. Ежегодно по вине автомобильного транспорта в Казахстане гибнет около 2 тыс. человек, в России — около 30 тыс. человек, в США — около 50 тыс. В среднем на каждые 200 тыс. км движения водитель попадает в ДТП с тяжелыми последствиями [2].

Технически неисправные автомобили являются причиной около 10 % ДТП, в том числе по неисправностям (рис. 1.):

Рис. 1. Виды неисправностей

  1. Потребление топливно-энергетических ресурсов. Основной источник их для АТ — нефть, где расходуется около 70 % топлив нефтяного происхождения от общих расходов на транспортном комплексе. Неграмотная техническая эксплуатация автомобилей вызывает по прогнозам полуторный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Также важно отметить, что одной из важнейших проблем стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей, и снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, за счет:

− выпуска автомобилей с большой надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).

С другой стороны за счет:

− совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей;

− повышения производительности труда;

− снижения трудоемкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей;

− увеличения их межремонтных пробегов.

Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, расширения строительства и улучшения качества дорог.

Требования к надежности транспортных средств повышаются из-за:

− роста скоростей и интенсивности движения,

− мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей,

− технологической и организационной связи автомобильного транспорта с обслуживающими предприятиями и другими видами транспорта.

Содержание автомобильного парка страны требует больших затрат, связанных с его ТО и ремонтом. Автомобильный транспорт расходует значительное количество запасных частей, материалов, использует при ТО и ремонте разнообразное технологическое оборудование и оснастку.

Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов — систем и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций.

По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты и механизмы, а по отношению к агрегатам и механизмам — детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием — объект или изделие. Современный автомобиль среднего класса состоит из 15–18 тыс. деталей, из которых 7–9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем 3–4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль, и являются объектом особого внимания при эксплуатации. Из них 150–300 деталей «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации и как следствие могут повлиять на безопасность дорожного движения.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает:

− нагружение деталей,

− их взаимные перемещения,

− трение, нагрев,

− химические преобразования и изменение в процессе работы физических величин и конструктивных параметров:

− размеров,

− взаимного расположения деталей, зазоров,

− электрических и других данных — что несет в себе опасность возникновения ДТП или вредного воздействия на экологию.

В процессе работы автомобиля параметры технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений до предельных, что обуславливает соответствующее изменение диагностических параметров. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути и возникновению «шума» [3].

Различают пять видов технического состояния автомобиля:

  1. Исправное состояние (исправность) — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации (НТКД).
  2. Неисправное состояние (неисправность) — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД.
  3. Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД.
  4. Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД. Неработоспособный автомобиль всегда неисправен, а работоспособный может быть и неисправным.
  5. Предельное состояние — состояние автомобиля или его конструктивного элемента (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом. Например, недопустимость и нецелесообразность эксплуатации автомобильного двигателя, достигшего предельного состояния, обусловлена возрастанием токсичности отработавших газов (ОГ), шумов, вибраций, расходов топлив, масел и т. д.

Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени или наработки. А это значит, что надежность — это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, то есть работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).

Надежность в основном зависит:

− от запасов прочности деталей и рациональности конструкции узлов, определяющих работоспособность автомобиля;

− от стабильности регулировки механизма;

− от безотказности действия систем питания и зажигания двигателя;

− от совершенства технологии и качества изготовления как самого автомобиля, так и всех используемых на нем изделий и конструкционных материалов смежных изготовителей;

− от качества и своевременности технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В свою очередь, надежность, как комплексный показатель, обусловливается:

− безотказностью,

− ремонтопригодностью,

− долговечностью.

Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. К случайным причинам относятся скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др.

Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля в целом являются:

− изнашивание,

− пластические деформации,

− усталостные разрушения,

− коррозия,

− физико-химические изменения материала деталей (старение).

Знание основных причин изменения технического состояния важно как для совершенствования конструкции автомобилей, так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации.

В практике обычно выделяют изнашивание:

− абразивное (следствие режущего и царапающего действия твердых частиц);

− эрозионное (в результате воздействия потока жидкости или газа);

− усталостное (когда поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается);

− окислительное (сочетание механического изнашивания и агрессивного действия среды);

− изнашивание при дретинге (при малых колебательных движениях);

− электроэрозионное изнашивание (под воздействием разряда при прохождении электрического тока).

Сегодня прослеживается однозначная тенденция у ведущих западных фирм в отрасли автомобилестроения снижение срока службы автомобиля. Можно вспомнить двигатели «миллионники» которые сегодня успешно ушли в историю автопрома. Причина этого простая, к моменту списания автомобиля в металлолом в большинстве случаях двигатель выработать свой моторесурс не успевал.

Вместе с тенденцией, которая зародилась в машиностроении примерно в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, а сегодня здесь достигнут значительный результат — это значительный рост надёжности узлов автомобиля.

Эти два фактора свели на нет проведение капитальных ремонтов автомобилей, необходимость в капитальных ремонтах отпала.

Сегодня важнейшим фактором поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии является техническое обслуживание автомобиля. Применение планово предупредительного ремонта автомобиля, несомненно, повысит безопасность дорожного движения.

Очень большое количество параметров в автомобиле сегодня контролирует компьютер. Сообщая водителю, что тот или иной параметр вышел за пределы установленные производителем автомобиля. Это позволяет предупреждать аварийную ситуацию на дороге.

Наиболее существенно влияет на безопасность дорожного движения состояния ходовой части автомобиля. Количество параметров контролируемых процессором автомобиля в ходовой части автомобиля минимально, а контроль износа трущихся пар полностью отсутствует.

Поэтому при проведении плановых ТО постоянно уделять внимание состоянию ходовой части автомобиля.

Литература:

  1. Афанасьев Л. Л. Конструктивная безопасность автомобиля [Текст] / Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дъяков, В. А. Иларионов. — М.: Машиностроение, 1983. — 212 с.
  2. Иларионов В. А. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем [Текст]: учебник для ПТУ / В. А. Иларионов, А. И. Куперман, В. М. Мишурин. — М.: Транспорт, 1991. — 416 с.
  3. Допматовский Ю. А. Автомобиль в движении. — М.: Транспорт, 1987. — 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, состояние автомобиля, автомобильный транспорт, дорожное движение, Казахстан, исправное состояние, параметр, работоспособное состояние, Россия, скорость, США, техническое обслуживание, ходовая часть автомобиля.


Похожие статьи

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

В статье рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Некоторые пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В статье автор анализирует аспекты эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Определение безопасности дорожного движения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог

В данной статье рассмотрено, что собою представляет безопасность дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги, причины необходимости обеспечения безопасности дорожного движения и актуальность проблемы, определение безопасн...

Исследование влияния транспортного потока на дорогах Ферганской долины на уровень опасности

Данная статья посвящена безопасности дорожного движения, районированию дорожного движения с точки зрения безопасности движения, интенсивности и состава транспортных средств, дорожно-транспортных происшествий и опасностей дорожного движения.

Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения

В данной статье рассматриваются мероприятия, которые повышают уровень безопасности дорожного движения.

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В статье исследуются проблемы нормативного регулирования и практической реализации административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. На основании критического анализа нормативных предписаний формулируются нап...

Административная ответственность за правонарушение в области организации дорожного движения

Статья посвящена вопросам организации дорожного движения и обеспечения безопасности на дорогах. Приводятся определения из Федерального закона и статистические данные, свидетельствующие о снижении количества дорожно-транспортных происшествий за послед...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения.

Похожие статьи

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

В статье рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Некоторые пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В статье автор анализирует аспекты эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Определение безопасности дорожного движения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог

В данной статье рассмотрено, что собою представляет безопасность дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги, причины необходимости обеспечения безопасности дорожного движения и актуальность проблемы, определение безопасн...

Исследование влияния транспортного потока на дорогах Ферганской долины на уровень опасности

Данная статья посвящена безопасности дорожного движения, районированию дорожного движения с точки зрения безопасности движения, интенсивности и состава транспортных средств, дорожно-транспортных происшествий и опасностей дорожного движения.

Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения

В данной статье рассматриваются мероприятия, которые повышают уровень безопасности дорожного движения.

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В статье исследуются проблемы нормативного регулирования и практической реализации административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. На основании критического анализа нормативных предписаний формулируются нап...

Административная ответственность за правонарушение в области организации дорожного движения

Статья посвящена вопросам организации дорожного движения и обеспечения безопасности на дорогах. Приводятся определения из Федерального закона и статистические данные, свидетельствующие о снижении количества дорожно-транспортных происшествий за послед...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения.

Задать вопрос