Данная работа является продолжением статьи [1]. Проекции векторов и выведены на основе интегрирующих звеньев с моделированием в Simulink.
В работе [1] было получено уравнение (7’) для расчета ψsx в Script-Simulink:
Обозначим
Выразим потокосцепление ψsx по оси (+1):
Структурная схема для определения ψsx представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема для определения потокосцепления ψsx в Script-Simulink
Преобразуем структурную схему на рис. 1 в оболочку, позволяющую производить расчет коэффициентов в отдельном блоке Subsystem. Для этого вместо операторов с коэффициентами, рассчитываемыми в Script, установим блоки перемножения, к которым подведены сигналы с результатами расчетов в Simulink, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема для определения потокосцепления ψsx в Simulink
Для определения тока irx приведем уравнение (8’) из работы [1]:
Перенесем в левую часть:
Разделим обе части уравнения на ks:
Обозначим
Определим ток irx по оси (+1):
Структурная схема для определения тока irx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока irx в Script-Simulink
Расчет коэффициентов будем производить в отдельном блоке Subsystem, поэтому вносим в структурную схему на рис. 3 блоки перемножения (рис. 4).
Рис. 4. Структурная схема для определения тока irx в Simulink
Аналогично, определим потокосцепление ψsy и ток iry по оси (+j).
Из уравнения (7”) работы [1] выразим ψsy:
Структурная схема для определения ψsy представлена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления ψsy в Script-Simulink
Подготовим эту схему для расчета в Simulink (рис. 6).
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления ψsy в Simulink
Приведем уравнение (8”) из работы [1]:
Перенесем в левую часть и разделим уравнение на ks:
Отсюда ток iry определится в следующей форме:
Структурная схема для определения iry приведена на рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема для определения тока iry в Script-Simulink
Схема для расчета iry в Simulink дана на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема для определения тока iry в Simulink
На рис. 9 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента:
Рис. 9. Математическая модель определения электромагнитного момента m в Simulink
Из уравнения движения выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 10):
Рис. 10. Математическая модель уравнения движения в Simulink
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ir – ψs на выходе интегрирующих звеньев в Simulink дана на рис. 11, …, 15
Рис. 11. Общая схема математической модели асинхронного двигателя с переменными ir – ψs на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
Рис. 12. Паспортные данные
Рис. 13. Расчет коэффициентов базового варианта
Рис. 14. Расчет коэффициентов для варианта с переменными ir – ψs
Рис. 15. Оболочка модели асинхронного двигателя с переменными ir – ψs на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
Эту же схему можно представить в более компактной форме с использованием блоков Goto и From (рис. 16) и отдельных субблоков с расчетами токов и потокосцеплений, приведенных на рис. 17 и 18.
Рис. 16. Оболочка модели асинхронного двигателя с применением блоков Goto и From
Рис. 17. Схемы для расчета токов irx и iry
Рис. 18. Схемы для расчета потокосцеплений ψsx и ψsy
В работах [2] и [3] дан образец расчета параметров асинхронного двигателя.
Номинальные данные:
Номинальный режим работыS1;
Номинальная мощность
Номинальное фазное напряжение
Номинальный фазный ток
Номинальная частота
Номинальная синхронная скорость
Номинальная скорость ротора
Номинальный КПД
Номинальный коэффициент мощности
Число пар полюсов
Параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте:
Активное сопротивление обмотки статора
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора
Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к статору
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведенное статору
Главное индуктивное сопротивление
Суммарный момент инерции двигателя и механизма
Базисные величины системы относительных единиц:
Напряжение
Ток
Частота
Скорость ротора
Сопротивление
Потокосцепление
Индуктивность
Используя номинальные данные двигателя, определяем:
где – коэффициент, учитывающий различие значений электромагнитного момента и момента на валу двигателя в номинальном режиме (k∆ = 1,0084).
В качестве базисной мощности выбираем значение электромагнитной мощности двигателя в номинальном режиме, определяемое по следующей формуле:
Относительные значения параметров схемы замещения двигателя:
Механическая постоянная времени:
Номинальное значение скольжения:
Относительное значение номинальной скорости ротора:
Нормирующий энергетический коэффициент:
При расчете режимов работы, для того чтобы и , необходимо откорректировать
где – корректирующий коэффициент [3, с. 296].
- коэффициент, показывающий отношение к .
Расчет коэффициентов для математической модели с переменными ir – ψs:
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 19.
Рис. 19. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А. А., Бесклеткин В. В., Устинов А. П., Патерило А. С., Краев А. В., Насонов С. М., Худяков А. Е., Пестеров Д. И., Юнусов Т. Ш. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ir – ψs на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script // Молодой ученый. – 2017. – №5.
- Шрейнер Р. Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. – 654 с.
- Шрейнер Р. Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р. Т. Шрейнер, А. В. Костылев, В. К. Кривовяз, С. И. Шилин. Под ред. проф. д. т. н. Р. Т. Шрейнера. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 361 с.