В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодежь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, социально-психологическая адаптированность, гендерные особенности круга проблем
Межличностные отношения являются объектом изучения не только психологии, но и других междисциплинарных наук, таких как история, конфликтология, педагогика философия и социология, накоплено много знаний и существуют различные точки зрения на проблему межличностных взаимоотношений. В современной психологической и педагогической науке достаточно полно рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия, исследована их структура, содержание, а также основные механизмы возникновения конфликтных ситуаций
Искусство общения — важнейший навык, которому обучается каждый из нас, независимо от того, где мы учимся, работаем, чем занимаемся и сколько нам лет. Но, к сожалению, в современном мире этот навык утрачивает свои позиции и «качества». Особое место среди групп лиц, подвергающихся новым изменениям общества и технологического прогресса, занимают подростки и юношество в силу недостаточной сформированности у многих из них навыков эффективного общения. Проблемы межличностного взаимодействия в молодежной среде зачастую проявляются в виде конфликтов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе. Поэтому изучение проблем межличностного взаимодействия молодежи является актуальным.
Особое значение названная проблема приобретает, если рассмотреть ее с точки зрения гендерных различий. Современные юноши и девушки при выстраивании межличностного взаимодействия, сталкиваются с различными проблемами.
Целью проведенного нами исследования стало выявление специфики круга проблем, с которыми сталкиваются юноши и девушки при выстраивании межличностного взаимодействия. Исследование было проведено на базе общества с ограниченной ответственностью «Визит-ДВ» (г. Хабаровск). В эмпирическом исследовании приняли участие 25 человек в возрасте от 18 до 20 лет. В первую группу вошли испытуемые женского пола общей численностью 13 человек. Во вторую группу вошли испытуемые мужского пола общей численностью 12 человек. Группы уравнены по возрасту, социальной ситуации (проживают с родителями), культурно-профессиональному статусу (имеют одинаковое образование, работают в одном учреждении, выполняют сходные функциональные обязанности).
При проведении исследования использованы: тест «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири); методика «Оценка социально-психологической адаптированности» (Е. В. Змановская); опросник «Изучение агрессивности» (методика Басса — Дарки); «Поведение в конфликтных ситуациях» (тест Томаса). Для доказательства неслучайности выявленных различий использовался U-критерий Манна-Уитни.
Основные выводы по проведенному исследованию:
- Испытуемым женского пола присущи следующие особенности при выстраивании межличностного взаимодействия: дружелюбность, любезность, склонность к сотрудничеству, гибкость и компромиссность, стремление помогать, чувствовать себя в центре внимания, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях, ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброту, бескорыстность и отзывчивость. Преобладает ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность, оптимизм, уравновешенность, адекватная самооценка, бесконфликтность, уход от конфликтных ситуаций. В то же время им присуща агрессия, которая косвенно направлена на другое лицо, проявляющаяся в сплетнях, злобных шутках, недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренны, причинить вред, выражение негативных чувств как через ссору, крики. При разрешении конфликтных ситуаций они склонны искать альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.
- Испытуемым мужского пола присущи следующие особенности при выстраивании межличностного взаимодействия: властность, деспотичность характера, сильная личность — лидер, уверенность в себе, упорность, настойчивость, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, требовательность, откровенность, строгость, резкость в оценке других, насмешливость, раздражительность, упрямство, упорность, настойчивость, энергичность. Их отличает лидерство, оптимизм, уравновешенность, адекватная самооценка. Вместе с тем нами получены данные о том, что они делают расчет на толчок и поддержку извне, демонстрируют пассивность в решении жизненных задач, избегание проблем, которые сочетаются с конфликтностью в межличностном взаимодействии, проявлением при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости, оппозиционная мера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы, использование физической силы против другого человека, При разрешении конфликтных ситуаций они склонны добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
При проведении статистической обработки всего массива полученных результатов мы выяснили, что показатели по авторитарный, эгоистическому, агрессивному типам, по принятию других, конфликту с другими, внутренний локус контроля, внешний локус контроля, доминирования, ведомости, по физической агрессии, косвенной агрессии, негативизму, обиде, подозрительности, вербальной агрессии, по соперничеству, компромиссу, сотрудничеству у респондентов разных групп достоверно различается на низком р≥0,05 уровне значимости. Таким образом, в группах существуют не случайные различия по уровню исследуемого признака.
Из полученных нами результатов следует, что при выстраивании межличностного взаимодействия у юношей и девушек имеется свой, специфический круг проблем. Материалы нашего исследования могут быть использованы психологами при планировании и осуществлении консультативной деятельности; педагогами и социальными педагогами при организации коррекционной и профилактической работы с молодежью. Вместе с тем считаем, что исследование далеко до завершения. Дальнейшее изучение может быть организовано в следующих направлениях:
– сравнительное исследование особенностей межличностного взаимодействия молодежи различного культурно-образовательного уровня;
– исследование круга проблем, с которыми сталкиваются юноши и девушки, находясь на разных этапах выстраивания межличностного взаимодействия;
– исследование влияния отношений в родительских семьях на характер проблем межличностного взаимодействия молодежи.
Литература:
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев // Изд-во МГУ, 2012. — 245с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев // Педагогика, 2013. — 248с.
- Вишневский, Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский // Екатеринбург, 2006. — 433 с.
- Змановская, Е.В. «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская // Издательский центр «Академия», 2013. — 198с.
- Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин // Питер, — 2009. — 321 с.
- Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / А. А. Леонтьев // Наука, 2013. — 295 с.
- Луков, В. А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы / А. В. Луков // СОЦИС — 2012. –№ 1. — С. 5–17.
- Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / Б. Ф. Ломов // Наука, 2011. — 245с.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская // Дрофа. 2010. — 245с.
- Рубчевский, К. В. Социализация личности: интериорезация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. — 2013. — С. 147–151.
- Соковнин, В. М. Общение интердиктивное и фасциногенное / В. М. Соковнин // Екатеринбург: АФА, 2011. — 493 с.
- Суртаев, В. Я. Молодежь и культура / В. Я. Суртаев. — С-Пб: изд-во СПб. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. — 224 с.
- Чебарыкова, С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: автореф. дисс.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 22 c.
- Чебарыкова, С. В. Взаимодействие в системе «студент-преподаватель вуза гуманитарного профиля» как модель организации педагогического общения / С. В. Чебарыкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — № 1(3). –2015. — С. 82–84.