Коммуникативные способности как фактор успешного общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 10.02.2017

Статья просмотрена: 10704 раза

Библиографическое описание:

Халина, К. Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К. Д. Халина, Т. В. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 209-213. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39460/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей

Гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте. Процесс общения является сложным процессом, который включает в себя множество условий и факторов. Е. А. Смирнова отмечает, что от условий, необходимых для развития речевой коммуникации, напрямую зависит успешность или не успешность общения [10, c. 34]. В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения. В. Н. Мясищев уделяет особое внимание именно речевым способностям человека, используя которые он устанавливает коммуникативные связи с окружающими [8, c. 34]. Е. А. Смирнова, А. Г. Самохвалова, Я. М. Колкер, Л. А. Дубинина, Е. А. Быстрова склонны рассматривать коммуникативные способности с психологических аспектов, определяя не инструментарий, а общую способность, готовность человека вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении ввиду каких-либо индивидуальных особенностей личности [3, 5, 6, 9, 10]. Так, исследования Е. А. Смирновой показывают, насколько велико значение возможности и условий общения для развития коммуникативных способностей ребенка. Дети, испытывавшие стеснение при вступлении в акт общения, еще в дошкольном возрасте, могут стать впоследствии агрессивными, равнодушными к чувствам других людей, неуспешными при разрешении конфликтов [10, с. 45]. При установлении контактов с незнакомыми людьми, они с трудом достигают равноправного общения, занимая либо превосходящую позицию, либо позицию ниже партнера. Такие дети не способны адекватно оценивать себя и других, а при построении дружеских отношений данные качества необходимы. При депривации общения со сверстниками, ребенок так и не научается выстраивать дружественные, партнерские отношения с незнакомыми людьми. При дефиците общения со взрослым, он склонен впоследствии вырабатывать зависимость от мнения вышестоящих лиц, более взрослых людей, родителей, руководителей и т. д. Тем не менее, одной из особенностей коммуникативных способностей выступает индивидуально-личностный аспект, который основывается на том или ином типе темперамента и характера ребенка, а также на внешних условиях и особенностях общения, с которыми ребенок сталкивался по мере взросления.

Исследователь А. Г. Самохвалова пишет о том, что тот или иной тип темперамента закладывает основную базу для развития коммуникативных способностей. Но следует отметить, что на конечный результат их формирования, по её мнению, влияют стиль воспитания родителей, качество установленных связей с близкими и друзьями ребенка еще в период дошкольного детства [9, c. 51].

Я. М. Колкер выделяет следующие показатели высокоразвитых коммуникативных способностей: высокая интенсивность общения личности, активность личности при установлении, поддержании, завершении акта коммуникации, характер длительности и включенности личности в процесс коммуникации, общий размер круга общения, успешность личности при разрешении конфликтных ситуаций в общении [6, c. 32].

Л. А. Дубинина характеризует коммуникативные способности с точки зрения динамики общения, которая проявляется в виде легкости и скорости вхождения личности в новый круг общения, успешности в формировании новых качеств в процессе общения, умения управлять вербальными и невербальными средствами общения, степенью эмоциональной выразительности [5, c. 6]. Наличие коммуникативных способностей подразумевает склонность личности стратегически и тактически мыслить, определяя предстоящий характер общения и конкретные методы, которыми следует руководствоваться для достижения максимально положительного результата. В связи с этим Е. А. Быстрова выделяет стратегические и тактические способности, входящие в комплекс коммуникативных способностей личности [3, c. 7]. Стратегические способности подразумевают, что личность может распознать характер и специфику ситуации общения, а также сориентироваться в ней таким образом, чтобы выбранная поведенческая стратегия позволяла достигнуть максимально положительного результата в общении. По своей сути, стратегические способности — это предварительное планирование коммуникативной тактики, которую личность будет применять в процессе общения. Тактические же способности представляют собой более конкретные подходы и методы, которые личность предпринимает в процессе общения. Правильно отобранные тактические коммуникативные способности позволяют включить личность в процесс общения и удержаться в коммуникации. В свою очередь, они включают в себя две группы методов — личностно-ориентированные и технические. Личностно-ориентированные методы в общении учитывают личностные и индивидуальные особенности собеседника, собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие черты, которые позволят достигнуть необходимого результата в коммуникации. Технические методы общения в большей мере практико-ориентированы. Личность также использует их в процессе коммуникации: это способности к саморегуляции, перцепции, эмпатии, поддержании и регулировании процесса коммуникации, владение собственным речевым аппаратом для производства развернутых и понятных предложений [3].

Э. А. Голубева, А. А. Леонтьев, О. Б. Асриян, Т. В. Капустина, В. М. Ларина пытаются выделить различные составляющие и компоненты коммуникативных способностей. То есть, по их мнению, коммуникативные способности можно рассматривать как комплексное новообразование в психике [1, 2, 4, 7].

Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности в рамках коммуникативной профессиональной компетентности, представленной когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности [1, 2].

Также в рамках комплексного подхода изучения способностей Э. А. Голубева выделяет когнитивный, эмоциональный, самооценочный, коммуникативно-деятельностный компоненты коммуникативных способностей. Эти компоненты тесно связаны между собой, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности [4, c. 75].

  1. Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а именно, познавательными функциями. Он участвует в том, чтобы индивид замечал, все социальные события, происходящие вокруг него, чтобы в дальнейшем интерпретировать и сохранять в своей памяти эти события. То есть в больше мер данный компонент представлен восприятием, вниманием и памятью.
  2. Самооценочный компонент отвечает за умение человека адекватно оценивать свои качества и качества личности партнера в процессе коммуникации.
  3. Деятельностный компонент связан с приобретенными ранее знаниями и умениями в коммуникативной сфере. К таким умениям можно отнести самостоятельность в конструировании социально одобряемых форм общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления, умения проявлять инициативу в общении с взрослыми и сверстниками и конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. Данный компонент представлен вербальными и невербальными средствами коммуникации.
  4. Эмоциональный компонент представлен умением создавать и поддерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навыками саморегуляции, умением не только контролировать себя, но и реагировать на эмоциональное состояние собеседника. Этот компонент позволяет создавать эмоциональный фон, который благоприятно или неблагоприятно влияет на ощущение комфортного или дискомфортного общения.

Таким образом, мы видим, что для формирования коммуникативных способностей требуется, во-первых, умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, во-вторых, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствия собеседника, и, в-третьих, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Это означает, что коммуникативные способности включают в себя комплекс компетенций или умений, необходимых для формирования и развития уже в начальный период развития личности ребенка. Как и любое другое необходимое новообразование в структуре личности, коммуникативные способности характеризуются определенными чертами, изучив специфику которых возможно диагностировать тот или иной уровень развитости коммуникативных способностей.

А. А. Леонтьев, в свою очередь, выделяет три компонента коммуникативных способностей. Первый компонент является информационно-коммуникативным. Он содержит в себе основные умения начала, поддержания и заключения беседы, обмен высказываниями, определенный опыт и знание собеседника об окружающем мире и о самом себе, на основе которых будет строиться высказывание с использованием основных средств вербального и невербального общения. Второй компонент представлен аффективно-коммуникативной составляющей. Автор сюда относит умение личности распознать эмоциональное состояние партнера по общению и применить те образцы поведения, которые будут подчиняться заданным условиям общения. Они выделяет такие черты как отзывчивость, внимательность, уважительное отношение к личности собеседника, склонность к эмпатии. И третий компонент — регулятивно-коммуникативный. Данная составляющая характеризует умение личности устанавливать отношения сотрудничества во время общения, принимать и просить помощь, применять те адекватные методы урегулирования конфликта через компромисс [7].

Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что успешность процесса общения в полной мере зависит от уровня их развития. То есть умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствие собеседника, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Понимание сути, как процесса общения, так и понятия коммуникативных способностей, может благотворно повлиять на успешность коммуникации с окружающими людьми.

Литература:

  1. Асриян О. Б., Капустина Т. В., Ларина В. М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 631–635.
  2. Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2016. — № 4. — С. 93–97.
  3. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. — 1996. — № 1. — С. 3–8.
  4. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10 — № 4. — С. 75.
  5. Дубинина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Обучение и воспитание. — 2005. — № 10. — С. 3–11.
  6. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в школе. — 2010. — № 4 — С. 30–33.
  7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 94 с.
  8. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. — СПб.: Речь, 2010. — С. 34–45.
  9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.
  10. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. — Шуя: Издательство «Весть», 2006. — 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, внешнее условие общения, коммуникативная способность личности, мирный способ, положительный результат.


Ключевые слова

процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей

Похожие статьи

Понятие коммуникативных способностей в психологии

В статье рассматривается понятие «коммуникативные способности» как ведущий психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами.

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов

В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к са...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку

В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Похожие статьи

Понятие коммуникативных способностей в психологии

В статье рассматривается понятие «коммуникативные способности» как ведущий психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами.

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов

В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к са...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку

В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Задать вопрос