В этой статье я хочу рассказать о проведенном мной открытого урока математики в рамках недели математики в 5 «А» классе в Аршалынской средней школе № 1. Темой данного открытого урока была «Делимость суммы, разности и произведения». На уроке была применена групповая работа учеников. Для данного урока использовались карточки с изображениями фруктов, кластеры, листы с таблицей 1, разноцветные фломастеры, изображения грустного и веселого смайлов, стикеры.
Урок начался с постановки целей урока. Затем проследовало деление класса на подгруппы с помощью карточек. На учительском столе были разложены карточки с изображениями фруктов на оборотной стороне, каждый ученик подходил к столу и вытягивал карточки. Ученики, вытянувшие карточки с изображением закрашенных и не закрашенных яблок объединились в одну группу, с изображением груши — во вторую группу, апельсинов — в третью. Лидером каждой группы стали ученики, вытянувшие карточки с изображением не закрашенных фруктов. Таким образом были сформулированы три группы. Ученики с каждой группы заняли соответствующие места.
Каждой группе были предоставлены листы с таблицей 1 (приложение 1) в качестве оценивания учащихся. Далее проследовал фронтальный опрос для проверки домашнего задания и предыдущих тем (приложение 2 (список вопросов)). После фронтального опроса проводилась исследовательская работа, которую, учащиеся выполняли на кластере лежащем у каждой группы на парте. Первой группе была поручена исследовательская работа на тему «делимость суммы», второй — «делимость разности», третьей соответственно — «делимость произведения». На составление кластера было отведено 10 минут, после чего два представителя из каждой группы защищали свой кластер.
Далее за обобщением новой темы было проведено закрепление рассмотренного материала. В качестве закрепления предлагалось 6 примеров каждой группе, по два примера на каждую тему.
Группа «яблоки»:
№ 1 Подберите значение х так, чтобы значение выражения делилось на данное число:
1) (32+х) делится на 8;
2) (65-х) делится на 13.
№ 2 Удобным способом разделите произведение на 11 и найдите значение частного:
1) 7*12*99;
2) 11*22*33.
№ 3 На какие числа делится:
Сумма 21*95+21*253, кроме числа 21.
№ 4 Докажите, что если:
Число 455 делится на 35, а 35 делится на 7, то 455 делится на 7.
Группа «груши»:
№ 1 Подберите значение х так, чтобы значение выражения делилось на данное число:
3) (35+ х) делится на 5;
4) (42-х) делится на 7.
№ 2 Удобным способом разделите произведение на 11 и найдите значение частного:
3) 33*17*5;
4) 15*88*3.
№ 3 На какие числа делится:
Сумма 187*35+35*24, кроме числа 35.
№ 4 Докажите, что если:
Число 744 делится на 24, а 24 делится на 6, то 744 делится на 6.
Группа «апельсины»:
№ 1 Подберите значение х так, чтобы значение выражения делилось на данное число:
5) (49+ х) делится на 7;
6) (72-х) делится на 8.
№ 2 Удобным способом разделите произведение на 11 и найдите значение частного:
5) 6*44*13;
6) 22*12*8.
№ 3 На какие числа делится:
Сумма 39*53+39*17, кроме числа 39.
№ 4 Докажите, что если:
Число 816 делится на 48, а 48 делится на 8, то 816 делится на 8.
В процессе выполнения заданий учитель контролирует работу групп и оценивает выполненную работу.
Затем был подведен итог урока и проведена рефлексия. Рефлексия проходила следующим образом: по одному человеку из группы анализировали урок: понравился урок или нет, что нового узнали. После рефлексии учащиеся записали домашнее задание и заклеивали стикеры на улыбающийся смайл если понравился урок, если же нет, то на грустный смайл. Отзывы были следующие: урок был интересным и все усвоили материал, на уроке понравилась защита кластера и т. д.
Приложение 1.
Таблица 1
Фамилия / Имя |
Оценка ученика |
Оценка лидера |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
Локонов И. Смирнов Л. Асанбаев К. Асанова З. Чернова А. |
Приложение 2.
Список вопросов:
− Что такое натуральное число?
− Что такое числовое выражение? Привести пример.
− Что такое буквенное выражение? Привести пример.
− Что называется делителем натурального числа? Привести пример.
− Что называется кратным натурального числа? Привести пример.
− Назовите число, на которое делятся все натуральные числа.
− Назовите числа, на которые делится число 24.
− Назовите наибольшее из чисел, на которое делится число 45.
− Назовите первые четыре натуральных числа, которые делятся на число 3 без остатка.
Литература:
- Математика 5 (часть 1). Т. А. Алдамуратова, Е. С. Байшоланов, (Алматы «Атамура» 2015 г.).