Существует прямая взаимосвязь между архитектурой и одеждой. И она заключена не только в виде назначения — защиты от окружающей среды и комфорта человека в целом, но и в его созерцательной потребности, в желании подчеркнуть свою индивидуальность, уникальность времени, в котором он прибывает. Еще в древние времена человек стремился оградить себя и ближнего от воздействия внешней среды, и как только эта потребность удовлетворялась, он начинал украшать свое пространство и тело.
Расширение торговли позволило ремесленникам изобретать способы наделения своих работ отличиями. Огромный ассортимент одного предмета в различной интерпретации постепенно зарождал понимание своих предпочтений у отдельного человека, или у группы людей. Выраженный стиль подчеркивал образ жизни, род деятельности и положение в обществе.
Начиная с прошлого века с развитием науки и появлением передовых технологий, модная индустрия одежды перекликается с архитектурой. Это проявилось в использовании техник модельеров в строительстве, а сложное многоуровневое конструирование в отшивании коллекций.
В чем заключается взаимосвязь архитектуры и одежды? Как архитекторы находят вдохновение в одежде, а модельеры в архитектуре и в чем это отражается?
Краткая история взаимовлияния одежды и архитектуры.
Мода и архитектура выражают идеи личностной, социальной и культурной идентичности, отражающей интересы зрителей и амбиции разных возрастов. Их отношения симбиотические, и на протяжении всей истории одежда и здания перекликались друг с другом в форме и во внешнем виде. Это понимание естественно, одежда и архитектура не только разделяют основную функцию-обеспечить убежище и защиту для тела, но и создают пространство и объем из плоских, двухмерных материалов. Хотя они и имеют много общего, они также существенно отличаются. Пропорции, размеры и формы разняться. И хотя мода — это, по своей сути, эфемерное или «мгновенное», а архитектура традиционно имеет более солидное и монументальное, очевидное взаимодействие все же имеет место.
В последние годы связи между модой и архитектурой стали еще более интригующими. Достижения в технологиях по изготовлению материалов, компьютерных программ раздвинули границы для каждого из направлений. Здания обрели более плавную форму, одежда получила выражение посредством многослойности и текстуры походящей на фасады. Архитекторы внедряют новые стратегии, которые применяются в строительстве, такие как печать, гофрирование, складывание, драпировка и плетение, в то время как модные дизайнеры ищут способы построения одежды, представляющие собой новые и провокационные идеи в объемах и структуре. Во многих случаях также используются интеллектуальные принципы, присущие архитектуре.
Всего за последнюю четверть века переплетение моды и архитектуры позволило найти новый смысл и возможности в творческой практике.
В качестве отправной точки считается начало 1980-х годов. В это время отмечены значительные культурные сдвиги в области архитектуры и моды.
В 1980-х был период большого культурного разнообразия, энергии и познания. В Лондоне, особенно, а также в других крупных городах мира, таких как Нью-Йорк, Париж и Токио, в духе бравурного индивидуализма, и нонконформизма часто этика была настроена против городского упадка и пост-панк-нигилизма. Границы между дисциплинами, казалось, были разрушены, и культуры сошлись в диалоге, который способствовал богатому обмену идеями и возможностями. Этот период предоставил благоприятную почву для целого поколения архитекторов и дизайнеров в процессе их формирования.
Архитектурная ассоциация в 1970-х годах была идеальным местом для амбициозных, самостоятельно мыслящих архитекторов. Под руководством Элвина Боярского, ассоциация стала самым благодатным местом для архитектурной фантазии, где обитают не по годам развитое поколение студентов и преподавателей, имена которых теперь известны каждому, такие как Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Уилл Олсоп и Бернард Чуми.
Еще одним именитым дизайнером Архитектурной Ассоциации в Лондоне является Найджел Коутс. В 1983 году НАТО беззастенчиво черпал вдохновение из культурного контекста времени — в искусстве, поп-музыке, уличной моде, ночных клубах и журнальной культуре. Выпуск был ограничен буклетами и выставками, сравнительно краткими (последний раз выставлялись вместе в Бостонском Институте современного искусства в 1987 году) представлениями об архитектуре. Опорой служила энергия, опыт, ритм и столкновение городской жизни с эхом времени творческой культуры, где молодых практиков из самых различных творческих областей начали воспринимать в их собственной манере.
В 1980-х годах архитектура и мода были представлены в СМИ. Многое изменилось, появилось немало довольно солидных журналов об архитектуре и дизайне. Дискурс был интегрирован в более широкую точку зрения визуальной культуры и стиля. В 1982 году проект был запущен в Лондоне. Он был среди первых журналов, где начали пересекать границы между модой и архитектурой и широкой компетенцией, в комплекте архитектуры и интерьера, моды, мебели и промышленного дизайна. Журнал был слегка непочтительный, иногда переступал через сатирические края для преднамеренной попытки сделать «серьезные проблемы» более понятными.
Опираясь на реплику американских журналов, таких как «Скайлайн» и «Метрополис», он был разработан в бульварной газете формата с относительно низкими показателями производства и большими фотографиями. Первый выпуск включает статьи о Jiricna, ее конструкции для Иосифа магазина на Слоун-Стрит. Позже вопросы были опубликованы в статье о Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото, среди многих других модных дизайнеров.
Японские модельеры Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото впервые представили свои коллекции в Париже на шоу в апреле 1981 года. Негабаритная, часто асимметричная черная одежда с умышленно созданными дырами, клочьями и незаконченными краями резко контрастировала с изысканно декорированными, четко скроенными костюмами, отшиваемыми большинством известных дизайнеров. Впервые, мода оспорила принятые понятия красоты и женственности, когда представили концептуальные идеи о теле. Хотя панк-мода в конце 1970-х годов уже перехватила инициативу в деконструкции одежды, и представила более политизированную тенденцию, парижские показы Кавакубо и Ямамото формализовали этот образ в лексикон моды.
В 1982 году архитектор Бернард Чуми выиграл международный конкурс на лучший проект парка ла Виллет в Париже. Его проект, в результате сотрудничества архитектора Питера Айзенмана и философа Жак Деррида ввел понятие «Deconstruction» в архитектуре. В 1988 году выставки «Деконструктивистской архитектуры» открылись в Музее современного искусства в Нью-Йорке (Мома).
Также в 1982 году, музей в штате Массачусетс Институт технологии (МИТ) смонтировал выставку под названием «интимная Архитектура: современный дизайн одежды». Куратор Сьюзан Sidlauskas рассмотрела формальные аспекты работ восьми модельеров, в том числе Yeohlee Tang, с архитектурной точки зрения. Эта влиятельная выставка стала первой публичной презентацией моды, которая проанализировала архитектурные аспекты современной одежды и дизайн, после чего были зафиксированы формальные связи между двумя практиками.
Большая часть описанных творений бросает вызов традиционным способам мышления об архитектуре и моде, выявляя потенциально новые идеи, которые могут быть получены от все более плодотворного диалога между двумя творческими дисциплинами. Новые поколения дизайнеров с обеих сторон готовы разрабатывать все более хитроумные способы адаптации и трансформации самой природы зданий и одежды.
Модный дизайн и архитектура уже давно выражают идеи личностной, социальной и культурной идентичности. Однако, в последние годы практикующие в обоих дисциплинах вышли за рамки идеи просто означающей статус и принадлежность, чтобы выразить более сложные и провокационные вопросы, касающиеся понятия «идентичности». Этому подтверждение коллекции Александра Маккуина и его «архитектурные сооружения» на подиумах, Хусеина Чалайна и его платья пирамиды, Жан Нувель и его архитектурный проект Института Арабского Мира с необыкновенными фасадами, Даниэль Либескинд и его проект Еврейского Музея в Берлине. Модельеры и архитекторы разделяют методы конструирования.
Архитекторы вдохновляются техниками шитья, такими как плиссировка и драпировка для достижения более плавных и сложных форм из твердых материалов, в то время как модельеры используют инженерные методы, такие как консоли и навесы, сложные конструкции с использованием ткани. Большая часть этой трансмутации техники возможно произошла непосредственно в результате изменений в технологиях производства материалов и программного обеспечения, которые позволили существенно продвинуться в обеих дисциплинах.
Архитекторы использовали достижения в технологиях изготовления материалов и цифровой техники для того, чтобы изобретать разновидности поверхности зданий, и продумывать различные их вариации. Модельеры усвоили различия между передним, задним и боковым фасадами, а также крышами для того, чтобы найти новый подход к телу человека. Кроме того, дизайнеры продвинули идею о том, что одежда может оборачивать контуры тела, после исследования искажений, оспорили привычное понимание о том, как должен выглядеть силуэт.
С начала 1990-х годов, архитекторами в качестве устройства для создания более визуального интереса использовались драматические эффекты света и тени на внешней поверхности здания, так же для манипуляций с объемными формами интерьера. В модной индустрии свет используется в более сложном контексте, придавая структуру и форму в демонстрации одежды.
По моему мнению, индустрии моды и архитектуры теснейшим образом связаны между собой. Эта связь в полной мере продемонстрирована на улицах городов и на подиумах.
Литература:
- В. Аронов «Дизайн в культуре XX века» Москва 2013 с илл.
- Аурели П. В. «Возможность абсолютной архитектуры» Strelka Press. 2014.
- Dog dance, photographs, Brad Elterman Seventy Seven Press LLC 2014.
- Хэл Фостер «Дизайн и преступление» V-A-C press 2014.
- Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос».
- Даниэл Брук «История городов будущего» Strelka Press 2015.
- Журнал о мировом дизайне «КАК» 2013 год.
- Скотт Маккуайр «Медийный город» Медиа, архитектура и городское пространство Strelka Press 2014.
- The Prime Russia Magazine № 3(24) Май – Июнь 2014.
- Адриан Форти «Объекты желаний» второе издание 2013 (тираж — 3000 экз.).