Организационный механизм управления инновационными процессами Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 11.02.2017

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Мирсияпова, А. Р. Организационный механизм управления инновационными процессами Республики Крым / А. Р. Мирсияпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39482/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья рассматривает понятие инновации, включая инновационное развитие и организационный механизм управления инновационными процессами Республики Крым.

Ключевые слова: инновации, развитие инновационной деятельности, инновационные технологии, инвестиции, организационный механизм управления инновационными процессами

После вступления Крыма как субъекта Российской Федерации в состав России уровень инвестиционной привлекательности со стороны бизнеса стал совершенно иным. Сегодня Республика Крым- территория уникальных возможностей для ведения бизнеса и эффективной работы капитала инвесторов [1].

Инновационный сценарий долгосрочного развития Республики Крым, который следует рассматривать как приоритетный, характеризуется тем, что Совет министров Республики Крым заинтересован в привлечении в регион инвестиционных проектов, направленных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья.

К настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:

1) отсутствует инновационная инфраструктура Республики Крым, необходимая предприятиям, использующим инновации, и организациям научно-технической сферы;

2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи созданных передовых технологий организациям Республики Крым для внедрения в производство;

3) недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Республики Крым на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты инновационной деятельности;

4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами инновационной деятельности.

Республика Крым обладает значительным потенциалом для развития инновационной деятельности. Учебные заведения обеспечивают профессиональными кадрами практически все отрасли экономики. Система образования на полуострове представлена развитой сетью учреждений: 10 образовательных организаций высшего образования, 27 профессионально-технических и порядка 586 общеобразовательных школ. Научно-техническую деятельность осуществляют более 112,4 тыс. человек в 33 научных, научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтах и бюро, исследовательских экспериментальных станциях, в том числе: Крымская академия наук, Национальный институт винограда и вина «Магарач», Институт сельского хозяйства Крыма, Национальный научный центр «Никитский ботанический сад», Карадагский природный заповедник, КРП НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория» и другие.

По данным статистики по итогам 2016 года (по 2014 году данные отсутствуют) предприятия, занимающиеся инновациями, составляли 15,2 % от общего числа предприятий материальной сферы экономики Крыма. Внедряли инновации 27 промышленных предприятий (8,2 % общего количества обследуемых) пищевой промышленности, машиностроения и химической промышленности. Для координации и согласования их действий, определения ресурсов и их источников, ответственных за исполнение мероприятий, а также для определения прав и обязанностей участников процесса необходимо использовать программно-целевой метод, необходимый для того, чтобы консолидировать и сконцентрировать государственные и внебюджетные ресурсы на реализации прорывных направлений.

Для обеспечения развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора. Проблемы региона устраняются выполнением таких основных мероприятий по активизации инвестиционной деятельности в регионе как:

  1. Повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым.
  2. Устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности.
  3. Разработка и внедрение поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым.
  4. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
  5. Формирование и продвижение инвестиционной привлекательности Республики Крым как свободной экономической зоны, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности.
  6. Подбор персонала для организации инвестиционной деятельности, повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Крым, организаций по вопросам инвестиционной деятельности.

С целью реализации возложенных задач по информатизации полуострова было создано Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым (далее — Мининформ), который является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Мининформ осуществляет деятельность по формированию политики в сфере внутренней политики, массовых коммуникаций и средств массовой информации, связи, в том числе электронных средств связи, информационных технологий, книгоиздания, книгораспространения и выставочной деятельности, продвижения позитивного имиджа Республики Крым, проведения музыкальных, кино- и иных фестивалей и конкурсов, развития сети Интернет, систем телевизионного (цифрового) вещания и радиовещания, а также новейших технологий в этом направлении, печати и издательской деятельности, почтовой связи, наружной рекламы.

Основными задачами Мининформа являются:

Формирование и реализация политики в информационной сфере, сфере связи, внутренней политики, информатизации и коммуникации, книгоиздании и книгораспространении, выставочной деятельности, печати и издательской деятельности, развития наружной рекламы, продвижение позитивного имиджа Республики Крым.

Организация и обеспечение взаимодействия Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым с органами государственной власти Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Крым, депутатами Государственного Совета Республики Крым, государственными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым Республики Крым, а также с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами и объединениями, организациями предпринимателей, Общественной палатой Республики Крым, общественными объединениями, религиозными организациями, средствами массовой коммуникации, иными структурами гражданского общества (далее — институты гражданского общества).

Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, институтами гражданского общества.

Информационно-аналитическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым.

Разработка и внедрение мер, способствующих развитию связи, информационной сферы, радио, телевидения, а также сети Интернет, почтовой связи, массовых коммуникаций.

Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в сфере формирования информационной политики, развития информационно-рекламного пространства.

Осуществление в пределах полномочий управления в информационной и издательской сферах.

Координация и функциональное регулирование вопросов связи, информационной (радио, телевидение, Интернет) и издательской сфер, внутренней политики, печати, почтовой связи и развития наружной рекламы.

Обеспечение потребности населения, органов государственной власти и организаций Республики Крым в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии; обеспечение развития и поддержка системы «электронного правительства» Республики Крым; содействие внедрению на территории Республики Крым перспективных инфокоммуникационных технологий и стандартов; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды для всех операторов информатизации и связи, предоставляющих услуги на территории Республики Крым, на равноправной основе.

Участие в реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в сфере внедрения информационных технологий, процессов информатизации, запуска информационных площадок, в том числе в сети Интернет.

Согласно рейтингу инновационной активности регионов, общий индекс субъектов РФ вырос более чем на 12 %, что объясняется реализацией программы импортозамещения, переходом на собственные ресурсы и ростом ряда показателей: числа стартапов (13 %), технологий (8 %), патентов (5 %) и робототехника, нано-, биотехнологии и др.

В 2015 г. первенство по критерию «очень высокая инновационная активность» принадлежало Москве и Республике Татарстан, «высокая инновационная активность» — Санкт-Петербургу, Самарской, Нижегородской, Томской областям, Краснодарскому краю, Московской области.

Республика Крым отнесена к группе со средней инновационной активностью, она занимает 30-е место в рейтинге, г. Севастополь — 24-е, что подтверждает тезис о стимулировании предприятий региона и ориентации на производство конкурентоспособной продукции не только в пределах России, но и для экспорта.

В 2015 г. наиболее активно применяли инновационные технологии следующие крупные промышленные предприятия: АО «Завод «Фиолент», ОАО «Симферопольский завод пластмасс», ГУП «Феодосийский оптический завод», ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО «Машиностроительный завод “СЭЛМА”» и др. Наряду с этим в Симферополе предусмотрено создание инновационного кластера, включающего следующие направления развития инноваций: производство строительных материалов, возобновляемой и распределенной энергетики.

Инновационное развитие промышленных предприятий региона стимулируется нормативно-правовыми документами, в числе которых постановления Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 г. № 500 «Об утверждении Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015–2017 гг.» с изменениями от 30.10.2015 г., а также от 23.12.2014 г. № 542 «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015–2017 гг.», в соответствии с которой предусматривается достижение ключевых показателей. Согласно данным, представленным в программе, к 2017 г. намечается рост практически всех показателей за исключением прямых иностранных инвестиций, в частности объема инвестиций в основной капитал в 8,4 раза, преимущественно за счет собственных источников. Количество промышленных инновационно активных предприятий должно возрасти в 1,5 раза, внедренных новых технологий — в 1,6 раза, субъектов малого и среднего бизнеса — в 6,3 раза, занятых работников у владельцев бизнеса — в 3,5 раза. Рост показателей инновационной активности промышленных предприятий ожидается и при условии реализации государственной программы (рис. 1,2).

Рис. 1. Показатели развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015–2017 гг.

Рис. 2 Объемы отгруженных товаров и инновационной продукции собственного производства Республики Крым на 2015–2017 гг.

Из рисунков 1,2 следует, что за период с 2013 по 2017 г. при условии выполнения задач государственной программы намечается рост показателя индекса промышленного производства на 3,9 %, инновационной активности организаций — на 2,5 %, объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами — на 37,0 %, объема отгруженной инновационной продукции собственного производства — на 42,0 %. В программе предусмотрено создание в регионе конкурентоспособного, оптимально размещенного, целесообразного промышленного производства, направленного на формирование рынков высокотехнологичной и инновационной продукции.

Результаты программы реализуются в следующих направлениях (рис. 4).

Рис. 3. Ожидаемые результаты государственной программы на 2015–2017 гг.

Достижение результатов планируется за счет проведения основных мероприятий, таких как модернизация и техническое обновление промышленных предприятий, создание новых производств, а также применение очистных экоустановок; развитие инновационной инфраструктуры; создание необходимых условий для импортозамещения; качественная подготовка кадрового состава [2].

Таким образом, проанализировав инновационный потенциал промышленных предприятий Республики Крым, можно отметить, что предприятия применяют инновационные технологии, позволяющие значительно сокращать материальные затраты. Предприятиями региона (преимущественно крупными производителями) используются процессные и продуктовые инновации. Инерционное развитие промышленности региона связано с пассивностью предприятий в плане применения инновационных технологий, использованием устаревшего оборудования, недостаточным уровнем обученности кадрового персонала, удорожанием стоимости строительных материалов из-за сложной логистической цепи. Ключевыми составляющими инновационного развития сферы промышленности Крыма являются: благоприятный инвестиционный климат в регионе; наличие научно-технологического потенциала; увеличение количества изобретений, патентов, используемых в производстве новых технологий; рост числа инновационно активных предприятий; развитая инновационная инфраструктура и др.

При условии реализации положений законодательных актов в Республике Крым возможно достижение намеченной цели и ожидаемых результатов.

Литература:

  1. Инновационный кластер в Республике Крым. Режим доступа [Электронный ресурс]. – URL: http://www.c-ok.ru/market_news/innovacionnyy-klaster-v-respublike-krym (дата обращения: 1601.2017)
  2. Петрухина Е.В. Основные факторы инновационного развития регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. - №7. – С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, инвестиционная деятельность, государственная власть Республики, инновационная деятельность, государственная программа, внутренняя политика, координация деятельности, предприятие, развитие, Совет министров Республики.


Ключевые слова

инвестиции, инновационные технологии, инновации, развитие инновационной деятельности, организационный механизм управления инновационными процессами

Похожие статьи

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Управление эффективностью развития человеческого потенциала на уровне региона

В статье рассматриваются основные аспекты, связанные с управлением развитием человеческим капиталом на региональном уровне. Выделены ключевые факторы, оказывающие влияние на данный процесс, а также особенности реализации механизма повышения качества ...

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Анализ инновационных процессов

В статье раскрываются понятия инновации и инновационный процесс, ключевые моменты инновационного процесса, его этапы.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Похожие статьи

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Управление эффективностью развития человеческого потенциала на уровне региона

В статье рассматриваются основные аспекты, связанные с управлением развитием человеческим капиталом на региональном уровне. Выделены ключевые факторы, оказывающие влияние на данный процесс, а также особенности реализации механизма повышения качества ...

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Анализ инновационных процессов

В статье раскрываются понятия инновации и инновационный процесс, ключевые моменты инновационного процесса, его этапы.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Особенности управления инновационными проектами

В статье раскрывается содержание категории «инновационный проект», отражены этапы разработки инновационного проекта. Планирование и контроль рассматриваются как базовые функции управления инновационными проектами.

Задать вопрос