В работе анализируются все группы и виды туристов. Разделение на которые имеет множество факторов и зависят от активности человека и его стиля жизни. Турист рассматривается с двух сторон: один из основных элементов системы менеджмента туризма; как туристический продукт.
Ключевые слова: турист, рынок туристических услуг, менеджмент туризма, стиль жизни, снобизм, менеджмент
The paper is concerned with analysis of all groups and types of tourists. Division of which includes various factors and depends on person’s activity and lifestyle. In this paper tourist is considered from two angles: as one of the main elements of tourism management system and as a tourist product.
Keywords: tourist, travel services market, tourism management, lifestyle, snobbery, management
Менеджмент туристического бизнеса должен быть ориентирован на туриста. Потому что чем больше мы знаем о людях, которых отправляем в путешествие, тем больше шанс того, что они воспользуются вновь одной и той же фирмой. Предпосылки развития туристического бизнеса:
- Развитие туристической сферы услуг в большинстве стран мира;
- Развитие технологий производства;
- Улучшение качества жизни в индустриальных странах;
- Развитие туристического рынка;
- Появление новых законов, касающиеся этой сферы в законодательстве;
- Развитие гостиничного дела
Таким образом, можно сказать, что на данном этапе в индустриальных странах, сфера туризма довольно развита и каждый человек может выбрать направление, которое ему больше по душе.
Знание потребностей туристов — это основополагающая задача любого туристического менеджера. Далее представляются критерии выбора потребителями туристических фирм
Таблица 1
Критерии выбора потребителями туристических фирм
Место |
Критерии выбора |
Количество потребителей, присвоивших критерию первые 3 ранга |
% от объёма выборки |
1 |
Цены |
345 |
65 |
2 |
Имидж тур. фирмы |
221 |
41,6 |
3 |
Культура обслуживания |
203 |
38,2 |
4 |
Полнота предоставляемых услуг |
197 |
37,1 |
5 |
Наличие скидок |
194 |
36,5 |
6 |
Широта ассортимента |
184 |
34,7 |
7 |
Уникальность туров |
93 |
17,5 |
8 |
Время ожидания обслуживания |
66 |
12,4 |
9 |
Доступность фирмы |
37 |
7,05 |
10 |
Удобство местоположения фирмы |
29 |
5,5 |
11 |
Удобство рабочего графика фирмы |
24 |
4,5 |
Таким образом, чем лучше качество обслуживания той или иной туристической фирмы, тем больше туристов вернётся, чтобы воспользоваться их услугами. Исходя из таблицы можно сделать вывод, что самые основные критерии выборки туристов, относительно предпочтений по туристическим фирмам:
- Цены
- Имидж тур. фирмы
- Культура обслуживания
Одним из основных элементов системы менеджмента туризма является непосредственно потребитель туристического продукта, то есть сам турист. Человек, который обладает нужным количеством средств, чтобы осуществить путешествие будь то в личной нужде, или для достижения каких-либо целей, например, путешествия по работе. В литературе выделяется шесть основных групп туристов, которые включают в себя абсолютно разные аспекты и формы вида туризма и зависят исключительно от желаний и нужд человека. Так как все мы разные, каждый из нас будет искать то, что ему больше приходится по душе, в зависимости от того являешься ли это любителем природы, экстрима или же предпочитаешь более спокойный вид отдыха. Всё зависит от стиля жизни каждого отдельно взятого человека. От его убеждений и конечно же от количества денежных средств, которые он готов потратить на отпуск. Также не мало важным аспектом является человеческая активность, которая зависит от многих факторов, начиная от возраста и возможностей и зависящая от желаний человека и эмоций, которые он рассчитывает получить от своего отдыха. Таким образом выделяют группы туристов:
По их активности во время отдыха;
По стилю жизни.
Традиционно среди туристов по их активности во время отдыха выделяют 6 групп:
- Любители активного отдыха.
Те, кто предпочитают природу, походы и многокилометровые прогулки по лесу, скалолазание и многое другое. Такие люди зачастую не занимаются активным отдыхом в повседневности, ведут пассивный образ жизни.
- Любители спокойного отдыха.
К этой категории относятся люди, которые предпочитают более размеренный отдых, для них сама перемена обстановки уже несёт радость и возможность отдохнуть от рутинной работы. В основном они стараются отвлечься от всего насущного и едут отдыхать с целью получения удовольствия от своего отдыха. Они предпочитают море, песок и солнце.
- Любители спортивного отдыха.
К этой категории относятся не только те, кто профессионально занимается спортом, но и те, кому он просто интересен. Если рассматривать спортсменов, то они едут с конкретной целью-участие в соревнованиях. Их не пугают бесконечные тренировки и физические нагрузки, а для тех, кому спорт просто интересен, большинство туристических фирм подбирают направления, которые могут предложить им интересные спортивные соревнования и сопоставить это с отличным отдыхом.
- Любители удовольствий.
Категория, которая в первую очередь зависит от финансовых возможностей отдельно взятого человека. Такие туристы предпочитают путешествовать с комфортом, заранее заботятся о своём проживании и своих экскурсиях. Этот тип предназначен для предприимчивых туристов, которые ищут светскую атмосферу.
- Отдыхающие с целью познания, изучения.
Туристы, выбирающие этот вид, в основном путешествуют с целью получения знаний. Для них важно посетить как можно больше исторических мест и познакомиться с культурными ценностями разных стран и изучение их традиций.
- Любители приключений.
Туристы, выбирающие риск и ищущие приключений. Они редко путешествуют в одиночку, потому что не решаются подвергнуть себя серьёзному риску. К этому типу можно отнести людей, которые просто ищут новых необычных впечатлений.
Стиль жизни туристов оказывает огромное влияние на выбор путешествия. Это более глубокое распределение по группам, так как зависит от жизненных позиций каждого человека, его финансовых возможностей и даже от его желаний и отношения к тем или иным вещам. Очень важно отметить, что данное распределение не рассматривает туристов изолированно друг от друга, а по группам, к которым они относятся. И тут основную роль играет отношения человека к собственной жизни. Так как какие-либо модные тенденции от которых зависят решения туристов часто меняются, к примеру, самые популярные направления для отдыха или вид отдыха, который зависит от сезонности, то очень трудно найти точную грань, которая делит туристов по следующим группам:
Любители наслаждений.
Представители данной группы любят получать удовольствие от своего отдыха, для них это некий способ самовыражения и соответственно требования у них довольно завышены.
Тенденциозные туристы.
Основным среди туристов этого типа является «поиск самого себя», стремление проявить свои возможности, к слову, требования у них тоже довольно завышены, но в отличие от тех, кто наслаждается жизнью, им не нужны условия высочайшего класса, а напротив они ищут единение с природой. Им нравится исследовать местность, в которой они находятся и использовать это для личного обогащения.
Всецело отдыхающие.
Важнейшим для туристов этого вида, является сама возможность отдохнуть. Они не любят эксперименты, поэтому являются приверженцами стандартного вида отдыха. Они любят вкусно поесть, долго спят, совершают недолгие прогулки и не ездят очень далеко.
Семейные туристы.
В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Выделяют снобов-туристов. Снобизм путешественника может быть столь же плодотворным, как денежный снобизм, снобизм в вопросах образования и семейный снобизм. Требуется определенное количество времени, денег, изобретательности и энергии для того, чтобы путешествовать на широкую ногу. Снобам-путешественникам нравится, когда они могут рассказать о местах, которые они увидели, об отелях, в которых они останавливались, о ресторанах, которые они посещали, о местах, в которых никогда не был их собеседник.
Согласно департаменту статистики российской федерации, приводится следующая статистика:
Таблица 2
Предпочтения туристов
Предпочтения туристов |
2015 |
2016 |
Отклонение (%) |
|
2015 |
2016 |
|||
Спокойный отдых |
50 % |
49 % |
+1 % |
- |
Активный отдых |
34 % |
36 % |
- |
+2 % |
Лечение |
4 % |
4 % |
||
С целью познания |
4 % |
1 % |
+3 % |
- |
Прочее |
3 % |
7 % |
- |
+4 % |
Удовольствия(круизы) |
2 % |
2 % |
||
Приключения |
2 % |
1 % |
+1 % |
|
Таким образом, среди туристов Российской Федерации, большинство выбирает спокойный вид отдыха и активный вид отдыха, как в 2015 году, так и в 2016 году.
Интересным будет также привести статистику российских туристов, приобретших туры в географически отдаленные регионы мира (по данным обследования туристических компаний)
Таблица 3
Предпочтения туристов на дальние расстояния
Страна |
Количество, чел. |
Доминиканская Республика |
5 809 |
Куба |
3 519 |
Мексика |
2 121 |
Бразилия |
87 |
Австралия |
79 |
Южная Африка |
63 |
Новая Зеландия |
20 |
Аргентина |
9 |
Таким образом, типология туристов — важный элемент работы менеджеров туристского предприятия. Прежде чем предлагать клиенту какой-либо маршрут, нужно определить, к какому из вышеперечисленных типов он относится. И только затем, учитывая особенности туриста, продолжать работу с ним.
Литература:
- Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. / Игнатьева А. В., Максимцов М. М. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — с. 9.
- В. Е. Хрупкий. Современный маркетинг: Финансы и статистика. / В. Е. Хрупкий. — 2014. — с. 10.
- Э. А. Уткин. Маркетинг. /Учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЮНИТИ, 2014. — с. 18.
- Н. Д. Эриашвили. Маркетинг: Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2012. — с. 67.
- http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/travel_agencies_2015.pdf