В статье рассматривается состояние рынка битумов в России и в Китае, проводится сравнительный анализ его эффективности, предлагаются рекомендации по повышению эффективности разработки битумных месторождений в РФ.
Ключевые слова: нефть, битум, налогообложение, экономика Китая
В структуре запасов РФ в последние годы увеличилась доля трудноизвлекаемых, в том числе тяжелых высоковязких, нефтей и природных битумов. По данным экспертов, мировые запасы тяжелых нефтей составляют более 810 млрд тонн. Геологические запасы высоковязкой и тяжелой нефти в России достигают 6–7 млрд т (40–50 млрд баррелей) [3].
Битумы (от лат. bitumen — горная смола) — твердые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и гетероорганических соединений разнообразного строения, в основном не выкипающую при температурах перегонки нефти. Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле и др. органических растворителях. Плотность битумов колеблется в диапазоне 0,95–1,50 г/см3.
Битумы классифицируются на естественные (образующиеся при нарушении консервации залежей нефти в результате химического и биохимического окисления (например, асфальты, кериты, мальты и др.)) и искусственные (остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу они сходны с природными битумами).
Региональная структура рынка битумов сложилась еще при СССР, когда были построены крупнейшие НПЗ. Лидерами по их производству являются Приволжский и Центральный ФО, Европейская часть России обеспечивает почти 90 % выпуска этой продукции. Основные рынки потребления расположены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Такая концентрация производства и сбыта приводит к возникновению дефицита битумов при реализации крупных проектов на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири.
Объем добычи тяжелой нефти и битумов в России пока остается низким. Одна из причин — большие затраты на добычу и транспортировку. Себестоимость добычи тяжелой нефти в несколько раз выше, чем при добыче нефти из традиционных залежей. По данным Минэнерго, себестоимость добычи барреля нефти в РФ составляет в среднем около 2 долларов, а тяжелой нефти — 20 долларов. Вторая, не менее важная причина — недостаточное развитие технологий освоения подобных залежей и ее переработки. Высокое содержание серы и смолистых веществ (свыше 2 %) сокращает срок работы оборудования на НПЗ.
Тяжелую нефть после очистки можно использовать в химической промышленности — для производства клеев и пластиков различного назначения.
В развитых странах (Канада, Япония) ванадий полностью получают из тяжелых высоковязких нефтей, в США более 80 % ванадия извлекается из нефти.
В России эти ценные компоненты, как правило, безвозвратно теряются в виде токсичных выбросов, наносящих ущерб окружающей среде. Потери ванадия в добываемых тяжелых нефтях превышают 5 тыс. тонн в год, что составляет примерно треть ежегодной добычи в стране.
Одно из самых перспективных направлений в использовании битумов — дорожное хозяйство. Но этот рынок является дефицитным. На сегодняшний день потребность отрасли в битумах, которые получают из фракций обычной и тяжелой нефти, составляет более 2,5 млн т. В ближайшее время ожидается рост спроса на продукт на 10–15 % ежегодно. Т. е. объем использования битума может достичь 9–10 млн т. Согласно планам правительства, к 2018 году надо привести в нормативное состояние 85 % федеральных автомобильных дорог (сейчас в таком состоянии находится только 47 % из них). Учитывая, что около 90 % трасс с усовершенствованным покрытием имеет именно асфальтово-бетонное покрытие, спрос на битум должен существенно возрасти [2,с.1]. Кроме того, перспектива освоения природных битумов становится все более актуальной в связи с возможностью получения из них энергоносителей, альтернативных топочному мазуту и природному газу.
Динамика производства битума в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом падением (таблица 1).
Таблица 1
Объем производства битума в 2010–2015 гг*. Источник: данные Росстата, [1], [2;2]
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем производства, тыс. тонн |
4636 |
5393 |
6097 |
6142 |
5747 |
6142 |
Темп роста в % |
- |
116 |
113 |
101 |
94 |
107 |
Объем производства, млн. руб. |
33770 |
48920 |
61695 |
60762 |
54854 |
40763 |
Темп роста в % |
- |
145 |
126 |
98 |
90 |
74 |
Из таблицы видно, что в натуральном выражении объем производства битума в России увеличивается (хотя и небольшими темпами). В стоимостном же выражении объем производства значительно сократился. Дело в том, что цена битума напрямую зависит от цен на нефть. Снижение последней и повлияло на результат исследования. Кроме того, на рынке битумов увеличивается предложение, что также не может не сказаться на цене. Добавим, что за январь-апрель 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 50 % ниже прошлого показателя.
Ряд российских нефтегазовых компаний в последние годы реализуют пилотные проекты по добыче природных битумов. Наиболее активно разработка битума ведется в Республике Татарстан на Ашальчинском месторождении. Разработка месторождения ведется уже несколько лет и стала рентабельной лишь после введения нулевой ставки НДПИ и льготной экспортной пошлины (90 %) на сверхвязкую нефть.
Для реализации инвестиционных проектов по добыче и переработке тяжелой нефти необходимо использование дорогостоящих технологий и современных методов повышения нефтеотдачи. В основном, все российские компании получали их из-за рубежа. В ситуации введения санкций со стороны Запада и падения цен на нефть эта проблема стоит сейчас очень остро. Без внедрения новых методов и технологий разработка битумных месторождений практически невозможна. Кроме того, при действующей системе налогообложения, она, как правило, убыточна.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации интересным и наиболее передовым опытом для России являются разработки специалистов Китая.
Доля нефти и газа в энергетическом балансе Китая составляет лишь 25 %; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире — 2 т. Поэтому китайские компании осознанно идут на риск и активно ведут разработку именно тяжелой нефти.
Китай является вторым в мире производителем и потребителем битума, после США. Производство битума в стране в 2015 году достигло 22,5 миллионов тонн. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2007 году. В течение периода 2007–2015 годов производство битума испытывало на себе влияние экономического кризиса 2008 года и борьбы с инфляционными рисками 2011 года, но в целом динамика производства, подкрепляемая активным строительством дорожной инфраструктуры битума, положительная.
Строительство инфраструктуры, а также активное жилое строительство в течение двух десятков лет в несколько раз увеличили потребление и производство битума. На ранних этапах развития недостаток технологий, а позже сырья и внутренние системные ограничения привели на рынок Китая иностранных экспортёров битума, в первую очередь из стран Северной и Юго-Восточной Азии. За 20 лет с 1995 по 2014 годов вдоль морского побережья Китая были построены терминалы для приёма битумных танкеров и танки для хранения горячего битума. Все эти меры позволили удовлетворить растущий спрос на битум в Китае.
Сравним потребление битумов в Китае и РФ.
Рис. 1. Потребление битумов в РФ и КНР, млн тонн
Потребление битумов в Китае за последние несколько лет неуклонно растет. В России же в силу несовершенства законодательства и нехватки средств и технологий, производство битумов неуклонно сокращается. Разрыв между производством и потреблением в РФ компенсируется за счет импорта.
Структура потребления битумов по странам выглядит следующим образом.
В России 90 % битумов идет на дорожные работы, на прочие нужды — лишь 10 %.
В Китае 76 % занимает дорожное строительство, 11 % производство гидроизоляционных материалов, остальное делили между собой строительство аэропортов, строительство гидроэлектростанций, коксование и использования битума в качестве наполнителя для судового топливо. В Китае действуют высокие акцизы на горючее, поэтому наблюдается практика использования битума в качестве наполнителя для судового топлива.
В настоящее время в Татарстане ведется совместная научная работа со специалистами Китая по разработке месторождений тяжелой нефти. Ученые КФУ начинают совместные работы со специалистами фирмы PetroChina по вопросам мониторинга процессов внутрипластового горения и паротеплового воздействия на месторождения, созданию 3D-моделей. Сейчас китайцы для транспортировки смешивают тяжелую нефть с дизельным топливом, причем все это делается при высоких температурах, что не очень выгодно экономически. Поэтому разработки специалистов университета по использованию внутри пласта сравнительно недорогих катализаторов их впечатлила. Более того, китайские нефтяники готовы предоставить объекты для пилотных испытаний.
Российские производители битума, обладающие преимуществом прямого географического выхода на Китай и большими запасами собственной тяжелой нефти, имеют возможность занять достойное место на рынке битумов Китая. Однако для этого необходимо улучшить качество российского битума. Российские стандарты битума не соответствует китайским нормам, а качество российского битума уступает корейскому и сингапурскому. Экономический кризис в России привел к сокращению внутреннего спроса на битум и к стремлению производителей продавать битум на экспорт.
В целях повышения эффективности разработки битумов и их транспортировки, необходимы следующие меры. Во-первых, необходимо законодательно установить определение битума в экономической и налоговой документации. В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, налогообложение добычи сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа*с (в пластовых условиях), производится по нулевой налоговой ставке. Вместе с тем данная налоговая льгота не распространяется на добычу битумов, вязкость которых значительно выше, чем у сверхвязкой нефти [4]. Следовательно, такие месторождения не попадают под льготы. Что делает их разработку практически невозможной.
Во-вторых, снижение или отмена экспортной пошлины на битум могло бы улучшить конкурентоспособность российского битума в мире и в частности в Китае. Для стимулирования разработки битумных месторождений необходимо изменить существующую схему налогообложения, предоставив дополнительные льготы по основным нефтяным налогам для соответствующих месторождений. Введение налога на финансовый результат от добычи нефти мог бы способствовать разработке неэффективных и проблемных запасов нефти, что позволило бы в перспективе увеличить объемы добычи в Российской Федерации и, как следствие, налогооблагаемую базу. Льготное налогообложение необходимо также ввести для НПЗ, работающих с битумами. Так как переработка значительно сокращает срок службы оборудования, предлагаем введение ускоренной амортизации.
В-третьих, предстоит решить проблемы, связанные с логистикой. В восточной части России находится 3 НПЗ, но для производства качественного продукта для Китайского рынка необходима глубокая модернизация производства. Современные и уже поставляющие битум на экспорт, в том числе Европу, производства находятся в Западной части России. Доставка продукции из западной части России значительно дольше и дороже, чем у конкурентов в Азии. В 2015 году крупная китайская корпорация Baoli объявила о планах инвестировать 50 млн долларов в строительство завода битумов на базе Хабаровского НПЗ с прицелом на экспорт в Китай и страны АТР. Если этот проект будет реализован, то это станет первым в России примером организации производства битума специально для рынка АТР, правда под китайским управлением.
Литература:
- Состояние рынка битума Китая в 2015 году и перспективы экспорта российского битума в Китай // http://kg-vostok.com/research/chinesebitumen2015
- Битум: изгой нефтепереработки // Нефтегазовая вертикаль. — 2015. — № 3. — с. 1–6
- Тяжелая нефть // Все о нефти. URL: http://vseonefti.ru (дата обращения: 9.02.2017)
- Налоговый Кодекс РФ. Часть 2