Российские дома моды: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 6410 раз

Библиографическое описание:

Картавая, М. Н. Российские дома моды: история и современность / М. Н. Картавая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39535/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается история создания и особенности деятельности Домов моды в России, роль известных отечественных модельеров в становлении индустрии моды.

Ключевые слова: понятие дом моды, Московский Дом моделей, Общесоюзный Дом моделей одежды, Дом российской моды

In the article the history of creation and activity of particular fashion houses in Russia, the role of the famous local fashion designers in the development of the fashion industry.

Понятие «дом моды» ввёл Чарльз Фредерик Уорт, французский модельер английского происхождения. Его считают «отцом» мировой моды. В 1858 году совместно с партнёром, совместив творческую мастерскую со светским салоном, Чарльз Уорт открыл свой дом моделей, в 1871 году стал его единственным владельцем. В 1868 основал «Синдикат высокой моды» — организацию, объединившую салоны, в которых одевались высшие слои общества. Синдикат действует до сих пор, а именоваться «кутюрье» имеют право лишь члены этой организации. [1]

Чарльзу Уорту принадлежит идея демонстрировать свои коллекции не на манекенах, а на женщинах. Кутюрье Уорт обслуживал 9 королевских домов, в том числе — Марию Фёдоровну Романову, супругу российского императора Александра III.

В России до революции 1917 года дома моды были, в основном, в Санкт-Петербурге, меньше — в Москве. Самым престижным был Дом Бризак, открытый в 1855 году. Клиентками Дома Бризак были императрица и великие княжны, жёны придворных, фрейлины. Популярными были Дом Гиндус и Дом Ольги Бульденковой, которые также одевали придворных дам. После революции дома моды были закрыты.

В 1885 году в Москве открыла портновскую мастерскую и школу прикладного искусства Надежда Петровна Ламанова. Её мастерская приобрела популярность в среде актёров, художников, режиссёров. Клиенткой Ламановой была императрица Александра Фёдоровна, княжны, примы-балерины Мариинского театра Матильда Кшесинская и Анна Павлова, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная и другие. По приглашению К. С. Станиславского Н. П. Ламанова работала в Московском Художественном театре художником по костюмам. Платья Н. П. Ламановой хранятся в частных коллекциях, театрах, музеях, например, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

После революции Н. П. Ламанова осталась в России. В 1919 году по её инициативе открыта Мастерская современного костюма, которая разрабатывает модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. В 1925 году на международной выставке в Париже платья Н. П. Ламановой в русском стиле произвели фурор. В 1923–1924 годах пыталась создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма [2].

Понятие «Советский Дом мод» появилось в 1930-е годы. Это были модные ателье или опытно-технические лаборатории: Дом моделей Мосторга, отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР, Дом моделей треста «Мосбельё», отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея». Первый в СССР Дом моделей был создан в 1934 году, его художественным консультантом долгое время являлась Н. П. Ламанова, а руководителем стала модельер Надежда Макарова, племянница Ламановой. В 1938 году, после объединения Дома моделей с опытно-технической швейной фабрикой треста «Московшвей», появился Московский Дом моделей. В Доме моделей работали талантливые мастера: Надежда Сергеевна Макарова, Фёкла Антоновна Гореленкова, Елена Федотова, Елена Райзман, Александра Лямина [3].

В 1944 году в Москве, по адресу: улица Кузнецкий мост, дом № 14, открылся новый Дом моделей, который разрабатывал перспективные модели одежды для советских людей. Швейные фабрики изготавливали одежду по лекалам успешных модельных образцов. Московский Дом моделей шил небольшими партиями новые модели одежды и реализовывал их через коммерческие магазины и спецунивермаги. В 1945 году Московский Дом моделей начал проводить показы мод для населения. Модели демонстрировали манекенщицы, показы сопровождались комментариями искусствоведов.

Джон Гюнтер, американский обозреватель, в своей книге «Россия сегодня» в 1957 году написал: «Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит 5 рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод» [4].

С 1948 года Дом моделей переведён на государственное финансирование, вследствие чего прекратилось мелкосерийное и экспериментальное производство новых моделей модной одежды. В этом же году Московский Дом моделей реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды. К 1949 году организовано 12 республиканских и областных Домов моделей, которые были объединены в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей одежды. Единая система модельных домов существовала до 1990-х годов.

В Доме моделей на Кузнецком мосту работали талантливые руководители и мастера: Анна Бланк, Вера Аралова, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Валерия Горовиц, Татьяна Ксенофонтова, Татьяна Осмеркина, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд и многие другие [4].

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ, большинство из 150 сотрудников было уволено. В январе 2003 года Дом моделей закрыли, архивы частично утеряны, здание продано и в настоящее время в нём располагается магазин одежды «Podium concept store».

Сегодня Вячеслав Зайцев — дизайнер с мировым именем. Первым в стране Вячеслав Зайцев открыл собственный Дом моды. В 1982 году он возглавил Дом моды, созданный на базе фабрики № 19, занимавшейся индивидуальным пошивом, долгое время был единственным модельером. Дом моды Вячеслава Зайцева ежегодно создаёт сезонные коллекции, представляет их на российских и иностранных подиумах. Сегодня Дом моды Вячеслава Зайцева — это экспериментальный цех, салон индивидуального пошива с использованием эксклюзивных тканей, демонстрационный зал, Театр моды. С 1997 года существует «Лаборатория моды», в которой обучаются талантливые студенты — будущие модельеры. [5]. Дом моды Вячеслава Зайцева моделирует одежду для «первых леди», российских артистов, спортсменов, новую форму для работников милиции (в 1991 году).

Дом моды с демонстрационным залом и небольшим музеем «Валентин Юдашкин» открылся в Москве в 1993 году. В 1996 году Дом моды В. Юдашкина стал первым Домом высокой моды Haute Couture в России. В Доме моды Валентина Юдашкина проходят практику студены — будущие дизайнеры. Кутюрье планирует открыть Академию моды, создать российский Музей костюма, где можно будет увидеть платья ручной работы.

Дом моды Валентина Юдашкина проектирует костюмы для олимпийских сборных, форму для российской армии, шьёт одежду для политиков, артистов.

По данным сайта «Мода и стиль. История и современность» на сегодняшний день самыми популярными в России, помимо Домов моды «Слава Зайцев» и «Валентин Юдашкин», являются следующие Дома моды: «Вемина» (художественный руководитель Елизавета Романюк, основан в 1991 году), «Александра Серова» (основан в 2011 году), «Чапурин» (основан в 1998 году дизайнером Игорем Чапуриным), «Лидия Соселия» (основан в 1987 году), «Вива Вокс» (основан в 1997 году), «Татьяна Парфёнова» (основан в 1995 году), «Виктория Андреянова».

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

В декабре 2016 года в Москве, в торгово-гостиничном комплексе «Киевский», открылся «Дом Российской Моды» — bu Russian Fashion Roots. Это не просто магазин, в котором представлены коллекции более 400 дизайнеров из России и стран СНГ, предполагается, что здесь будут проходить регулярные мероприятия — показы новых коллекций, фотосессии, презентации, выставки, акции. По замыслу автора проекта компании «Russian Fashion Roots» «Дом Российской Моды» объединит «модных людей, сильнейших дизайнеров, молодые дарования, талантливых стилистов, успешных предпринимателей и вообще всех тех, кто неравнодушен к русской моде» [6].

Литература:

  1. Ермилова Д. Ю., История домов моды, М., «Академия», 2003 г., с. 14. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://vikent.ru/enc/7429/ (дата обращения: 03.02.2017)
  2. Две капли «КОТИ» // Новая газета № 17 от 06 Марта 2003 г. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2003/03/06/19230-dve-kapli-koti (дата обращения: 03.02.2017)
  3. Дом моделей на Кузнецком мосту [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.casual-info.ru/wiki/ (дата обращения: 07.02.2017)
  4. Потемкина О. Ф. Создание общесоюзного Дома моделей //Информпространство. -2014 — № 186 [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.informprostranstvo.ru/N186_2014/olgapotemkina.html (дата обращения: 07.02.2017)
  5. Лукьянов Алексей. Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт [электронный ресурс] / Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/history.suchistory/200909/03213306.html (дата обращения: 07.02.2017)
  6. Открытие Дома Российской Моды [электронный ресурс] / Режим доступа: http://fason.club/2016/12/31/dom-rossijskoj-mody-by-russian-fashion-roots/ (дата обращения: 08.02.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): Дом моделей, дом моды, Россия, Дом, Москва, Московский Дом моделей, Кузнецкий мост, Общесоюзный Дом моделей одежды, Российская Мода, высокая мода.


Ключевые слова

понятие дом моды, Московский Дом моделей, Общесоюзный Дом моделей одежды, Дом российской моды

Похожие статьи

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Модный показ как новый вид искусства

Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

История появления холдинговых компаний и их современное состояние в России

В данной публикации исследуются исторические аспекты появления холдинговых организаций в мире, а также их черты в современной России.

Продвижение бренда на рынке молодежной дизайнерской одежды в России

В статье выявлен наиболее эффективный канал распространения на российском рынке молодежной дизайнерской одежды, а также характерные черты контента, являющиеся наиболее привлекательными для целевой аудитории рынка.

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Актуальные тенденции на российском книжном рынке

Статья посвящена изучению актуальных тенденций на российском книжном рынке. Цель представленной статьи — рассмотреть основные особенности функционирования книжного бизнеса в условиях современных реалий, а также выявить ключевые направления развития и...

Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде

В статье автор анализирует методы работы над стилем в условиях меняющейся моды; подробно рассматривает русский стиль в мировой моде, уделяя внимание образу русской женщины.

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

Похожие статьи

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Модный показ как новый вид искусства

Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

История появления холдинговых компаний и их современное состояние в России

В данной публикации исследуются исторические аспекты появления холдинговых организаций в мире, а также их черты в современной России.

Продвижение бренда на рынке молодежной дизайнерской одежды в России

В статье выявлен наиболее эффективный канал распространения на российском рынке молодежной дизайнерской одежды, а также характерные черты контента, являющиеся наиболее привлекательными для целевой аудитории рынка.

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Актуальные тенденции на российском книжном рынке

Статья посвящена изучению актуальных тенденций на российском книжном рынке. Цель представленной статьи — рассмотреть основные особенности функционирования книжного бизнеса в условиях современных реалий, а также выявить ключевые направления развития и...

Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде

В статье автор анализирует методы работы над стилем в условиях меняющейся моды; подробно рассматривает русский стиль в мировой моде, уделяя внимание образу русской женщины.

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

Задать вопрос