В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с представлением буддийских монастырей как культурных, образовательных и медицинских центров.
Ключевые слова: традиционная культура тувинцев, буддийские монастыри в Туве, «хурээ», китайские купцы, народная медицина
Монастыри на территории Тувы являются одним из неотъемлемых составляющих материальной культуры тувинцев, возникшие еще в начале XVIII века. Первые буддийские монастыри тувинцев представляли собой комплексы соответствующим образом обустроенных юрт, кочевавших вместе с родами их владельцев — лам или феодалов. Первый монастырь, построенный в виде архитектурного сооружения, это Эрзинский (Кыргызский) основан в1722 году, а Самагалтайский — в 1773 году» [9]. И уже ко второй половине XIX века, по свидетельству М.В Монгуш, «монастыри (хурэ) имелись в каждом тувинском хожуне (административная единица)» [6, с.45].
Судя по сохранившимся сведениям, архитектура большинства тувинских монастырей отражала влияние традиций китайского церковного зодчества. Здесь был освоен распространенный стиль с системой пирамидально расположенных одна над другой черепичных крыш с приподнятыми углами [6, c.57]. В своих путевых заметках П.Н Крылов, описывая небольшой монастырь, находившийся в долине реки Элегест, отмечал, что «здания хурээ деревянные, архитектуры — напоминающей китайскую. Стены храма разрисованы изображениями драконов» [5, с.40]. Так можно установить, что они являлись результатом влияния Цинской империи под гнетом которого Тува находилась в течении полутора веков с 1755 года. По свидетельству Сейфулина, «Алтайские и Саянские тувинцы вынуждены были подчиниться Китаю» [10]. Период Маньчжурского ига в Туве нельзя назвать принесшим что-то хорошее с точки зрения экономики и социального развития, «трудно описать весь ужас китайского ига вообще. Бессовестный грабеж в виде разного рода налогов и в % за долги. Грубое издевательство над личностью, жестокие пытки вроде отмораживания рук, высыпание в глаза мелкорубленного конского волоса с целью ослепления, тяжелые колодки с отверстиями для шеи, ног и рук и бесчисленные побои палками и многие другие зверства были обычным явлением, так что люди привыкли к ним.
Примечательным является тот факт, что монастыри на территории Тувы к началу XXвека выполняли различные общекультурные функции.
Они являлись крупными торговыми центрами. Данный факт подтверждает краеведческая работа В. П. Ермолаева, где описывается, что «в Туве, как и в Монголии, торговыми центрами были ламские монастыри—хурээ. В этих хурээ производилась постоянная купля-продажа. Они были широким каналом, через который систематически вливались в Туву китайские товары, т. е. была развита монастырская торговля. Буддийские пастыри, специализировались на этой торговле, и она служила для них важным источником обогащения. Например, у Верхне-Чадаанского хурээ было 4 чыза (монастырское хозяйство, источник обогащения ламства и монастырей), из них в самом крупном содержалось более 300 лошадей, 60 коров и свыше 700 голов мелкого рогатого скота. Хурэ вел большую торговлю, но покупал у китайцев чай, далембу (ткань), табак и перепродавал их аратам по весьма высоким ценам. [2, с.54]. Как отмечал Р. Кабо: «…Это одновременно и коммерческое предприятие, соединяющее в себе торговую контору и кредитное учреждение, обросшее в зависимости от оборотов и влияния торговыми складами, стадами крупного и мелкого скота, табунами лошадей, связанное торговыми делами с китайскими фирмами» [4, с.78]. Крупные монастыри в целях пополнения казны практиковали ростовщичество — заем денег населению под проценты. В 1900-х годах Верхнечаданский хурэ, выдав под проценты 627 рублей, обратно получил 1103 рубля [9, ф.115, л.25]. А скупленные у аратов скот и пушнину монастыри продавали в Монголии.
Периодически монастыри устраивали нечто вроде ярмарки, где не только шел торг в большом масштабе, но и происходили суды.
Также монастыри в традиционном тувинском обществе являлись центрами народной медицины. Монастыри стали плацдармом распространения народных знаний, здесь находились народные лекари. По словам М. В. Монгуш, вместе с ламаизмом в Туву проникли элементы тибетской медицины [7, с.109). Каждый тувинский монастырь имел своего эмчи — монастырского лекаря, в той или иной мере знакомого с тибетской медициной. «Искусство врачевания поставлено у лам на эмпирическую почву, причем лекарства берутся из всех царств природы, особенно же из царства растительного» [7, с.110].
Буддийские монастыри также являлись центрами просвещения. При этом нельзя говорить, что тувинцы совсем не владели знаниями. По мнению Т.Б Будегечи, «тувинцы изначально были грамотными». Они знали древнетюркские рунические письмена, которые напоминают, по мнению ученой, петроглифы. В XVIIIв. тувинцы знакомятся со старомонгольской и тибетской грамотой. В период господства Маньчжурской династии, «часть тувинцев владели этой грамотой, и среди них стали появляться собственные писцы — бижээчи» [1, с.126]. Но все же грамотой владели не все, лишь немногие (в частности феодальная верхушка) могли получить образование. И только потому, что это было нужно для управления сумонами и хошунами.
В буддийские монастыри Тувы, так же как в Тибете и Монголии, принимали мальчиков 7–10 лет, которые принимали первоначальные обеты. [3, 31.03.2014]. Состоятельные люди старались дать образование и детям: отправляли их в Монголию, отдавали в школы при монастырях — хурээ, порой приглашали учителей на дом — юрту. Стремились к овладению письмом и бедные араты. По воспоминаниям пожилых людей, многие даже батрачили в хозяйстве у какого-нибудь чиновника в качестве платы за обучение [1, с.127] В монастырях, мальчики, пройдя начальный курс обучения, становились настоящими монахами, принявшими все обеты. Очень многие или до наступления этой важной минуты, или после покидали монастыри, начинали жить вмиру, имели семьи и часто в жизни ничем не отличались от мирян. Молодой монах или удовлетворялся своим обязательным образованием, или же учился дальше, шёл в одну из монастырских школ на какой-либо религиозный факультет и отдавал много лет жизни изучению буддизма [3, 31.03.2014].
Также монастыри являлись центром, где практиковали народную медицину. При этом можно с уверенностью утверждать, что тувинские ламы обладали достаточно хорошими знаниями и применяли их на практике. Об этом свидетельствует такой факт, что тувинские ламы-лекари из-за «…труднодоступности привозного сырья сами расширяли и обогащали арсенал лекарственных средств, придавали народной медицине черты определенной самостоятельности и обуславливали формирование тувинского варианта тибетской медицины» [7, с.109].
Таким образом, в Туве до начала XX века буддийские монастыри действительно являлись «многофункциональным центром». Играли роль торговых центров, при них образовывались школы, развивалась народная медицина. Для маленькой республики, входившей в составе Цинской империи, которым было все равно, а может даже и не выгодно, развитие столь важных атрибутов жизни, как образование и медицина монастыри были местом, где данные отрасли практиковались.
Немаловажную роль монастыри играют в настоящее время. Они являются центрами буддизма, своеобразными памятниками культуры. Сегодня здания монастырей и хурээ своим величавым видом украшают архитектурный вид г. Кызыла и районов республики. Подобно им построены здания различных учреждений в городе Кызыле. Например, здания Национального театра РТ и Центра Тувинской традиционной культуры и ремесел, построенный в 2012 году и т. д. Ярким событием в истории Тувы стало реконструкция одного из крупнейших храмовых комплексов, во имя которого каждый год проводится международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».
Литература:
- Будегечи Т. Б. — Художественное наследие тувинцев — М.,1995. С.126.
- Ермолаев В. П. — краевед и писатель: Избранные работы//Сост. А. О. Дыртык-оол. — Кызыл: УПК «Аныяк», 2012. — С.3.
- Интернет: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/monastery.shtml
- Кабо Р. Очерки истории и экономики Тувы. — С. 78.
- Крылов П. Н. Путевые записки об Урянхайской земле. — СПб.,1903. — С.40.
- Монгуш М. В. История буддизма в Туве. — Новосибирск, «Наука» 2001.- С.45.
- Монгуш М. В. — Ламаизм в Туве — Кызыл,1992. С.109.
- ЦГА РТ, ф.115, о.1, д.201, л.25.
- Ученые записки ТНИИЯЛИ, вып.II, Кызыл – 1954. С. 4.
- Сейфулин Х.М. Краткие очерки о современной Туве….