Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) является удобным средством оценки надежности сложных технических систем на всех этапах жизненного цикла. В общем случае проведение ИЛП является сложной и объемной задачей (рис.1).
ИЛП обычно применяется для разработки методик технического обслуживания и ремонта (ТОиР) особо ответственных систем или систем повышенной опасности для человека. Актуальность проведения ИЛП в таких системах заключается с одной стороны в четкой организации мероприятий по ТОиР, что упрощает контроль за их исполнением и повышает их эффективность. С другой стороны, ИЛП позволяет значительно сократить затраты на обслуживание и ремонт изделия на всех этапах жизненного цикла.
Одной из основных процедур ИЛП является анализ логистической поддержки (АЛП.)
АЛП охватывает следующие основные направления:
‒ разработка стратегии, планирование и управление процессом АЛП;
‒ анализ конструкции изделия в процессе её разработки с целью выработки рекомендаций по обеспечению (и повышению, при необходимости) надежности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и, в конечном счете, всего комплекса ЭТХ изделия и, как следствие, показателя поддерживаемости;
‒ разработка и анализ вариантов построения системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающих заданные требования в отношении СЖЦ, ЭТХ, коэффициента готовности и показателя поддерживаемости;
‒ анализ взаимодействия изделия и СТЭ с целью выявления такого сочетания их характеристик, которое удовлетворит заданным требованиям;
‒ контроль значений ЭТХ изделия и затрат в процессе эксплуатации и выявление факторов, негативно влияющих на эти показатели.
Согласно принятым в международной практике стандартам АЛП предназначен для решения совокупности взаимосвязанных задач (рис.2).
Выполнение всего перечня задач АЛП не является обязательным. Конкретный состав задач, объем работ и степень детализации анализа, а также исполнители задач определяются для каждого проекта индивидуально по согласованию между подрядчиком (разработчиком, поставщиком изделия) и заказчиком в зависимости от следующих факторов:
‒ типа проекта (разработка нового изделия, модернизация существующего, разработка новой модификации или исполнения, поставка существующего изделия без изменений);
‒ сложности изделия;
‒ требований заказчика;
‒ возможности изменения конструкции изделия по результатам АЛП;
‒ возможности изменения СТЭ изделия по результатам АЛП;
‒ наличия и достоверности исходных данных;
‒ стадии ЖЦ изделия.
Основные стадии АЛП:
‒ Формирование логистической структуры функций (ЛСФ) и логистической структуры изделия (ЛСИ);
‒ Анализ видов и последствий отказов (АВПО);
‒ Определение перечня работ планового технического обслуживания (ТО);
‒ Расчет затрат на техническую эксплуатацию;
‒ Расчет параметров материально-технического обеспечения
‒ Расчет периодичности работ;
‒ Расчет показателей эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ).
Практически каждая задача АЛП представляет собой трудоемкое исследование процессов, документов, внешних условий, организационных структур и иных сущностей, совокупность которых и образует систему ИЛП.
Рис. 1.Структура интегрированной логистической поддержка (ИЛП)
Рис. 2. Задачи анализа логистической поддержки
СОКРАЩЕНИЯ:
АЛП — анализ логистической поддержки.
ЛСФ — логистическая структура функций
ЛСИ — логистическая структура изделия
ЭТХ — эксплуатационно-технические характеристики
ТО — техническое обслуживание
БД — база данных
СТЭ — Система технической эксплуатации
ТЭ — Техническая эксплуатация
ЭТ — Эксплуатационная технологичность
ЛКН — Логистический контрольный номер
МТО — Материально-техническое обеспечение.