Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи). Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений [10].
Овладение речью как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Внимание к развитию речи ребенка в данный период особенно важно, так как это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Словарь дошкольника увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. Но с другой стороны, именно в дошкольном возрасте речь ребёнка наиболее уязвима, воздействие ряда неблагоприятных факторов может привести к серьезным речевым нарушениям. Речевое нарушение — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности [4]. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также впервые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей.
Клинико-педагогическая классификация нарушения речи
- Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
– афония, дисфония — отсутствие или расстройство голоса,
– брадилалия — патологически замедленный темп речи,
– тахилалия — патологически ускоренный темп речи,
– заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
– дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
– сохранной иннервации речевого аппарата,
– ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
– дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
– алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
– афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
- Нарушения письменной речи:
– дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение чтения
– дисграфия (аграфия) — частичное (полное) нарушение письма.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других детей с особыми образовательными потребностями их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом. Т. е. речевые расстройства могут выступать, как первичные речевые расстройства — сложный комплекс симптомов, определяющих вторичные последствия (алалия), так и могут выступать, как вторичные речевые расстройства. Вторичные речевые расстройства обусловлены первичным дефектом развития интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной сферы: при умственной отсталости, при нарушениях слуха, при нарушениях зрения, при нарушениях эмоционально-волевой сферы, при задержке психического развития. Так же существует и проблема разграничения сходных речевых расстройств внутри группы первичных нарушений (алалия и дизартрия). Именно это и является областью деятельности дифференциальной диагностики речевых нарушений.
Дифференциальная диагностика речевых нарушений — это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия [1]. Проблему разграничения речевых расстройств и других видов дизонтогенеза, где нарушения речи носят вторичный характер, рассмотрим на примере дифференциации моторной алалии и умственной отсталости.
Таблица 1
Дифференциация моторной алалии иречевого расстройства при умственной отсталости
Критерии сравнения |
Нарушения |
|
Моторная алалия |
Умственная отсталость |
|
Общие признаки |
||
Понимание прочитанного связного текста |
Испытывают трудности при понимании прочитанного связного текста, в том числе и условий задачи |
|
Выполнение в уме счетных операций, усвоение разрядов цифр |
Трудности при выполнении в уме счетных операций, усвоении разрядов цифр |
|
Темп психического развития |
Замедленные темпы психического развития [8]. |
|
Различные признаки |
||
Интерес к обучению |
Заинтересованы в обучении. Не страдает познавательный интерес [2] |
Дети с умственной отсталостью не проявляют интереса к обучению |
Понимание речи |
Удовлетворительное понимание обращенной к ним речи [9] |
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих [4]. |
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) |
У детей с моторной алалией имеются аграмматизмы (трудности в порождении предложении) [9]. |
Речь детей с умственной отсталостью логически бедна, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении [9]. |
Сохранность мыслительной деятельности |
В большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости выше, чем при умственной отсталости; имеется критическое отношение к своей речи [9]. |
Мышление нарушено. Решение мыслительных задач уже на начальном этапе вызывает у умственно отсталых детей значительные затруднения. Они часто неадекватно осознают существо задания, упрощают его или искажают [7]. |
Объем знаний |
Обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи [9]. |
Запас знаний и представлений у умственно отсталых детей очень бедный [3]. |
Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной, но важной задачей, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции. Проблему разграничения сходных речевых расстройств рассмотрим на примере дифференциации моторной алалии и дизартрии
Таблица 2
Дифференциация моторной алалии идизартрии
Критерии сравнения |
Нарушения |
|
Моторная алалия |
Дизартрия |
|
Общие признаки |
||
Сопутствующие дефекты. |
Общее недоразвитие речи |
|
Речевые нарушения |
Нарушен фонематический слух Искажение звуков |
|
Различные признаки |
||
Системность |
Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) [6]. |
Нарушается одна из подсистем — фонетическая [6]. |
Речевая моторика |
Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт [6]. |
Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии [6]. |
Сохранность мыслительной деятельности |
Первоначально мыслительная деятельность сохранна, может быть нарушена вторично [5]. |
Мышление сохранно |
Нарушения звукопроизношения 1. механизм 2. полиморфность |
Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено Множественные замены звуков 5]. |
Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах Искажения звуков [5]. |
Таким образом проблема дифференциальной диагностики речевых нарушений рассматривается в двух аспектах:
1) Дифференциация речевых нарушений у детей- логопатов, где нарушение речи является единственным первичным дефектом
2) Оценка состояния речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза, когда нарушение речи у детей является вторичным нарушением
Так же можно выделить как отдельную проблему оценку речевого развития у детей с различными вариантами дизонтогенеза, когда у ребенка наблюдается сложный дефект, т. е. имеется и первичное нарушение какой-либо сферы (интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной) + первичное нарушение речи (различные нарушения речевой системы)
Для всех перечисленных случаев требуются дифференцирующие критерии, которые помогут разграничить указанные варианты нарушений речевого развития. Что в свою очередь приведет к точной постановке диагноза и определит правильное направление, содержание и организацию коррекционной работы с детьми.
Литература:
- Азина Е. Г. Диагностика сходных состояний: сенсорная алалия и тугоухость [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей.– Москва, 2015. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/658151/ (дата обращения 29.05.2016)
- Козуб Л. В. Дифференциальная диагностика алалии от умственной отсталости и других патологий [Электронный ресурс]// Фестиваль педагогических идей. — Москва, 2013.– Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/639893/ (дата обращения 29.05.2016)
- Костина И. О. Формирование мышления у детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс]//Социальная сеть работников образования. — Санкт-Петербург, 2012. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/02/21/formirovanie-myshleniya-u-detey-s-umerennoy-umstvennoy (дата обращения 29.05.2016)
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1998. 11
- Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда». — Ростов–на–Дону: Феникс, 2002
- Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов. /А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. –М.: Просвещение, 1985.
- Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией)/ Под ред. Е. Ф. Соботович. — М.: Классикс стиль, 2003.
- Фомина М. Г. Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования. — Санкт-Петербург, 2011.Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya–pedagogika/library/2011/12/14/avtorskaya–rabota–na–temu–motornaya–alaliya–i (дата обращения 29.05.2016) 35
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.