В современной образовательной системе активно обсуждается вопрос гендерного обучения и воспитания. Эта тема не новая, в России. а также в ряде стран Западной Европы и США существовали и до сих пор есть школы раздельного обучения. Учеными психологами и социологами проведен ряд экспериментов и исследований в различных школах гендерного обучения и сделаны выводы о плюсах и минусах такой формы обучения. Согласно таким заключениям, обучающиеся одного пола в школах были признаны менее восприимчивы к социальному давлению: мальчики становились более уверенными, а девочки смогли развивать лидерские качества гораздо быстрее [1].
В статье пойдет речь об обучении мальчиков, которые являются воспитанниками военно-морского училища. Преподавателям, работающим в таких учебных заведениях следует изучить основные аспекты физиологического и психологического развития мальчиков, чтобы учебно-воспитательный процесс проходил успешно.
Известен тот факт. что у мальчиков правое полушарие более развито, чем у девочек, поэтому они быстрее ориентируются в пространстве, активнее выполняют задачи, связанные с мгновенным достижением цели. Мальчики, как правило, лучше выполняют стандартные тесты, а такие науки, как математика, физика, химия и география, для них более значимы, чем для девочек.
Типичное поведение для мальчиков- шумность, активность, наблюдение и выполнение ряда задач, требующих проведения опытов и экспериментов. На разных возрастных этапах проявляется такие черта характера, как лидерские качества конкурентноспособность в различных видах урочной и внеурочной деятельности.
Гендерное обучение в училище основано на таких принципах.
- Демократичность. При таком подходе в обучении мальчики имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений;
- Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей обучающихся как представителей своего пола в урочной и во внеурочной деятельности.
- Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей обучающегося. Данное положение требует взаимодействия с семьями воспитанников для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения обучающегося как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Рассмотрим гендерный подход в обучении иностранных языков, в частности, английского. Фактор пола оказывает многостороннее влияние на особенности мышления, восприятия, трактовки и практического использования полученной информации, определяя применение тех или иных мыслительных стратегий в когнитивной (познавательной), эмоциональной и мотивационной сферах обучающихся на разных этапах. Овладение коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности, осуществляемой воспитанниками на уроках иностранного языка (говорение, аудирование, чтение, письмо), отличается от обучения девочек. Существуют гендерные особенности в усвоении и использовании в речи единиц языка, относящихся к основным видам речевой деятельности (фонетика, лексика, грамматика). Прослеживается гендерная специфика в овладении произношением звуков английского языка, в усвоении лексических единиц и грамматических форм и категорий, предусмотренных для изучения в школе. Анализ типов функциональной асимметрии и особенностей межполушарного взаимодействия представлен в работах известных отечественных нейропсихологов Симерницкой Э. А., Е. Д. Хомской и других [2. с.177].
При изучении иностранного языка высшая нервная деятельность обучающихся протекает в сфере второй сигнальной системы, которая является наиболее ранимой и относительно легко нарушается. При этом снижается внимание обучающихся, тормозится акт запоминания. В связи с этим следует вспомнить, что «педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений — приняли участие в акте запоминания. Такие разнообразные методические приемы значительно повышают работоспособность обучающихся, так как вовлекают в работу другие анализаторы, новые неутомленные участки коры головного мозга, изменяют характер раздражителей» [3. с.].
Использование гендерных тестов в обучении английскому языку отвечает принципам современной концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре, которая ориентирован на личность обучающегося. Для мальчиков превалируют мотивы материального характера. Они часто ставят перед собой жизненно важные цели, поэтому содержание мотивов носит общественный, мировоззренческий характер.
Преподаватель предлагает воспитанникам тексты, связанные с военным компонентом, биографию известных российских полководцев, различные тематические тексты, в которых идет речь о военном деле, изобретениях в мировой науке.
Для развития монологической речи воспитанникам предпочтительней выполнять задания, требующие наблюдений за языком. Мальчики часто оказываются в ситуациях, требующих проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств, не сочетающихся с понятием женственности. Поэтому они с большей охотой выполняют задания творческие, требующие выдумки и наблюдательности. Также, необходимо отметить, что их речь менее выразительна, «приукрашенных» прилагательных в их речи крайне мало. При употреблении в речи цветов они используют традиционный спектр, хотя знают много оттенков. Учителю следует обратить внимание, что мальчики стараются употребить необходимый лексический минимум в своих высказывания. Для речевого поведения для них более характерен эмоционально нейтральный стиль, они избегают внешних проявлений эмоциональности, например, восторга, нетерпения, чрезмерной вежливости. Новые речевые образцы для эпизодического употребления схватывают быстро, но быстро их забывают [4].
Пассивный запас слов у мальчиков достаточно высокий, и они быстро узнают в тексте нечасто употребляемые слова, поэтому при обучении лексике визуальную информацию желательно располагать столбиками, строить кластеры вместе с обучающимися, а также предлагать задания, которые предполагают более абстрактные рассуждения. Мальчикам нужен высокий темп работы, смена видов деятельности, информационная насыщенность урока. Использование разнообразных форм и методов работы дает положительный результат. Преподаватель может предлагать воспитанникам самим строить кластеры на закрепление лексического материала и презентовать их в группах или парах.
Рис. 1. Кластер «Области наук» для изучения лексики и говорения
Презентовать лексико-грамматический материал необходимо от общего к частному, применяя метод дедукции. Обучение грамматике- сложный и длительный процесс. Чтобы облегчить понимание воспитанниками информации при введении нового материала, следует использовать схемы и таблицы. Приведем пример введения Infinitive и Gerund.
1) Метод «Мозгового штурма» Известные глаголы, которые обучающиеся употребляли в практике like, hate, want, would like, can, will распределяем на три группы: 1- употребление с инфинитивной частицей to, 2- без инфинитивной частицы to, 3- глагол с окончанием -ing.
2) Найти в тексте предложения с этими глаголами, объяснить, перевести предложения.
3) Добавить в каждую из групп ряд новых глаголов. По аналогии с известными образовать предложения.
4) Выполнение теста с множественным выбором.
Таблица 1
Использование таблицы для изучения нового материала
To Infinitive |
Bare Infinitive |
Gerund |
want |
can |
like |
would like |
will |
hate |
expect |
let |
spend |
manage |
make |
avoid |
He wants to rewrite the test. |
My father made me do the task. |
He spends a lot of time learning English grammar. |
Для успешного овладения английским языком предлагается следовать таким методическим рекомендациям:
- Объяснять языковые явления, начиная с теории, основных приципов, а затем переходить к анализу примеров из текста или отдельных предложений.
- Давать возможность мальчикам самим делать «открытие» правила или явления, чаще давать задания на поиск, сообразительность.
- Использовать метод " мозгового штурма», наводит их на идеи и отталкиваться от их идей.
- Новый материал объяснять, используя схемы, таблицы, приводя логичесие рассуждения, четкие доказательства.
- Повышать мотивацию у мальчиков уже выполненных заданий, подчеркивая в них уверенность возможности сделать подобные задания самостоятельно.
Литература:
- http://www.newtemper.com/ [Электронный ресурс]
- Э. Г. Симерницкая /Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития– Санкт-Петербург: Питер, 2001. — с. 177–185.
- Bucholtz M. Theories of Discourse as Theories of Gender: Disocurse Analysis in Language and Gender Studies / Mary Bucholtz // The Handbook of Language and Gender / J. Holmes and M. Meyerhoff. Blackwell Publishing, 2003–176 p.
- Ушинский К. Д.. Педагогические сочинения. В 6 томах/ Ред.коллегия: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. — Т.5, 6.