Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Шерматова, М. Р. Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе / М. Р. Шерматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39239/ (дата обращения: 17.10.2024).



Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

− усвоить базовые знания по предмету;

− систематизировать усвоенные знания;

− сформировать навыки самоконтроля;

− сформировать мотивацию к учению в целом;

− оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50 %.

Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Это представлено в таблице 1.

Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

− образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;

− развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

− воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы

− тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

  1. Как сопровождение объяснения учителя

− могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

  1. Как информационно-обучающее пособие

− в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

  1. Для контроля знаний

− использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
  2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
  3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
  4. повышение уровня использования наглядности на уроке;
  5. повышение производительности урока;
  6. установление межпредметных связей;
  7. преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
  8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Таблица 1

Технические функции компьютеров иих влияние на различные процессы развития детей

Процессы

Технические функции компьютеров

воздействие на органы чувств

Графика, анимация, звук, цветовая палитра

память

Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи учебной информации

мышление

Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения задачи, проблемные задания, вопросы

обобщение

Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т. д.

укрепление

Повторное воспроизведение важных элементов ЗУН

изменение

Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом материала

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся [1].

Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа [4].

Литература:

  1. Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2004, 213 с.

2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова), Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

  1. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, 2000, 126 с.
  2. Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование № 1 2003, 26 с.
  3. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004, 254 с.
  4. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебный материал, мультимедийная презентация, процесс обучения, техническая функция компьютеров, урок, учебный процесс.


Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Задать вопрос