Исследование проблем пенсионного обеспечения на сегодняшний день становится все более актуальным, так как именно оно служит основным источником благосостояния и материальной поддержки человеческого капитала в нетрудоспособном, престарелом возрасте. Пенсионное обеспечение — это денежная форма материального обеспечения для людей, которые становятся не трудоспособными в силу различных причин. Когда речь идет о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве. Поэтому при определении понятия «пенсионная система» необходимо добавлять слово «государство», где функционирует такая система.
Пенсионная система Узбекистана — это совокупность создаваемых в нашей стране правовых и организационных институтов и норм, имеющих цель предоставления гражданам материального обеспечения, гарантированного Конституцией Республики Узбекистан. Поэтому важной составной частью системы социальной защиты в нашей стране служит пенсионное обеспечение, предусматривающее осуществление комплекса мер экономического, правового, социального и организационного характера, направленного на обеспечение и поддержания жизненного уровня нетрудоспособного населения и малоимущих граждан.
В течение ряда лет в Узбекистане были предприняты меры по реформированию пенсионной системы. В 2005 году Пенсионный фонд, действовавший при Министерстве труда, был преобразован во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов. В этом же году в дополнение к действующей государственной системе пенсионного обеспечения была введена система обязательной накопительной системы пенсионного страхования. Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке определяемом Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Так с 1 января 2005 года работающим гражданином ежемесячно производятся накопительные пенсионные счета с уменьшением суммы начисленного в соответствии законодательством налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджет.
В отличие от других государств система накопительного обеспечения в Узбекистане вводится как дополнение к действующей государственной системе пенсионного обеспечения.
Основными отличительными особенностями накопительной системы являются:
- Она предполагает индивидуальный характер пенсионных накоплений. Размер пенсии зависит только от взносов граждан и результатов их финансирования.
- При использовании накопительной системы, поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются в виде определенного (резервного) капитала.
- После достижения пенсионного возраста получатели имеют право выбора на получение этих средств единовременно или в течение периода, устанавливаемого ими самостоятельно.
В целях защиты от инфляции, средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве кредитных и инвестиционных ресурсов. Обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, не подлежат к обложению налогами и другими обязательными платежами.
Сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах гражданам, участвующим в накопительной пенсионной системе, гарантирует государство.
Накопительная пенсионная система, по сравнению с распределительной, обладает рядом преимуществ. Одним из главных преимуществ данной системы является то, что бюджетное бремя государство уменьшилось, так как теперь каждый работающий сам заботиться о своей будущей пенсии.
Отрицательным моментом накопительной пенсионной системы является то, что ее участниками преимущественно являются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по трудовому договору. Лица, формально не связанные трудовыми отношениями и относящиеся к категории граждан, для которых законодательством предусмотрено добровольное участие в накопительной пенсионной системе (частные предприниматели, члены дехканских хозяйств и другие) не спешат вступить в нее.
Главной стратегией преобразований и реформ действующий системы пенсионного обеспечения в Узбекистане имеются принципиальные изменение и законодательное обновление функциональных механизмов системы пенсионного обеспечения, повышение финансовой сбалансированности, поднятие эффективности и гарантированности пенсионного обеспечения.
С учетом вышеизложенного даются следующие рекомендации:
- Учитывая, что в связи с демографическим прогнозом населения ожидается рост доли населения пенсионного возраста, соответственно будет увеличение разности между доходом и расходом Пенсионного Фонда. Поэтому необходимо принять меры по предотвращению угроз ожидаемой проблемы пенсионного обеспечения.
- Наиболее действенным подходом в нынешнем развитии Узбекистана для решения проблемы покрытия расходов Пенсионного Фонда можно принимать меры по увеличению среднегодового роста зарплаты в сравнении со среднегодовым размером пенсии.
- Доля численности работников в численности трудоспособного возраста в настоящее время находится крайне низком уровне. Поэтому на мой взгляд, имеется достаточный резерв увеличения ее. Приняв, необходимые меры по увеличению численности работников до 10–15 процентов также достигается необходимый уровень баланса Пенсионного Фонда.
- Механизм увеличение доходной части Пенсионного Фонда на основе увеличение процентных ставок взносов выплат Пенсионному Фонду находится почти максимальном уровне для нынешнего социально-экономического развития страны. Для роста экономики требуется снизить их.
- На основе выполненных расчетов и разработанных вариантов, определен наиболее эффективный из них. В этом варианте раскрыто, что если достигается увеличение роста средней заработной платы до и удельного веса работников, тогда можно снизить и ставки взносов Пенсионного Фонда от фонда оплаты труда и оставить 4 процента от работника, а также снижение от объема реализации до 1 процента.
- Необходимо разработать концепцию применению механизмов регулирования (по увеличению количества работающих и соответственно налоговых сборов в Пенсионный Фонд, изменению ставок, возраста и получены расчетные значения изменений в пенсионный системе), которую можно использовать при подготовке программах совершенствования пенсионной системы.
Таким образом, пенсионное обеспечение это важнейшее направление социальной политики. Со дня независимости пенсионная система Узбекистана столкнулась с целом рядом внутренних и внешних проблем, что затрудняло возможности поддержания достаточного уровня обеспечения человеческого капитала. На сегодняшний день уровень жизни населения соответствует принципам социальной справедливости и данная пенсионная система способна противостоять будущим демографическим изменениям, так как включает в себя как распределительные механизмы (исходящие от государства), так и накопительные механизмы (исходящие от самого населения.
Литература:
- Абдуллаев М. Замонавий пенсия тизими ва унинг истиқболлари. Бозор, Пул ва Кредит. № 6 2012 й. 12 с.
- Мухамедханова К. Социальная защита. Экономическое обозрение. № 1 2014. С. 30.