Навязчивые мысли и их профилактика у спортсменов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Навязчивые мысли и их профилактика у спортсменов / Н. Б. Аласкяров, Е. Л. Веденеева, С. С. Карпов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39493/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности возникновения навязчивых мыслей у спортсменов и их последствия. Даются рекомендации по профилактике негативных навязчивых мыслей.

Ключевые слова: навязчивые мысли, обессивно-компульсивное расстройство, спортивная психология, дартс, профилактика, психотерапия

Навязчивые мысли — это ряд непроизвольных негативных образов или идей, которые появляются в нашем сознании, и контролировать их бывает очень непросто. Они представляют собой один из худших симптомов тревожного состояния, которое может испытывать человек. Такие мысли гораздо больше, чем любой другой симптом, иногда заставляют человека поверить, что он находится на пути к безумию. Навязчивые мысли могут превратиться в так называемое обессивно-компульсивное расстройство [4], при котором человеком овладевает одержимость и принужденное поведение, когда он должен выполнять какие-то действия, для того чтобы «успокоиться». У шахматистов, например, это проявляется во время соревнований, когда игроки по несколько раз перед очередной турнирной партией поправляют все восемь пешек войска своего цвета (белых либо чёрных). А у дартсменов часто возникают навязчивые мысли о заведомом проигрыше или более сильном сопернике, например: «Сегодня не мой день — первый проигранный лег является залогом проигранного соревнования!» Или: «Он МСМК — не имеет смысла рассчитывать даже на выигранный лег, поскольку с ним состязаться бесполезно!»

Исторический экскурс

Клиника навязчивых состояний привлекла внимание исследователей начиная с XVII века. Впервые о них заговорили в 1617 году, а в 1621 году Е. Бартон описал навязчивый страх смерти. Исследования в области навязчивости описаны Ф. Пинелем (1829), а И. Балинский ввел термин “навязчивые представления”, которые вошли в русскую психиатрическую литературу. С 1871 года Вестфалем был введен термин “агорафобия”, которая обозначает страх присутствия в общественных местах. В 1875 году М. Легран де Соль, проводя анализ особенностей динамики течения обсессивно-компульсивного расстройства при формах помешательства сомнений вместе с бредом прикосновения выяснил, что постепенно усложняющаяся клиническая картина, при которой навязчивые сомнения подменяются страхом прикосновения к предметам в окружающей среде, а также присоединяются двигательные ритуалы, которым подчиняется жизнь заболевших. Но лишь в XIX—XX вв. удалось исследователям более четко дать характеристику клинической картины и дать пояснение по синдромам обсессивно-компульсивных расстройств. Само обсессивно-компульсивное расстройство у детей зачастую припадает на подростковый или юношеский возраст. Сам максимум клинически выделенных проявлений ОКР выделяется в интервале 10–25 лет.

У человека могут быть навязчивые идеи — например, проверить несколько раз подряд, хорошо ли он запер дверь, уходя из дому (даже если знает, что он это сделал). Или, скажем, начинает проверять, выключен ли утюг, хотя вроде и не включал его.

Но бывают мысли, которые не только начинают контролировать наше поведение, но и приносят душевные страдания. «А что, если мой муж попал в аварию? Машина разбита вдребезги, а он уже умер?” Или: «А вдруг мой ребенок, пока я стою в очереди в магазине, открыл газ и не закрутил вентиль назад? И уже надышался и потерял сознание?» А еще и такие мысли могут крутиться в головах людей, страдающих от навязчивых идей: «Что, если я причиню боль себе или другим… что, если я сделаю что-то плохое… что, если я потеряю контроль над собой?» И как бы сильно человек ни старался, он не может избавиться от своих тяжелых дум и переживаний.

В результате многие навязчивые мысли могут привести к сильному чувству вины и стыда, даже если человек никогда в реальности не делал ничего плохого. К счастью, все же есть способы избавиться от негативных мыслей, и с помощью этих способов мы можем принять свои размышления, не давая им оказать слишком большое влияние на наше психическое здоровье.

Появление негативных навязчивых мыслей

Все произошедшие с нами события хранятся в нашей памяти, так сказать, «про запас». Наши прошлые мысли также сохраняются в памяти. Все это находится в бессознательном состоянии хранения, отправляясь туда в автоматическом режиме. Мозг как бы пропускает все события сквозь фильтр, отбирая и сохраняя наиболее важное для нашего жизненного опыта. Восприятие окружающей действительности и интерпретация всего происходящего создается в нашем сознании на основе того, что отобрали наш мозг и еще один природный «фильтр» — наша генетика.

Эти интерпретации и восприятие и порождают наши мысли, и они могут носить как положительную, так и отрицательную окраску — в зависимости от того, как настроен наш «фильтр». Мысли генерируются на основе прошлых инцидентов и воспоминаний, прогнозируя будущие и интерпретируя настоящие жизненные ситуации. Это как компьютер — он тоже пытается дать прогноз на основе данных, которые он успел собрать до сих пор. А ведь наш мозг — это тоже своего рода биологический компьютер.

Когда мысли носят отрицательный характер (если мы испытываем беспокойство, тревогу, стресс, обиду, вину и т. д.), то они создают сопротивление движению нашей жизни. Навязчивые мысли всегда будут похожи на каменные глыбы посреди быстрого течения воды. Жизнь — это тоже поток чистой положительной энергии; следовательно, любая негативная мысль будет находиться в оппозиции к этому потоку, вызывая сопротивление, которое будет ощущаться нами как страдание.

Профилактика негативных навязчивых мыслей

Если вы хотите узнать, как избавиться от навязчивых мыслей, то самое первое, что вы должны сделать — это понять, что именно с вами происходит, а затем предпринять следующие действия:

  1. Принять свои мысли

Чем больше мы боремся с негативными идеями, тем больше закрепляем их в своем сознании, что делает навязчивые мысли еще более сильными и навязчивыми. Если вы прислушаетесь к себе, то поймете, что вы сами создали свои навязчивые идеи, намеренно стараясь забыть о некоторых приходящих в голову мыслях, содержание которых вам не нравится.

Необходимо сделать с точностью наоборот — принять свои мысли такими, какие они есть, и быть готовым жить с ними некоторое время. «Да, я действительно так думаю, ну и что? Это нормально!» Это действительно нормально, потому что навязчивые мысли могут быть побочным продуктом совершенно здоровой психики. И только потому, что у вас время от времени бродят в голове настойчивые неприятные мысли, это вовсе не означает, что вы потеряли рассудок. Это просто означает, что ваш мозг умеет быть активным и творческим, — хотя, может быть, иногда слишком активным. И если вы принимаете свою мысль, это еще не значит, что вы должны будете действовать согласно ей.

  1. Понаблюдайте за своей мыслью как бы издалека, как будто вы не имеете к ней никакого отношения. Особенно если ваши мысли вызывают у вас чувство вины или стыда. Постарайтесь понять, что не случилось ничего такого, за что вы должны были бы винить себя. Приняв свои мысли, совершенно не стоит реагировать на них или разделять их на «хорошие» или «плохие». Просто сидите, сложа руки, и пассивно наблюдайте за ними, как будто вы смотрите фильм.

Силу мысли стимулирует интерес к ней. Если у вас нет интереса к той или иной мысли, то она теряет свою власть над вами. Вы можете прямо сейчас провести испытание: пусть мысли плавно текут в вашем мозгу, а вы постарайтесь не проявлять к ним интерес. Просто наблюдайте за ними, как за рыбками в аквариуме. Сначала вам будет тяжело отстраниться от происходящего в вашей голове, потому что нам присуща привычка «общаться» с каждой своей идеей, обдумывать ее. Но постепенно вы почувствуете, что ваши мысли — это не вы сами, а только форма энергии, созданная вашим мозгом.

  1. Меняйте полюс своего мышления

Если вы научились отстраненно наблюдать за тем, что происходит в вашей голове, то в конечном итоге навязчивые мысли сами собой исчезнут. Наши мысли постоянно меняются, и теперь стоит поработать над тем, чтобы ваш мозг начал генерировать позитивные идеи, развивая таким образом позитивную динамику мышления [1, 3].

Каждый раз, когда вам на ум придут позитивные мысли (например, о любви, радости, волнении, красоте, удовлетворении, красоте и т. д.), сосредоточьтесь на них, уделяя этим размышлениям максимум внимания [2]. Это настроит ваш мозг на то, чтобы привлечь как можно больше новых позитивных идей и тем самым создать положительный импульс. А всякий раз, когда приходит негативная мысль, не проявляйте никакого интереса к ней, и это приведет к тому, что в мозгу будет гаситься импульс негативного мышления. Как только вы поймете и почувствуете «механику» работы мысли, вы получите полный контроль над вашим сознанием.

Иногда бывает не очень просто освободиться от навязчивых мыслей, но со временем каждый может научиться работать со своим сознанием. И как только это произойдет, это будет означать, что негативные навязчивые идеи больше не будут оказывать разрушающее влияние на наше психологическое благополучие. Если вы все еще не избавились от этого груза, то постарайтесь сделать это как можно быстрее!

Литература:

  1. Левченко В. В. Позитивная психология [Электронный ресурс] — М.: «Флинта», 2014
  2. Левченко В. В. Секреты успеха и успешности современного человека [Электронный ресурс] — М.: Флинта, 2014
  3. Левченко В. В. Три уровня позитивной психологии. // Психологическая газета. — Март, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.su/feed/4583/
  4. Свядощ А. М. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный и фобический невроз). // Неврозы (руководство для врачей). — 4-е, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер (издательство), 1997. — С. 69–95.
Основные термины (генерируются автоматически): мысль, ваш мозг, идея, ваша голова, негативная мысль, расстройство, сознание.


Ключевые слова

профилактика, психотерапия, дартс, спортивная психология, навязчивые мысли, обессивно-компульсивное расстройство

Похожие статьи

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Анализ личностных характеристик лиц, переживших стресс различного типа

Изучены личностные особенности лиц, страдающих от посттравматического стрессового расстройства и последствий дистресса. Рассматриваются понятия ПТСР, дистресса и возможности их коррекции.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Похожие статьи

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Анализ личностных характеристик лиц, переживших стресс различного типа

Изучены личностные особенности лиц, страдающих от посттравматического стрессового расстройства и последствий дистресса. Рассматриваются понятия ПТСР, дистресса и возможности их коррекции.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Задать вопрос