Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Тухсанова, В. Р. Золотошвейное искусство Бухары / В. Р. Тухсанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 573-576. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39565/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Ключевые слова: гулдузи, джома, оба, тархкаш, чалвор, палту, муза, кулох, салаи, аракчин, калебатун, даури

Золотое шитье украшало главным образом пышные одежды эмира и придворной знати, отдельные принадлежности туалета и некоторые бытовые предметы состоятельных слоев населения. В Бухаре XIX-начала XX веков в мужском костюме золотым шитьём украшали разные предметы:

– джома (мардона) — мужской верхний халат.

Такие халаты носил эмир и лица, принадлежавшие к семье эмира, придворные и те, кому жаловали при даровании чина; количество золотого шитья и расположение орнамента соответствовало положению насившего халат, начиная от халата с неширокой золотой оторочкой по бортам и кончая сплошь зашитым золотым шитьём;

– чалвор — длинные и широкие внизу штаны, носившиеся навыпуск;

– палту — одежда, вроде сюртука; носил только эмир;

– ключи — мундир высших военных чинов. Круги, украшающие мундир, служили знаками отличия — «нишон»

– муза — бархатные сапоги, насившиеся эмиром и придворными чинами;

– пайтобаи зардузи — шитые золотой портянки;

– кулох — островерхая тюбетейка, которая надевалась поверх легонькой матерчатой тюбетейки — аракчин («собиратель пота»); на верхнюю тюбетейку наматывалась чалма (в домашней обстановке верхняя тюбетейка снималась вместе с чалмой);

– салаи зардузи — шитая золотом чалма для эмира и высокопоставленных лиц.

Scan0037

Рис. 1. Золотошвейное панно Гури Эмир. Мастер Н.Аминов

– Чалма делалась из тонкой кисеи — «дока», на которой шился золотом лишь бордюр, но наматывалась она так искусно, что на голове производила впечатление сплошного золотого убора.

– Длина чалмы колебалась в пределах 16–20 м;

– камарбанд — пояс.

Предметы женской одежды, вышитые золотом:

– калтача — распашной халат с широким рукавом и сборками подмышками, носившийся поверх рубашки;

– куртаи зардўзи — рубашка (верхняя);

– зех и курта — обшивка для ворота женской рубахи (пешкушо) с разрезом на груди;

– пойча зардузи — панталоны; они обично расшивались золотом или шелком от щиколотки до колен с расчетом на то, что при короткой рубашке (по моде конца XIX — начала XX вв.) они были видны из-под рубашки;

– махси — бархатные или суконные сапожки с мягкой подошвой;

– кауш — галоши с низким задником, надеваемые поверх махси;

– попуш — туфли с загнутыми или кончающимися тонкими, узкими носками, надеваемые на босую ногу;

– пешонабанд — налобная повязка;

– румол — сарандоз — головные платки;

– паранджа — накидка на голову с сеткой для закрывания лица (чачван), которая также украшалась бархатной полосой с золотой вышивкой по краю.

Мужскую одежду, шитую золотом, за исключением тюбетеек, для частных заказчиков не изготавливали, все эти вещи шили только для эмирского двора. Женскую одежду расшивали золотом для всех, кто имел деньги. Кроме одежды, золотым шитьем украшали и предметы домашнего обихода:

– лула — болиш — продолговатая с собранными углами подушка;

– такяча — подушка прямоугольной формы;

– джойпуш — покрывало на свадебную постель;

– тахмонпуш — покрывало, которым закрывали постельные принадлежности, укладываемые на день в особую нишу, называемую тахмон;

– джойнамоз — молитвенный коврик;

– чимиллик — занавеска, обычно служащая для отделения части жилового помещения.

Золотом расшивали и мелкие изделия, вроде мешочков для денег, чая, печатей, ножниц, ножа и прочие. В богатом конском уборе золотым шитьем украшали чепраки — зинпуш, попоны — даури, и небольших размеров покрышки на седло — йолпуш.

Им стал народ, получивший свободу и благосостояние. Вместо пышных придворных одежд и нарядов для узкого круга вельмож и богатеев, мастера золотошвеи стали украшать золотым шитьем детали общераспространенного женского нарядного костюма и традиционные предметы, входящие в приданое невесты.

Широкое распростронение общеевропейского мужского костюма совершенно исключило применение для него золотого шитья. Оно применяется только для отделки подарочных халатов, поясов и тюбетеек. В женской одежде золотым шитьём украшают платья, жилеты, пешонабанды, платки, тюбетейки, пояса, туфли, сумочки. Широко распространено изготовление сувенирных и подарочных мелких изделий: тюбетейки, футляры для очков, игольницы и т. д.

Среди изделий «малых форм» наибольшую популярность, особенно в послевоенный период, получили бухарские золотошвейные тюбетейки. Известно, что носить тюбетейки, шитые золотом, начали во второй половине XIX века, а в женский наряд они вошли сравнительно недавно, в 30-х годах нашего столетия.

Золотое шитье широко используется для украшения предметов домашнего обихода — наволочек на подушку, покрывал для кроватей, занавесок, портьер. Не обходятся без золотого шитья костюмы для кино, театральные костюмы и сценический реквизит.

В 1937 году на Декаде узбекской литературы и искусства в Москве для известной актрисы Тамары Ханум был вышит комплект одежды. А во второй половине 50-х годов было изготовлено несколько комплектов женской одежды — жилетов, тюбетеек, шаровар, поясов, золотошвейных туфелек — для прославленного узбекского ансамбля «Бахор».

Естественно, что коренные социально-экономические изменения, определяющие сегодняшний день социалистической Бухары, нашли конкретное отражение в употреблении золотого шитья. Принципиально изменился облик современной одежды, только музейными экспонатами стали весьма распространенные прежде придворные одежды и предметы конской упряжи. Бухарские мастера шили различными по способу изготовления (волоченными и прядеными) золотыми и серебряными нитями, известными в Бухаре под названием «калебатун». В XIX веке золотые и серебряные фабричные нити привозили из России.

Рис. 2. Работа над золотошвейным панно Чор Минор. Мастер В. Р. Тухсанова

Самыми древними считаются волоченные нити «сим», получаемые протяжкой металлической заготовки через микроскопические отверстия в специальной металлической пластине — матрице — «кариё». Плоскую нить «сим» в начале и середине XIX века изготавливали в Бухаре или завозили из Индии, Персии. Пряденые нити образуются скручиванием (навиванием) металлической нити на шелковую нить так, чтобы она была покрыта золотом или серебром вплотную. Иногда, нить скручивают в тонкий шнурок с цветной шелковой нитью так, чтобы шелковая нить просвечивала, и её цвет давал свой оттенок.

В конце второй половины XIX века бухарские мастера стали употреблять канитель — тонкую золотую или серебряную нить, называемую «ликак». Она представляет собой проволочку в виде спирали, полой внутри. В наши дни традиционное, бухарское золотошвейное искусство стало искусством для народа, массовым искусством.

Оно стало искусством «золотых рук» Максумы Ахмедовой, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, её ученицы, ставшей не менее известной мастерицей, народной художницы Узбекистана Муяссар Темировой, орденоносцев Р.Кулдашевой, Ф.Аббасовой, С. Ядгаровой и многих других. Они создают превосходные художественные изделия, побывавшие на многочисленных союзных и зарубежных выставках, ярмарках, смотрах. Шедевры бухарских мастеров золотошвейного искусства известны во всем мире. Ежегодно тысячи туристов из всех уголков мира приезжают к нам в Республику, чтобы воочию увидеть эти жемчужины ремесленного искусства, отражающие самобытность и дух нашего народа.

Литература:

  1. А. И. Сидоренко, Ф. Р. Артиков, Р. Р. Раджабов «Золотое шитье Бухары». Ташкент, 1981.- 112с
  2. Н.Садикова. «Национальная одежда узбеков (ХIX- XX века) Ташкент: Шарқ, 2003.-160с.
Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, женская одежда, золотой, Бухара, верхняя тюбетейка, домашний обиход, золотошвейное панно, половина XIX века, шелковая нить, Эмир.


Ключевые слова

гулдузи, джома, оба, тархкаш, чалвор, палту, муза, кулох, салаи, аракчин, калебатун, даури

Похожие статьи

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

История башкирского народа в легендах и преданиях

В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона

В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

Похожие статьи

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

История башкирского народа в легендах и преданиях

В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона

В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках

Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

Задать вопрос