Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.
Ключевые слова: взаимодействие с семьей, готовность к школе, уровень морфофункционального развития, интеллектуальное развитие, личностное развитие, поведенческие характеристики, мотивационная готовность, возрастные психологические особенности, всестороннее развитие, приоритет семьи, интеллектуальная готовность ребенка
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей. Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями существенным образом изменило отношение общества к семье как воспитательному институту. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Это связано с тем, что в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в первоначальной социализации ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Интересная целостная концепция готовности дошкольника к обучению в школе, основанная на рассмотрении готовности детей к обучению с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене, представлена в работах В. Г. Маралова и В. А. Сатарова (57, 4). Готовность детей к школьному обучению ими рассматривается на трех уровнях, которые, в свою очередь, структурированы в четыре блока готовности. Базовый уровень — уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития ребенка (здоровье, возрастные пропорции тела и т. д.). Второй блок — интеллектуальное развитие, которое должно определяться степенью сформированности у ребенка восприятия, мышления, памяти, воображения. Третий блок — личностное развитие, включающее мотивационно-эмоциональную сферу ребенка, систему его отношений со сверстниками и взрослыми и т. д. Данные три блока готовности образуют систему потенциальных свойств личности, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении ребенка и составляют — поведенческие характеристики (45, 61).
Е. О. Смирнова подчеркивает особую значимость психологической готовности ребенка к школе, под которой она понимает комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и других познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю (59, 160).
Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. От того как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребенка, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки со стороны семьи.
Положения о роли современной семьи в формировании готовности детей к обучению в школе нашли свое отражение в трудах Л. Н. Конягиной, О. В. Лобза, А. Леонтьевой, Т. Лушпарь и др. Авторы подчеркивают приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает дошкольник. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада практически не возможно. Рассмотрим роль семьи в формировании готовности ребенка к обучению в школе, (54,17).
- Осознание себя как родителя будущего школьника.
Родителям необходимо познать не только себя, но и своего ребенка как личность. А значит, принять его индивидуальность, учитывать темп развития своего ребенка, понять собственный родительский настрой на переход своего ребенка к школьной жизни.
- Осознание своего ребенка как будущего школьника.
Родители должны в полной мере осознать, что подготовка старших дошкольников к школе является ответственной задачей, которая требует определенной организации, средств и воспитательных усилий в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению.
- Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника.
Желательно чтобы родители сформировали положительное отношение к будущему учителю своего ребенка. Ведь во многом от этого будет зависеть качество взаимоотношения учителя и семьи, степень оказываемой учителем поддержки ребенка в обучении.
- Педагогическая культура родителей.
Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.
Интеллектуальная готовность ребенка, как отмечает Н. И. Гуткина, во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора (25, 29). Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, особенно читательская, какова речевая среда в семье. Как отмечает Н. И. Гуткина, работа по развитию мышления должна проводиться на протяжении всего последнего предшкольного года. Необходимо выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить (16, 31).
Что касается психологической готовности к школе, то, как отмечает Н. И. Гуткина, она не возникает у детей спонтанно, она складывается постепенно и, самое главное, требует верного руководства со стороны родителей. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные домашние занятия не будут новыми, но характер их будет совсем иной. В детском саду воспитатель одновременно обучает целую группу ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально (25, 33). Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Также у дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное значение в формировании готовности детей к обучению в школе.
Е. Е. Кравцова выделяет необходимые условия, необходимые для полноценного психологического развития будущего школьника к учебному труду в семье. Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи (47, 48). Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает — необходимое условие полноценной подготовки к обучению в школе. Другим условием формирования готовности детей к обучению в школе является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца. Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе.
Н. М. Конышева одной из основных задач готовности детей к школьному обучению выделяет воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением (46, 96).
Итак, мы видим, что готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Вот почему первоочередной заботой родителей должно быть общее всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М., 2014. — 79 с.
2. Белова Л. В. В семье будущий первоклассник [Текст] / Л. В. Белова. — М, 2006. — 61 с.
3. Белоногова Г. Педагогические знания — родителям// Дошкольное воспитание. – 2013. — № 6. — С. 82–92.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Божович Л. И. – Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 2007. — 352 с.
5. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] — Оренбург: Изд-во «Оренбургский ИПК», 2013. — 93 с.
6. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. — М.: Педагогика, 2003. — 115 с.
7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина — 4-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2004. — 295 с.
8. Екжанова Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова. — СПб.: Изд-во «КАРО», 2007. — 80 с.
9. Зейгарник Б. В. Психология личности. Избр. психол. труды [Текст] / Б. В. Зейгарник / Под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. — 2006. — 415 с.
10. Конышева Н. М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа. — 2012. — № 1. – С. 96–100.
11. Кравцов Г. Г. Личность формируется в семье [Текст] // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 2. – С. 31.
12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Кравцова Е. Е. — М.: Педагогика, 2011. – 152 с.
13. Леонтьева А. В. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 8. С. 57–59.
14. Маралов В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В. Г. Маралов, В. А. Сатаров. — М.: Прометей, 2006. — 220 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОО [Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.