Проблема важности наброска в формировании будущих дизайнеров на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается формирование знаний, умений и навыков в теоретическом плане и развития изобразительных умений и навыков в процессе выполнения набросков будущих дизайнеров.
Ключевые слова: изобразительные умения и навыки, дизайн, наброски, изобразительные способности, зарисовки, цельность видения натуры
A problem about importance of a sketch in formation of the future designers on employment of the academic drawing. In article formation of knowledge, skills in the theoretical plan, and developments of graphic skills in the course of performance of sketches of the future designers is considered.
Keywords: The fine ability and skills, design, to outline, the fine abilities, to sketch, integrity of vision of nature.
Сегодняшний молодежь охотно принимают новое. Выражение красоты своего времени и ее эстетический вкус зависит в значительной степени не только от уровня духовной культуры, но и от деятельности художников и дизайнеров, создающих окружающую среду. В работе первого Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила» отмечено: «Фундамент будущего создаётся в учебных заведениях, рассуждая иначе — это будущее народа зависит от того, как сегодня наши дети получат образование и воспитание». [1, с. 61]
В последнее время возрос интерес к изучению достижений и опыта развитых стран в сфере образования и к внедрению их в систему образования Узбекистана. Исходя из этого, сегодня молодёжь, стремящаяся к овладению достижениями современной науки и техники, уделяет особое внимание эстетической культуре. В нашей республике есть все возможности для осуществления её целей. От молодёжи требуется только стремление и упорство. Только плодотворное использование этих условий даёт возможность повысить уровень образования нашей страны.
Эстетический вкус человека проявляется через ансамбль одежды, который должен быть целостным, гармоничным, выразительным. И этот ансамбль одежды в полном смысле слова не существует без человека. Значит, будущий художник-педагог или художник модельер по костюму должен иметь высокий уровень подготовки в рисунке, живописи, композиции.
Уровень деятельности дизайнера зависит от качества и количества знаний, приобретенных студентами как в учебных аудиториях, так и во внеучебное время. Практические знания реализуются через изобразительные умения и навыки. От уровня развития изобразительных умений студента-дизайнера зависит качество выполненного рисунка. Таким образом, графический рисунки, выполненный студентом, а также практика являются качественными и количественными показателями развития его профессиональных умений.
Непременным условием эффективного развития умений студентов-дизайнера является осознанность ими этого процесса. Психические процессы при создании быстрого, непосредственного рисунка в основном и определяет качество набросков студентов.
Рассмотрим необходимые понятия и их определения. Понятие «умение» включает в себя способность человека выполнить какое-либо действие на основе ранее полученного опыта с применением определенных приемов и способов. [4]
«Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие... в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности...
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем». «Навык — это полностью автоматизированные компоненты умения на уровне бессознательного контроля». [6, с. 135–137]
Академик В. С. Кузин разделяет понятия «умения» на двух качественно разного уровня способа действия. Первый — элементарный, может быть умение студента определять характерные пропорции человеческой фигуры и отображать их в рисунке. Далее это умение приобретает черты автоматизма и переходит в навык, когда студент не заостряет свое внимание на передаче пропорций и «ведет» работу в целом, стремясь к выполнению грамотного и убедительного рисунка.
«Второй — высокий уровень способа действия, по сравнению с которым навык является более простым». [4, с. 64]
Эффективность рассматриваемого нами умения определять характерные пропорции является создание студентом-дизайнером выразительного художественного образа, где пропорции тела человека становятся неотъемлемым его элементом и средством раскрытия внутреннего мира фигуры (например, Тициан. Наброска). В этом случае умение можно охарактеризовать как мастерство.
Умение, в отличие от навыка, никогда не осуществляется без активного участия мышления. Значит, использование приемов, активизирующих мыслительные процессы студентов-дизайнеров в процессе выполнения графического портрета и фигуры человека, будут способствовать эффективному развитию профессиональных умений студентов. Известный психолог Немов Р. С. убеждает что, «активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыком, т. е. на уровне коры головного мозга». [6, с. 135]
Способности совершенствуются в условиях усвоения знаний, умений. Легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков обусловливается наличием способностей. Известный психолог, один из ведущих специалистов в области художества — доктор педагогических наук, академик В. С. Кузин разделяет способность на общую и на специальную. [4, с.92] Общие способности необходимы для осуществления любой деятельности человека (умственные способности, развитая память), а специальные способности проявляются в специфических видах деятельности (изобразительное искусство).
Р. С. Немов так определяет способности: «Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. [6, с. 375]
Значит, будущий дизайнер должен владеть специальными — изобразительными способностями (вид деятельности — изобразительное искусство) и специальными — художественными способностями (вид деятельности — дизайнер). Учитывая взаимосвязь способностей и умений, исходя из существования общих и специальных способностей, можно утверждать о наличии у человека соответствующих им общих и специальных умений.
В программу обучения рисунку на факультете «Технология легкой промышленности» ТИТЛП на кафедре «Дизайн костюма» обязательно включено систематическое занятие набросками. Основная задача наброска — за короткий, ограниченный отрезок времени передать художественными средствами основную характеристику изображаемого объекта.
Выполнение набросков фигуры человека позволяет систематизировать занятия, обеспечить должную последовательность в овладении навыками быстрого рисования, что формирует достаточные предпосылки для дальнейшей успешной самостоятельной работы студентов над набросками.
На кафедре дизайн костюма учебный процесс по рисунку построен таким образом, что, во-первых, наброски используются студентами как вспомогательный материал в работе над длительным учебным заданием, а, во-вторых, они крайне необходимы как упражнения, позволяющие углубить знания и развить учебные навыки, полученные студентами в процессе обучения рисунку.
Существенное значение в рисовании набросков играет цельность видения натуры. При выполнении наброска студенты должны стремиться выразить общее впечатление от рисуемого объекта. Студентам I-II курса сначала важнее научиться правдиво и убедительно передавать основные особенности изображаемых объектов с относительной степенью лаконичности изображения.
В набросках обостряется восприятие; здесь надо быстро «схватить» главное, подать его остро, выразительно. Ограниченность времени заставляет смотреть на натуру цельно, не отвлекаясь на детали, «ловить» самое характерное.
Наброски подразделяются по времени на краткосрочные и длительные, а по виду на линейные и тональные.
Выполнение наброска в методике Александра Королева построенный на основе традиции великих мастеров. «…анализ такой сложной пластической формы, как фигура человека, он проводит с помощью простых «геометрических выкладок», доступных всем обучающимся. Он сравнивает принцип построения формы человеческого тела с построением таких форм как табурет, горшок, куб, шар, отмечая, что здесь принципы и правила построения одни и те же.
Большинство студенческих рисунков имеют на полях собственные аналитические наброски-показы А.Королева. Здесь следует отметить выработанный годами собственный почерк, стиль этих показов, позволяющих говорить о методических рисунках с новым оригинальным содержанием. Отличительными признаками в рисунках являются, прежде всего, ясность и простота изложения мысли: «вот как сделано у Вас, а вот как надо сделать.»... Одно словесное пояснение часто бывает недоказательным, но подкрепленное изображением сказанного, убеждает лучше всяких слов. Сделанные для удобства, на полях студенческих рисунков, эти наброски показывают одновременно конструктивную схему, движение фигуры и ее объемную моделировку. Рисунки эти делались иногда очень быстро («за 5 минут объяснил, набросал и доказал»). [2, с. 65] Схемы показывают каркас костной основы, привязку мускулов, а быстрая тонировка штрихом — планы частей фигуры, формообразующие линии — взаимосвязь форм. Все ясно, просто, убедительно (рис. 1, 2).
Рис. 1.
Рис. 2.
А. Королев как исследователь, ученый, создал свой метод не с чистого листа. «У меня, помимо того, что я сам доходил до этого, были примеры высоких мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер. Не верить им нельзя, поскольку они сами были великими художниками, значит, они кого-то обучали. Их принцип обучения имел, наверно, где-то для меня отправные точки, это была опора, на которую я, в общем-то опирался с тем, чтобы утвердиться, правильно ли я это делал». [5, с. 41]
В этом энергичном наброске (рис.2) объемно-пространственные положения форм ясно выражены линейными средствами. В рисунке А. Королева видно, какое большое внимание уделил пространственному соотношению форм тела, особенно вороту головы и грудной клетки по отношению к тазу. Для большей ясности грудная клетка заключена в геометрическую форму. Также в наброске очень выразительно передано движение фигуры. И здесь в рисунке решаются частично тональные отношения. Эффектные, выразительные наброски можно выполнять пером. Пером можно выполнять как линейно-штриховые рисунки, где важна широта штриха, различная сила нажима на перо. Они дают пластичную, «живую» линию.
Рис. 3. Тициан. Набросок
Тициан в наброске пером (рис. 3) изобразил фигуру в сильном движении. Основные пятна света и теней лишь намечены лепкой штриховкой.
Вместе с тем в наброске в не меньшей степени, чем в длительном рисунке, предполагается правильность передачи формы, пропорций, объема, пространственного положения предмета, психологического состояния изображаемого человека. Для наброска характерны скорее некоторая простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта.
Фигура человека обладает рядом привлекательных для дизайнера пластических и динамических возможностей, что позволяет создавать интересные, выразительные наброски. Работа часто выполняется с помощью минимальных изобразительных средств, иногда несколькими штрихами. Однако последовательность мышления рисующего, процесс создания рисунка в быстрых набросках происходит в соответствии с тем порядком ведения работы, который вырабатывается системой обучения рисунку и поддерживается постоянной практикой.
Быстрые наброски, необходимые для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях набросками и зарисовками можно развивать художественные способности студентов, так как этот вид рисунка способствует формированию навыков и умений в быстром рисовании, необходимых для художника-дизайнера.
Литература:
- Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Узбекистан, 2008.
- Абдирасилов С. Художественные традиции как основа профессионального мастерства. Журнал Наука и образование сегодня. № 2(3), Москва. 2016.
- Большой энциклопедический словарь. -2-ое изд.-М.: «Норинт», 1997.–1456 с.
- Кузин B. C. Психология. — М.: АГАР, 1997. — 304 с., ил.
- Королев А. Методика преподавания учебного рисунка. Санкт-Петербург, Акад. художеств. 2005. — 68 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Хасанбаева Г. К., Шомансурова М. Ш. Специальная композиция. (на узб.яз.). Ташкент, Изд.- «Янги аср авлоди», 2007. — 166 с.
- Нигматова Ф., Хасанбаева Г., Исаева И. Специальное рисование и графика костюма. (на узб.яз.). Ташкент, Изд.- «Янги аср авлоди», 2007. — 196 с.