Развитие средств массовой информации неразрывно связано с преобразованиями в общественных структурах и взаимоотношениях. На современном этапе, когда происходит глобализация экономики, да и остальные сферы стремительно развиваются, а у социума появляется всё больше потребностей в качественном продукте, СМИ также претерпевают трансформацию. В постсоветской России эти процессы не были так заметны, но на данном этапе экономика современной России развивается в нескольких направлениях, как внутри страны, так и в соответствии внешними процессами. На данном этапе СМИ производят такой же товар общего потребления, как и остальные участники рыночных взаимоотношений. Особенно эти тенденции стали заметны на рубеже ХХ и ХХI веков. За 15 лет нового века в стране активными темпами шло развитие экономики государства, что в свою очередь послужило мощным активатором изменений и в структуре СМИ. СМИ и телекоммуникаций является неотъемлемой и значительной частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия ХХ века стала важнейшей частью национальной экономики в наиболее развитых странах мира [1, с.25].
Тенденции нынешнего дня таковы, что каждый участник медиаиндустрии производит свой индивидуализированный товар, и каждый потребитель находит свою отдельную продукцию при этом каждого слушателя, зрителя, читателя интересует не только содержание, но и скорость получения информации. Прежде эффективные бизнес-модели утратили свои позиции вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой изначально строилась экономика СМИ. Современное общество, условно называемое потребительским, успешно пользуется всеми инструментами, которое предоставляет активно развивающиеся IT- корпорации. Если в 2004 году интернет-пользователями являлись менее 15 % населения России, то уже в конце 2013 этот показатель увеличился почти до 70 %. В абсолютных цифрах по данным ФОМ, на осень 2013 года в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет. Это более 57 % всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно [6].
Безусловно, ведущие медиакорпорации успешно отслеживают все происходящие изменения в структуре информационных потоков и стремятся быть лидерами в создании тенденций. Пришлось меняться и остальным традиционным СМИ. Радио- и телеканалы, газеты — все они сейчас существуют в сети интернет, становясь максимально доступными наибольшему числу потребителей. При этом никто из них не отказывается от традиционных вариантов. Это лишь подтверждает факт, что СМИ — не абсолютно взаимозаменяемые товары, так же как и с точки зрения организации досуга не все способы проведения времени абсолютно идентичны [1, с.129]. Поскольку в условиях рыночной экономики главное — обеспечить свои потребности, а также получить прибыль, рекламодатели очень взвешенно подходят к вопросу стратегического партнёрства, ставя перед собой приоритеты в выборе источника рекламы. И в данном случае те печатные издания, которые имеют свои интернет-сайты, более выгодны для клиентов: им можно предлагать более широкий спектр услуг, чем конкуренты, не присутствующие в сети интернет. На данный момент в России, как и в других развитых странах, информационное пространство находится в пиковой точке: не происходит резких изменений от одного источника к другому. Это характерно и для интернета: с осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9 % — это самый низкий показатель за последние десять лет. Тем не менее, в абсолютных цифрах это более 5 миллионов человек. [Данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог за январь/февраль 2014 года.]. Теперь исследователи наблюдают внутрисетевые изменения. Резко выросла суточная аудитория. За последние три года стало на 80 % больше интернет-пользователей, которые каждый день заходят в сеть. Такие тенденции не остаются незамеченными и всё больше печатных изданий расширяют свои предложения именно в интернете.
Данная стратегия является приоритетной в общих тенденциях развития медиаиндустрии. А поскольку IT-технологии развиваются с каждым днём, то этот процесс будет продолжаться. В современную жизнь развитых государств прочно вошли различные коммуникационные устройства, позволяющие выйти в интернет с любой точки, без привязки к конкретному операционному устройству. Это неизменно приведет к дальнейшему развитию сетевых изданий, их присутствию в социальных сетях, где борьба за аудиторию будет более острой, а конкуренция по-прежнему высокой. Таким образом, перед многими печатными изданиями встанет вопрос о выживаемости в частности и присутствия на медиарынке вообще, и им придётся искать свои пути для дальнейшего развития и существования [4].
Прежде эффективные бизнес-модели утратили свои позиции вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой изначально строилась экономика СМИ. Онлайновые медиа комбинируют традиционные для медиаиндустрии источники доходов — рекламу в Интернет-СМИ, продажу цифрового контента аудитории — с новыми, такими как поминутная оплата трафика, доходы от электронной коммерции продажа персональных данных клиентов, активное внедрение подписки на все виды медиаконтента. Трансформация печатного издания в сетевое на сегодняшний день является логичным проявлением тех изменений, которым подвержено само общество в условиях «размывания» территориальных границ и интеграционных процессов.
Для печатных периодических изданий на данный момент есть два варианта пути развития: или «угасание» за счет ежегодного ухудшения показателей, или адаптация к изменяющемуся рынку и применение новых форм, в том числе использование потенциала цифровых медиа. Грядущую эпоху средства массовой информации эксперты характеризуют явлением конвергенции, сближением различных каналов предоставления информации. Все большую роль играют новые технологии, и издателям нужно освоить их. [7]
Как мы отмечали выше, реорганизационные процессы продолжаются и на данный момент. Специалистам трудно предсказать, каким окажется конечный продукт, какая бизнес-модель будет наиболее эффективна. При этом, проводя редакционную политику на получение максимальной прибыли, нельзя забывать, что СМИ стали одним из важнейших институтов общества, организатором и медиатором политических процессов, средством формирования личности, национальной идентификации, сохранения культуры и традиций, инструментов воздействия на сознание граждан.
На территории распространения газеты «Приазовские степи» Ейский район Краснодарского края — существует жесткая конкуренция за «своего читателя». Жители района (а это 150 тысяч человек) имеют возможность приобретать (подписываться) 3 издания, среди которых два еженедельника. В последнее время сильную конкуренцию составляет открытый доступ в Интернет, где можно узнать ответы, о новинках и, конечно же, новости муниципалитета, региона, страны в целом. То есть, выбор перед читательской аудиторией огромен. И чтобы не потерять позиции в этой ситуации, в редакции разработали маркетинговый план (меняется в зависимости от колебаний спрос-предложение), основанный на привлечении новых потенциальных рекламодателей и расширения аудитории. В первую очередь, был рассмотрен информационный рынок ареала распространения газеты. [2, с.48].
В 2015 году редактору газеты пришлось применять действительно инновационные подходы к вопросу стабилизации экономических показателей и получения прибыли. В прошлом газета являлась государственным инструментом, перед коллективом вообще не стояла цель заработка, главным было — донести до конечного потребителя информацию, в том числе о работе местных и региональных властей. При том, что в прошлом на логистику требовалось гораздо меньше средств и газета сама по себе была прибыльным предприятием, осуществлялось дополнительное финансирование от учредителей, частично — от местных властей. Даже с учётом рыночных отношений, газета и её коллектив, являясь ГУП КК — государственным унитарным предприятием Краснодарского края и входящим в структуру «Периодики Кубани», всегда могли рассчитывать на адекватное взаимопонимание с властями и определённый источник финансирования. Сейчас все поменялось в корне. Став обществом с ограниченной ответственностью, именно редактор, как генеральный директор предприятия, вынужден принимать соответствующие меры и действия для максимального получения прибыли. До 2015 года газета выходила пять раз в неделю. С 2015 г. — три раза.
Так, в четвёртом квартале 2014 года были взяты в разработку несколько проектов, цель которых не только дополнительный заработок, но и формирование позитивного имиджа краевой власти у местных жителей. Условия договора схематично таковы: на страницах газеты в течение 2–3 месяцев должны быть опубликованы 27 газетных полос о работе краевых властей на всех уровнях, областях и сферах жизни общества. За это газета получит более двух миллионов рублей.
Появились и менее глобальные предложения для местных рекламодателей. Например, календарь на следующий год с рекламными модулями. Спецпроект «Новогоднее предложение» (большая часть площадей — рекламные модули, визитки, бонусные карты) поможет продавцам и покупателям найти друг друга в пик предновогодних распродаж, а газете — заработать.
Запущен и успешно работает коммерческий проект для конкретной фирмы, сети магазинов «Экстрамаркет. При его разработке учитывалась стоимость всей полосы (14 тысяч рублей). Договор заключён сроком на один год, периодичность печати — один раз в неделю. Таким образом, это принесёт газете дополнительные 172 тысячи рублей. Разработано и успешно реализуется коммерческое предложение «Медпост», полезно-познавательная страница с доходом 120 тысяч рублей в год. В такой ситуации (рекламодатели снижают бюджеты на рекламу, вырастают затраты на услуги почты, растут цены на типографию) генеральный директор предприятия принимает решение о снижении тиражей, и, соответственно, количества выпускаемых полос в неделю. Данный проект заработает только в следующем году — подписчики уже оплатили ежедневный выпуск газеты до конца 2014 года.
Начиная с 2015 года один из номеров газеты, который выходит по пятницам, на 50 % печатается цветном варианте. Это увеличило читательскую аудиторию и помогло стабилизировать основной тираж. Сейчас, как и многие другие издания, районная газета предлагает жителям подписку четвергового номера (толстушки) с программой, а также в полном объеме, т. е. на трехразовый выпуск. Еще одним пунктом стратегического развития предприятия стало приобретение мини-типографии. Это именно стратегическое решение, поскольку затраты, понесённые на данном этапе деятельности предприятия, окупятся в течение не менее двух лет. Но это капиталовложение стратегически важно для редакции, поскольку продукция типографий востребована и пользуется спросом. В целом, в редакции выработана система продвижения конечного продукта — газеты, которая опиралась на конкретные исследования последних лет, выполненные ведущими научными деятелями. Кроме того, в данный момент разрабатывается четкая и понятная система дополнительного стимулирования коллектива (не только творческих сотрудников, которые традиционно получают гонорары), в том числе — верстальщиков, корректора и др. технических специалистов. Для ООО «Редакция газеты «Приазовские степи» один из перспективных шагов — расширение подписчиков в соцсетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники. Везде созданы аутентичные страницы издания, где выкладываются не только оригиналы статей [8, с.241]. Это различные фоторепортажи, оперативная информация о сиюминутных событиях и происшествиях. Также рассматривается вопрос о создании PDF публикаций, архива официальных документов районной, городской, поселковой администраций «Муниципальный вестник». Таким образом можно заинтересовать новых рекламодателей на новые площадки и медиаресурсы. Необходимо отметить, что к концу 2016 года доля доходов от рекламы в интернете составила всего лишь 1 % от общего заработка от рекламы печатного издания. Безусловно, рекламодатели заинтересованы в баннерах на страницах сайта, поступает минимум заказов на рекламу в соцсетях.
Одним из перспективных направлений распространения газеты является электронная подписка. В дальнейшей перспективе считаем необходимым развитие мультимедийных проектов, проведение вебинаров, в он-лайн режиме пресс-конференций с представителями власти, бизнеса, силовых структур. В дальнейшем считаем необходимым развивать такие источники доходов СМИ в Интернете, как привлечение трафика на онлайн магазины партнёров посредством интеграции в тексты статей ссылок перехода на них.
Литература:
- Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран Учеб.пособие М.: Аспект Пресс 2003.
- Вартанова Е. Основы медиабизнеса Учеб. пособие М.: Аспект Пресс 2003.
- Кузнецов Б. Экономика и организация издательской деятельности Учебник для вузов М.: АСТ Астрель, 2006.
- Назаров А. А. Коммуникативные стратегии периодических печатных изданий на региональном информационном рынке: автореф. дисс. канд. филол. наук. — М.: 2005. — 24 с.
- Состояние и перспективы развития рынка прессы в России URL:https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2016/07/12/135057.phtml (дата обращения 08.09.2016)
- Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Октябрь, 2014 URL:http://fom.ru/SMI-i-internet/11772 (дата обращения 20.01.2017).
- Хлопунова О. В. Виртуальные выпуски в Сети: опыт регионов/ Вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. № 1 (2). 2016. С.30–33.
- Чернатони Л. Брендинг. Как создать мощный бренд: учебник: пер. с. англ. Л.Богомоловой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — 558 c.