Трансформация модели издания под влиянием цифровых технологий на примере газеты «Приазовские степи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Шкетова, М. В. Трансформация модели издания под влиянием цифровых технологий на примере газеты «Приазовские степи» / М. В. Шкетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39590/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие средств массовой информации неразрывно связано с преобразованиями в общественных структурах и взаимоотношениях. На современном этапе, когда происходит глобализация экономики, да и остальные сферы стремительно развиваются, а у социума появляется всё больше потребностей в качественном продукте, СМИ также претерпевают трансформацию. В постсоветской России эти процессы не были так заметны, но на данном этапе экономика современной России развивается в нескольких направлениях, как внутри страны, так и в соответствии внешними процессами. На данном этапе СМИ производят такой же товар общего потребления, как и остальные участники рыночных взаимоотношений. Особенно эти тенденции стали заметны на рубеже ХХ и ХХI веков. За 15 лет нового века в стране активными темпами шло развитие экономики государства, что в свою очередь послужило мощным активатором изменений и в структуре СМИ. СМИ и телекоммуникаций является неотъемлемой и значительной частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия ХХ века стала важнейшей частью национальной экономики в наиболее развитых странах мира [1, с.25].

Тенденции нынешнего дня таковы, что каждый участник медиаиндустрии производит свой индивидуализированный товар, и каждый потребитель находит свою отдельную продукцию при этом каждого слушателя, зрителя, читателя интересует не только содержание, но и скорость получения информации. Прежде эффективные бизнес-модели утратили свои позиции вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой изначально строилась экономика СМИ. Современное общество, условно называемое потребительским, успешно пользуется всеми инструментами, которое предоставляет активно развивающиеся IT- корпорации. Если в 2004 году интернет-пользователями являлись менее 15 % населения России, то уже в конце 2013 этот показатель увеличился почти до 70 %. В абсолютных цифрах по данным ФОМ, на осень 2013 года в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет. Это более 57 % всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно [6].

Безусловно, ведущие медиакорпорации успешно отслеживают все происходящие изменения в структуре информационных потоков и стремятся быть лидерами в создании тенденций. Пришлось меняться и остальным традиционным СМИ. Радио- и телеканалы, газеты — все они сейчас существуют в сети интернет, становясь максимально доступными наибольшему числу потребителей. При этом никто из них не отказывается от традиционных вариантов. Это лишь подтверждает факт, что СМИ — не абсолютно взаимозаменяемые товары, так же как и с точки зрения организации досуга не все способы проведения времени абсолютно идентичны [1, с.129]. Поскольку в условиях рыночной экономики главное — обеспечить свои потребности, а также получить прибыль, рекламодатели очень взвешенно подходят к вопросу стратегического партнёрства, ставя перед собой приоритеты в выборе источника рекламы. И в данном случае те печатные издания, которые имеют свои интернет-сайты, более выгодны для клиентов: им можно предлагать более широкий спектр услуг, чем конкуренты, не присутствующие в сети интернет. На данный момент в России, как и в других развитых странах, информационное пространство находится в пиковой точке: не происходит резких изменений от одного источника к другому. Это характерно и для интернета: с осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9 % — это самый низкий показатель за последние десять лет. Тем не менее, в абсолютных цифрах это более 5 миллионов человек. [Данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог за январь/февраль 2014 года.]. Теперь исследователи наблюдают внутрисетевые изменения. Резко выросла суточная аудитория. За последние три года стало на 80 % больше интернет-пользователей, которые каждый день заходят в сеть. Такие тенденции не остаются незамеченными и всё больше печатных изданий расширяют свои предложения именно в интернете.

Данная стратегия является приоритетной в общих тенденциях развития медиаиндустрии. А поскольку IT-технологии развиваются с каждым днём, то этот процесс будет продолжаться. В современную жизнь развитых государств прочно вошли различные коммуникационные устройства, позволяющие выйти в интернет с любой точки, без привязки к конкретному операционному устройству. Это неизменно приведет к дальнейшему развитию сетевых изданий, их присутствию в социальных сетях, где борьба за аудиторию будет более острой, а конкуренция по-прежнему высокой. Таким образом, перед многими печатными изданиями встанет вопрос о выживаемости в частности и присутствия на медиарынке вообще, и им придётся искать свои пути для дальнейшего развития и существования [4].

Прежде эффективные бизнес-модели утратили свои позиции вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой изначально строилась экономика СМИ. Онлайновые медиа комбинируют традиционные для медиаиндустрии источники доходов — рекламу в Интернет-СМИ, продажу цифрового контента аудитории — с новыми, такими как поминутная оплата трафика, доходы от электронной коммерции продажа персональных данных клиентов, активное внедрение подписки на все виды медиаконтента. Трансформация печатного издания в сетевое на сегодняшний день является логичным проявлением тех изменений, которым подвержено само общество в условиях «размывания» территориальных границ и интеграционных процессов.

Для печатных периодических изданий на данный момент есть два варианта пути развития: или «угасание» за счет ежегодного ухудшения показателей, или адаптация к изменяющемуся рынку и применение новых форм, в том числе использование потенциала цифровых медиа. Грядущую эпоху средства массовой информации эксперты характеризуют явлением конвергенции, сближением различных каналов предоставления информации. Все большую роль играют новые технологии, и издателям нужно освоить их. [7]

Как мы отмечали выше, реорганизационные процессы продолжаются и на данный момент. Специалистам трудно предсказать, каким окажется конечный продукт, какая бизнес-модель будет наиболее эффективна. При этом, проводя редакционную политику на получение максимальной прибыли, нельзя забывать, что СМИ стали одним из важнейших институтов общества, организатором и медиатором политических процессов, средством формирования личности, национальной идентификации, сохранения культуры и традиций, инструментов воздействия на сознание граждан.

На территории распространения газеты «Приазовские степи» Ейский район Краснодарского края — существует жесткая конкуренция за «своего читателя». Жители района (а это 150 тысяч человек) имеют возможность приобретать (подписываться) 3 издания, среди которых два еженедельника. В последнее время сильную конкуренцию составляет открытый доступ в Интернет, где можно узнать ответы, о новинках и, конечно же, новости муниципалитета, региона, страны в целом. То есть, выбор перед читательской аудиторией огромен. И чтобы не потерять позиции в этой ситуации, в редакции разработали маркетинговый план (меняется в зависимости от колебаний спрос-предложение), основанный на привлечении новых потенциальных рекламодателей и расширения аудитории. В первую очередь, был рассмотрен информационный рынок ареала распространения газеты. [2, с.48].

В 2015 году редактору газеты пришлось применять действительно инновационные подходы к вопросу стабилизации экономических показателей и получения прибыли. В прошлом газета являлась государственным инструментом, перед коллективом вообще не стояла цель заработка, главным было — донести до конечного потребителя информацию, в том числе о работе местных и региональных властей. При том, что в прошлом на логистику требовалось гораздо меньше средств и газета сама по себе была прибыльным предприятием, осуществлялось дополнительное финансирование от учредителей, частично — от местных властей. Даже с учётом рыночных отношений, газета и её коллектив, являясь ГУП КК — государственным унитарным предприятием Краснодарского края и входящим в структуру «Периодики Кубани», всегда могли рассчитывать на адекватное взаимопонимание с властями и определённый источник финансирования. Сейчас все поменялось в корне. Став обществом с ограниченной ответственностью, именно редактор, как генеральный директор предприятия, вынужден принимать соответствующие меры и действия для максимального получения прибыли. До 2015 года газета выходила пять раз в неделю. С 2015 г. — три раза.

Так, в четвёртом квартале 2014 года были взяты в разработку несколько проектов, цель которых не только дополнительный заработок, но и формирование позитивного имиджа краевой власти у местных жителей. Условия договора схематично таковы: на страницах газеты в течение 2–3 месяцев должны быть опубликованы 27 газетных полос о работе краевых властей на всех уровнях, областях и сферах жизни общества. За это газета получит более двух миллионов рублей.

Появились и менее глобальные предложения для местных рекламодателей. Например, календарь на следующий год с рекламными модулями. Спецпроект «Новогоднее предложение» (большая часть площадей — рекламные модули, визитки, бонусные карты) поможет продавцам и покупателям найти друг друга в пик предновогодних распродаж, а газете — заработать.

Запущен и успешно работает коммерческий проект для конкретной фирмы, сети магазинов «Экстрамаркет. При его разработке учитывалась стоимость всей полосы (14 тысяч рублей). Договор заключён сроком на один год, периодичность печати — один раз в неделю. Таким образом, это принесёт газете дополнительные 172 тысячи рублей. Разработано и успешно реализуется коммерческое предложение «Медпост», полезно-познавательная страница с доходом 120 тысяч рублей в год. В такой ситуации (рекламодатели снижают бюджеты на рекламу, вырастают затраты на услуги почты, растут цены на типографию) генеральный директор предприятия принимает решение о снижении тиражей, и, соответственно, количества выпускаемых полос в неделю. Данный проект заработает только в следующем году — подписчики уже оплатили ежедневный выпуск газеты до конца 2014 года.

Начиная с 2015 года один из номеров газеты, который выходит по пятницам, на 50 % печатается цветном варианте. Это увеличило читательскую аудиторию и помогло стабилизировать основной тираж. Сейчас, как и многие другие издания, районная газета предлагает жителям подписку четвергового номера (толстушки) с программой, а также в полном объеме, т. е. на трехразовый выпуск. Еще одним пунктом стратегического развития предприятия стало приобретение мини-типографии. Это именно стратегическое решение, поскольку затраты, понесённые на данном этапе деятельности предприятия, окупятся в течение не менее двух лет. Но это капиталовложение стратегически важно для редакции, поскольку продукция типографий востребована и пользуется спросом. В целом, в редакции выработана система продвижения конечного продукта — газеты, которая опиралась на конкретные исследования последних лет, выполненные ведущими научными деятелями. Кроме того, в данный момент разрабатывается четкая и понятная система дополнительного стимулирования коллектива (не только творческих сотрудников, которые традиционно получают гонорары), в том числе — верстальщиков, корректора и др. технических специалистов. Для ООО «Редакция газеты «Приазовские степи» один из перспективных шагов — расширение подписчиков в соцсетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники. Везде созданы аутентичные страницы издания, где выкладываются не только оригиналы статей [8, с.241]. Это различные фоторепортажи, оперативная информация о сиюминутных событиях и происшествиях. Также рассматривается вопрос о создании PDF публикаций, архива официальных документов районной, городской, поселковой администраций «Муниципальный вестник». Таким образом можно заинтересовать новых рекламодателей на новые площадки и медиаресурсы. Необходимо отметить, что к концу 2016 года доля доходов от рекламы в интернете составила всего лишь 1 % от общего заработка от рекламы печатного издания. Безусловно, рекламодатели заинтересованы в баннерах на страницах сайта, поступает минимум заказов на рекламу в соцсетях.

Одним из перспективных направлений распространения газеты является электронная подписка. В дальнейшей перспективе считаем необходимым развитие мультимедийных проектов, проведение вебинаров, в он-лайн режиме пресс-конференций с представителями власти, бизнеса, силовых структур. В дальнейшем считаем необходимым развивать такие источники доходов СМИ в Интернете, как привлечение трафика на онлайн магазины партнёров посредством интеграции в тексты статей ссылок перехода на них.

Литература:

  1. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран Учеб.пособие М.: Аспект Пресс 2003.
  2. Вартанова Е. Основы медиабизнеса Учеб. пособие М.: Аспект Пресс 2003.
  3. Кузнецов Б. Экономика и организация издательской деятельности Учебник для вузов М.: АСТ Астрель, 2006.
  4. Назаров А. А. Коммуникативные стратегии периодических печатных изданий на региональном информационном рынке: автореф. дисс. канд. филол. наук. — М.: 2005. — 24 с.
  5. Состояние и перспективы развития рынка прессы в России URL:https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2016/07/12/135057.phtml (дата обращения 08.09.2016)
  6. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Октябрь, 2014 URL:http://fom.ru/SMI-i-internet/11772 (дата обращения 20.01.2017).
  7. Хлопунова О. В. Виртуальные выпуски в Сети: опыт регионов/ Вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. № 1 (2). 2016. С.30–33.
  8. Чернатони Л. Брендинг. Как создать мощный бренд: учебник: пер. с. англ. Л.Богомоловой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — 558 c.
Основные термины (генерируются автоматически): газета, Интернет, экономика СМИ, PDF, читательская аудитория, усиливающаяся фрагментация, Россия, рекламодатель, реклама, процесс, Приазовский, печатное издание, массовая информация, массовая аудитория, Краснодарский край, конечный продукт, издание, дальнейшее развитие, генеральный директор предприятия.


Похожие статьи

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Изучение темы "Алюминий и его свойства" при помощи инновационных технологий «Круговерть»

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного развития на примере города Оренбурга

Эколингвистика. Медийный экологический дискурс (на примере казахстанской дву-язычной газеты «Экологический курьер»)

Репрезентация концепта «кризис» в медийном дискурсе (на примере ежедневных изданий на русском и китайском языках)

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере событийного туризма на примере фестиваля водных брызг в городе Куньмин (Китай)

Похожие статьи

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Изучение темы "Алюминий и его свойства" при помощи инновационных технологий «Круговерть»

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного развития на примере города Оренбурга

Эколингвистика. Медийный экологический дискурс (на примере казахстанской дву-язычной газеты «Экологический курьер»)

Репрезентация концепта «кризис» в медийном дискурсе (на примере ежедневных изданий на русском и китайском языках)

Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения»

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере событийного туризма на примере фестиваля водных брызг в городе Куньмин (Китай)

Задать вопрос