Ключевые слова: сенсорно-перцептивные процессы, пространственные представления, мобильность, ориентир, средства ориентировки
Экспериментальные материалы отечественных ученых показали, что как зрение, так и осязание направлены на отражение объективных предметов и объектов окружающего мира и что они адекватно воспроизводят одинаковые физические свойства предметов, но различными способами [8, с.41].
Исследования, посвященные особенностям восприятия пространства незрячими, свидетельствуют и о том, что слепые дошкольники имеют возможность симультанно воспринимать объекты познания при системном использовании сохранных анализаторов. Восприятие окружающего мира происходит неразрывно с развитием речи и мышления, с помощью которых слепые дошкольники абстрагируют и обобщают признаки и свойства воспринимаемых предметов. Позитивные изменения в восприятии окружающей среды наблюдаются у детей с появлением в их словарном запасе специальных слов, обозначающих форму, размеры, отношения, расположение, качество и т. д. предметов и объектов. Обогащение словарного запаса, овладение речью расширяет возможности слепых детей в восприятии окружающей действительности, в формировании психического образа.
В прямой зависимости от восприятия объектов познания находятся представления, в которых отражаются ранее воспринятые свойства и признаки предметов. Изучение представлений слепых отечественными исследователями (М. И. Земцовой, В. А. Кручининым, Б. И. Коваленко, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Е. Б. Островской, B. C. Сверловым, Л. И. Солнцевой, Ф. Н. Шемякиным и др.) свидетельствует о том, что «пространственные представления незрячих хотя и имеют некоторые особенности, в целом адекватно отражают внешний мир» [8, с.43]. Так, А. Г. Литвак пишет: «Особенности представлений слепых свидетельствуют, что их образы памяти в большей своей части менее точны, полны, обобщены по сравнению с представлениями нормально видящих, что зрительные и осязательные образы имеют существенные различия, однако представления, которыми оперируют слепые в том или иной степени, адекватно отражают действительность» [5, с.171].
Способность слепого ориентироваться в пространстве находится в прямой зависимости от уровня сформированное у него пространственных представлений. Между тем, создание у слепых правильных образов — очень важная и трудновыполнимая задача.
Первостепенное значение в деятельности слепых дошкольников имеют сенсорно-перцептивные процессы, в структуре которых можно выделить действия по различению, отбору, переработке информации и созданию на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности. Сенсорно-перцептивные процессы слепого ребенка основаны на системной деятельности сохранных анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и др.), каждый из которых вносит в эту систему свой специфический вклад. Все это необходимо учитывать при работе по пространственной ориентации детей дошкольного возраста.
Рассматривая особенности ориентации слепых дошкольников, мы назовем средства развития их мобильности. Под мобильностью понимают «безопасное и эффективное передвижение в окружающей среде» [6, с.74]. С этой целью используются ориентиры, формирующие для слепого срочную информацию об окружающем пространстве. Ориентиры позволяют локализировать (выделить) себя и окружающие предметы для определения своего местоположения и организовать контроль над направлением перемещения в пространстве. Умение воспринимать ориентиры определяет мобильность слепого в окружающей среде.
Ориентир — это указатель на что-либо (местонахождение предмета, направление пути и т. п.). Ориентирами могут быть стороны горизонта (север, юг, запад, восток), запахи, звуки. Ориентиры могут быть опорными, промежуточными, контрольными. «К опорным ориентирам относятся естественные и искусственные объекты, хорошо известные всем или большинству жителей данного города или сельской местности. При ориентировке люди обычно используют опорные и промежуточные ориентиры. Промежуточные ориентиры помогают выбрать и сохранить направление пути. Они могут быть постоянными и временными. Контрольные ориентиры позволяют определить свое положение на местности» [6, с. 75]. Различают зрительные, слуховые, обонятельные ориентиры, т. е. в зависимости от вида чувствительности, на основе которой они создаются. Однако у детей с нарушением зрения в процессе ориентирования в пространстве не представляется возможным осуществлять восприятие необходимых ориентиров без использования вербальных и технических средств. Умелое применение специальных средств при ориентации в пространстве оказывает значительное влияние на формирование мобильности слепого.
К техническим средствам относят ориентирующие приспособления, например, устройство «звуковой маяк», созданный И. Р. Тиновским и Н. В. Мошенниковым, который помогает слепым детям ориентироваться при выполнении локомоторных действий (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях в цель и т. д.). Интересным является применение радиосвязи, описанное Л. А. Семеновым и Л. И. Солнцевой [11, с.37]. Значение имеют средства «направленного прочувствования движений», которые участвуют в формировании двигательных способностей детей [8, с.46]. Некоторое распространение в практике ориентировки получил ультразвуковой локатор, изготовленный в Англии, — «Ультрасонник». На основе звукового сигнала, изменяющегося по тембру и частоте, можно обнаружить такие препятствия, как стол, строение, забор и т. п. Используется в ориентировке и ультразвуковой локатор «Ориентир», напоминающий фонарик. «Если узкий луч фонарика попадает на препятствие, то в миниатюрном головном телефоне возникает определенный сигнал. По высоте тона можно судить о расстоянии до обнаруженного предмета, по тембру — о его характере, а изменение высоты сигнала предупредит, что предмет движется. Таким образом, можно обозревать местность в радиусе до десяти метров» [9, с.54].
Технические средства ориентирования для слепых основываются на создании звукового или тактильного сигнала, обеспечивающего формирование информации о собственном передвижении слепого в пространстве.
К средствам ориентировки также относятся фоноскоп Р. С. Муратова, приборы В. Старкович и Т. Кулишевского, дающие тактильные сигналы на кожу лба.
Однако особое практическое значение в формировании умений и навыков мобильности в пространстве у слепых детей имеют трости (обычные, длинные, складные, лазерные). Трости отличаются по длине, материалу, форме ручек и наконечников. Они «расширяют зону осязательного обследования, помогают слепым обнаруживать различные ориентиры и препятствия, трости выполняют функции щупа, буфера, генератора звука» [6, с.75]. Трость является основным и одним из самых универсальных технических средств ориентирования.
Далее рассмотрим вербальные средства наглядности, играющие важнейшую роль в получении информации об окружающих слепого предметах и объектах. В результате речевого общения происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение отражения действительности. В процессе самостоятельного передвижения в пространстве слепой вынужден обращаться к прохожим для подтверждения представления о своем положении на маршруте или месте того объекта, к которому он идет. У прохожих незрячий может узнать всю необходимую ему информацию.
Следовательно, роль средств наглядности при формировании умений и навыков ориентирования и мобильности у слепых учащихся сводится к получению срочной информации об окружающем пространстве, без которой невозможно самостоятельное передвижение слепого.
Работа по развитию пространственных представлений у слепых детей дошкольного возраста направлена на реализацию следующих основных задач:
– формировать умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам;
– развивать представления о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям;
– развивать умение самостоятельно употреблять предлоги, которые обозначают расположение объектов в пространстве в речи [4, с.139].
Литература:
- Абеноваˈ А.ˈ К.ˈ Развитиеˈ ориентировкиˈ вˈ пространствеˈ уˈ детейˈ сˈ нарушениямиˈ зренияˈ //ˈ Молодойˈ ученый.ˈ — 2014.ˈ — № 6.ˈ -ˈ С.ˈ 669–671.
- Дружининаˈ Л.А.ˈ Коррекционнаяˈ работаˈ вˈ детскомˈ садуˈ дляˈ детейˈ сˈ нарушениямиˈ зрения:ˈ Методическоеˈ пособиеˈ.ˈ — М.:ˈ Издательствоˈ «Экзамен»,ˈ 2006. — 374 с.
- Месснер А. Способы слепых ориентировке в пространстве // Слепец. — 1980. — № 9. — С. 68–71; № 10. — С. 74–76.
- Миллер В. Ф. Актуальные проблемы социальной адаптации инвалидов по зрению и некоторые пути их решения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 6. — С. 56–62.
- Никольская Т. Н., Романова М. А. Технология применения средств наглядности как эффективной формы обучения слепых детей пространственной ориентировке: Сборник материалов научно-практической конференции. — Н.Новгород: НГПУ, 1994. — С.41–46.
- Петров Ю. И. Садчиков А. П. Блинникова И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. — М.: ВОС, 1989. — 70 с.
- Подколзина Е. Н.ˈ Пространственнаяˈ ориентировкаˈ дошкольниковˈ сˈ нарушениемˈ зренияˈ.ˈ –ˈ М.ˈ:Линка-Пресс,ˈ 2009.ˈ –ˈ 169 с.
- Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.: ВОС, 1989. — 80 с.