История развития государственного заказа в России насчитывает несколько столетий. К числу общих первых правовых законодательных актов можно отнести Указ царя Алексея Михайловича, принятого 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки. Вполне за определенный объем доставляемого груза могла назначаться конкретная розничная цена в размере 40 копеек или 55 копеек или же 1,5 рубля. На подобных условиях фактический подрядчик обязывался отвезти хлеб в город Смоленск, при всем этом он в полной мере освобождался от государственной пошлины.
В начале XVIII в. сформировался аппарат общероссийского центрального управления государством, который подчинялся Сенату, а также действовал целый ряд канцелярий, контор и приказов. Одним из таких ведомств была Канцелярия подрядных дел, созданная в 1715 г. для управления делами по казенным подрядам и сборам недоимок с губерний.
В этот период все объявления о проводимых конкурсах могли быть вывешены на всех воротах города, для того чтобы лица, которые покидают или входят в город. Рассматриваемые вопросы продаж и поставок непосредственно курировала Канцелярия подрядных дел.
В период правления Петра I издается несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих заключение государственных контрактов по различным направлениям, таким как: поставка провианта и фуража, строительство казенных дорог.
В начале июня 1721 года было принято решение принять Сенатский Указ об осуществлении борьбы с ненастоящими ценами и коррупцией. С лиц, получивших слишком высокие цены и тем самым нанесших значительные убытки казне требовали переплаченные деньги и штраф.
В то время когда непосредственно возникала насущная необходимость подряда, нужно было произвести выписку билетов с фактическим указыванием нанимаемого подряда, определенного времени и фактическое место, в которое обязывались прибыть соискатели данного подряда. Обычно это была канцелярия обер-комиссара от подряда и покупки.
Все билеты должны быть отправлены полицмейстеру. Одновременно шла рассылка необходимых билетов в администрации других городов.
В 1775–1776 годы была полностью проведена одна из наиболее важных радикальных реформ госуправления. Узаконенный акт, по которому осуществлялось данное реформирование, в дальнейшем получил именование «Учреждение о губерниях». Все функции проведения подобных мероприятий передавались во вновь созданную так называемую Казенную палату. Именно ей в полной мере доверялось осуществлять заключение контрактов на такие суммы как 10 000 рублей на сроки продолжительностью более 4 лет.
Важную роль в развитии института госзаказа в России сыграло «Положение о казенных подрядах и поставках» (1900–1917 гг.).
После государственного переворота 1917 г. процесс формирования отечественного законодательства о государственных закупках был повернут вспять. Декретом СНК от 21.01.1919 г. «О заготовке продовольственных продуктов» [1] был установлен прямой запрет на заготовку и провоз продуктов любым организациям, кроме государственных органов продовольствия и их контрагентов.
В начале НЭПа закон устанавливал, что заготовки льна, пушнины могли осуществлять только специальные государственные органы, а уже в феврале — апреле 1922 г. монополия на эти продукты была ликвидирована. Возникают и другие виды договоров, такие как комиссии и поставки, которые использовались с целью заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья для государственных нужд.
Договор контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции как организационно-правовая форма закупок применялся с 1925 г. Договор контрактации существенно отличался от обычного гражданско-правового договора купли-продажи рядом специфических черт, таких как применением стимулирования за повышение урожайности сельскохозяйственных культур; авансированием товаропроизводителей деньгами; снабжением их семенами и минеральными удобрениями.
Постановлением СНК от 07.10.1929 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства» [2] раскрывалось содержание этого договора. В нем на хозяйство возлагалась обязанность по четкому выполнению планового государственного задания на засев определенной площади и сдачу соответствующего количества сельхозпродукции.
На протяжении 1918–1930 годов (за исключением НЭПа) закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды носили административно-командный характер, а не договорной.
В последующий советский период государственный заказ связывался только с обеспечением важных функций государства, поэтому вместо института госзаказа действовала колоссальная система Госснаба.
Торговые мероприятия могли назначаться трех конкретных видов: торги при помощи напечатанных объявлений, торги устные, и торги смешанного характера. Устные торги всегда производились в непосредственном присутствии назначенных ведомств определенных чиновников или же каких-либо депутатов, а также всех желающих принять участие в подобных мероприятиях. Фактический победитель торгов понуждался дать подписку о личном исполнении подряда на условиях, оглашенных на торгах.
При осуществлении проведения смешанных торговых мероприятий в первую очередь велся устный торг со всеми присутствующими, а после были рассмотрены все поданные или присланные при помощи почты объявления. В конечном результате могло быть выявлено конкретное лицо, которое сделало наиболее выгодное для существующей казны предложение, с которым в конце концов и заключался договор.
С того времени конкурсная система российских государственных закупок развивалась и совершенствовалась вплоть до 30-х годов XX века.
В период 1991–1992 гг. произошел крах системы Госснаба. Применявшиеся с 1992 г. на территории России Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, действовал Закон от 28.05.1992 г. Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [3].
В 1997 году была проведена первая реформа системы госзакупок, которая стартовая изданием Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» [4]. Во исполнение данного Указа и распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 1047-р [5] были утверждены Методические рекомендации по проведению торгов.
Закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» был призван регулировать отношения, возникающие между организатором конкурса и поставщиками в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.
В июле 2005 года законопроект был принят Государственной Думой как Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Были предусмотрены и регламентированы различные способы этой процедуры, такие как торги в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах). Закон определил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Важную роль в развитии основ правовой защиты прав участников системы госзакупок сыграл Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6].
27 октября 2006 года было принято Постановление Правительства РФ № 631 [7]. Согласно данному постановлению, совместные торги могут проводиться при наличии не менее чем у 2 заказчиков, уполномоченных органов потребности в одноименных товарах, одноименных работах, одноименных услугах.
Со временем в Российской Федерации была сформирована уникальная система размещения государственных заказов, состоящая из единого общероссийского портала (www.zakupki.gov.ru) и 5 электронных площадок, отобранных Минэкономразвития России и ФАС России по результатам конкурса.
Правительством РФ 10.03.2007 было принято Постановление № 147 о создании в стране единого общероссийского портала для информационного обеспечения государственной закупочной деятельности, что в последующем нашло отражение в Федеральном законе от 24.07.2007 № 218-ФЗ. Единый общероссийский портал (www.zakupki.gov.ru), или официальный сайт, начал работать с января 2011 года.
Литература:
- Декреты советской власти. Т. IV. — М., 1968. — С. 302–304.
- СЗ СССР. — 1929. — № 65. — Ст. 610.
- Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28.05.1992 № 2859–1 // Российская газета. — 1992. — № 148 (документ утратил силу с 1 января 1995 года).
- Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд» от 24.07.1997 № 1047-р // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 32. — Ст. 3814.
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. — Ст. 4602.