В статье рассмотрена проблема международно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в условиях ведения «информационных войн» начала XXI века. Приведены научно обоснованные методы повышения юридической ответственности СМИ в этих условиях.
Ключевые слова: международно-правовое регулирование, средства массовой информации, информационная война, информационное оружие
Рубеж XX-XXI вв. — это период становления информационного общества. Научно-техническая революция, обеспечившая прорыв в развитии информационно-коммуникационных технологий, изменила не только социально-экономические условия жизни, но и сформировала особую глобальную информационную среду.
Однако глобализация мирового пространства привела не только к цивилизационным прорывам, но и усугубила многие противоречия между отдельными государствами, переводя их и в виртуальное пространство.
«Информационное противостояние определяется следующими состояниями:
– поведение сражающихся субъектов определяется имеющимися у них моделями мира, области интересов;
– используются специфические методы ведения противостояния, основанные на использовании знаний и информации;
– средство ведения войны — информационный поток;
– применяется информационное оружие;
– борьба осуществляется исключительно путем целенаправленного информационного воздействия на субъектов» [4, с. 49].
История человечества на всем своем протяжении сопровождалась войнами. Две мировые войны XX века, сменились десятилетиями холодной войны и экономического противостояния 90-х гг. Начало XXI века стало временем подготовки к полномасштабным информационным войнам.
«Информационная война — действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации» [9, с. 298].
«Целью информационного противоборства выступает психологическое состояние человека, общества. Можно говорить о победе, если эти системы (люди, общество), на которые направлено разрушение, стали реагировать на созданную противником модель, сделались зависимыми от такой модели и пытаются исправить ситуацию, бросая на это огромные силы» [4, с.53]. По характеру воздействия это можно сравнить с Третьей мировой войной.
Сегодня информационные войны преследуют как политические, так и экономические цели: дискредитация политического режима или государственного деятеля, дестабилизация общественной жизни, оказание идеологического влияния на сознание людей, изменение ценностных ориентаций определенных социальных групп, завоевание рынков сбыта, оказание влияние на стабильность финансовой сферы и т. д. через распространение дезинформации о событиях в стране и за рубежом, освещение деятельности государственных органов и отдельных политиков.
Статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) дает исчерпывающее определение понятию информационные технологии — «…это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [7, ст.2].
Анализ современной военно-политической ситуации показывает, что данные технологии, созданные для обеспечения развития общества, в настоящее время становятся одним из самых опасных видов вооружения.
«Информационное оружие — средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты, негативного воздействия на интересы личности, общества и государства в информационном пространстве, а также разрушения информационной и коммуникационной структуры государства» [9, с.301].
С началом массового внедрения информационно-коммуникационных технологий и использованием информационного оружия меняется цель ведения войны: от физического уничтожения врага к управлению его сознанием, а значит, изменению мировоззрения, внутренних стимулов и ценностей, психологическому манипулированию его поведением, что, несомненно, является нарушением права на неприкосновенность личности.
В последние годы отмечается повышение агрессивности применения методов информационных войн в отношении Российской Федерации и ее партнеров со стороны США и стран НАТО. Особенно явно это проявлялось в период обострения международных противоречий или нарастания внутриполитических проблем в западных странах: грузино-южно-осетинского конфликта 2008 г., присоединения Крыма 2014 г., гражданской война в Сирии, Конго, Судане, Украине, президентской гонки в США и др.
Анализ этих событий показывает актуальность проблемы изучения феномена информационных войн и определения механизмов международно-правового регулирования деятельности государственных и частных СМИ с учетом реализации права человека на свободный доступ к информации.
Право на информацию является одним из базовых прав человека и гражданина. Впервые оно было отражено во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В статье 2 указывается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения...» [1, ст.2].
Статья 19 непосредственно провозглашает право на информацию «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [1, ст.19].
При этом статья 30 подчеркивает, что «ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации» [1, ст.30].
Логическим продолжением этого документа стала разработка Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04 ноября 1950 г.), статья 10, которой подчеркивает, что «Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ» [5, с.10].
Информационные права и свободы были подтверждены Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Важным этапом в осуществлении норм международной защиты информационного права личности стала разработка Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, утвержденная Резолюцией 4/9.1/3 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 года.
В статье 1 указывается, что «укрепление мира и международного взаимопонимания, развития прав человека и борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне нуждается в свободном, более широком и более сбалансированном распространении информации. В этих целях средства массовой информации должны внести вклад первостепенной важности» [2, ст.1].
Резолюция отмечает, что доступ к информации должен гарантироваться разнообразием источников, позволяя, таким образом, каждому человеку убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. Главную задачу СМИ авторы видят в их содействии в ослаблении международной напряженности и мирному урегулированию международных споров. Средства массовой информации, должны обеспечивать правдивость информации, исключать использование ложных фактов как средства формирования общественного мнения и оправдания агрессивной политики правительств отдельных государств.
Российская правовая система также уделяет особое внимание механизму реализации информационных прав граждан РФ. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19 Конституции РФ). Важен тот факт, что в соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [6, ст.46 ч.3].
Вышеприведенный перечень информационных правовых норм подразумевает обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия ложной, вредной информации и дезинформации и установление юридической ответственности в информационной сфере.
Информационное право получило свое развитие в условиях разработки и принятия новой редакции Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646). Одной из составляющих национальной безопасности является «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире; содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве» [3, с.8].
При этом Доктрина определяет приоритеты государственной деятельности в сфере информационной безопасности: «стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий; нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества; создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве; продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере» [3, с.21].
Таким образом, основными направлениями деятельности Российской Федерации и всего мирового сообщества в области обеспечения информационной безопасности на сегодняшний момент являются:
– запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;
– расширение прав международных организаций (прежде всего, ООН) по контролю за содержанием и способами распространения информации, имеющей глобальное и региональное значение с целью определения достоверности ее источников, проведение заседаний Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН по предотвращению последствий информационных войн;
– активизация деятельности Европейского Суда по правам человека в области защиты права личности на получение достоверной информации, Гаагского международного трибунала и Управления Верховного комиссара и Совета ООН по правам человека по вопросам обеспечения национального суверенитета и репутации государства на международной арене;
– усиление юридической ответственности СМИ, печатных и телекоммуникационных, и отдельных журналистов, комментаторов, блоггеров и т. д. за распространение дезинформации.
Изучение международных и национальных нормативно-правовых актов доказывает, что для обеспечения базовых прав человека, в том числе права на объективную, достоверную информацию, мировым сообществом созданы необходимые юридические и организационные условия. Однако события последних лет убеждают нас в том, что для предотвращения глобальных проблем, угроза которых уже становится очевидной, требуется активизация усилий как со стороны отдельных лиц и организаций, так и со стороны государств.
Исторический опыт должен научить нас, что предотвращение войны, в том числе и информационной, недопущение превращения ее в мировую, единственно возможный цивилизационный путь развития человечества.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс] URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 26.12.2016).
- Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. [Электронный ресурс] URL:www.consultant.ru/view_base.php?id=85 (дата обращения 26.10.2016).
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 07.12.2016).
- Жарова А. К. Сущность и структура информационного противоборства / А. К. Жарова // Государство и право. — 2009, № 2, С. 49.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (04 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] URL:www.echr.ru/documents/doc/2440800–001.html (дата обращения: 26.12.2016).
- Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 27.12.2016).
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 61798/ (дата обращения 05.02.2017).
- Цой Л. Н. Информационная война как форма виртуального конфликта: проблема и терминология [Текст]/ Л. Н. Цой // Обеспечение общественной безопасности при активизации социально-политических процессов в современных условиях: материалы XVI международной научно-практической конференции (Москва, 27 ноября 2014 г.) — М.: Академия управления МВД России, 2014. — с.400–406.
- Якубенко Н. О. Информационное право [Электронный ресурс] URL: http://www. be5.biz/pravo/iyno/79.htm (дата обращения: 05.02.2017).