В современных условиях развитие экономики государства определяется не только факторами ресурсного обеспечения, но и степенью развития науки и инноваций. Особое значение для экономического потенциала страны имеет взаимодействие науки с производством, т. е. степень использования результатов научных исследования, как фундаментальных, так и прикладных, в реальном секторе экономики.
Взаимодействие науки и реального сектора экономики обеспечивается, прежде всего, государством путем создания организационных, правовых и финансовых условий. Опыт разных стран имеет существенные отличия в реализации данных условий. Данная статья посвящена рассмотрению опыта Великобритании и Китая по созданию организационных и финансовых условий для реализации государственной политики в области науки и инноваций.
Великобритания.
Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и инновационных центров, которые проводят научные исследования, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
В качестве приоритетов выделяется стимулирование повышения эффективности инновационной деятельности исследовательских центров, укрепление государственно-частного партнерства. В этой области применяется концепция создания технологических платформ, ориентированных на создание коммерческих инновационных продуктов и диверсификацию источников финансирования [1].
Финансирование науки и инноваций Великобритании реализуется в рамках Стратегии развития научных исследований и инноваций. Последняя ее версия была принята Правительством Великобритании в декабре 2014 года [1].
Следует отметить, что до 2012 году в Великобритании существовала система регионального бюджетного финансирования науки и инноваций. Однако, правительство решило отказаться от регионального подхода к инновационной политике в пользу общенационального, посчитав, что Агентства регионального развития (далее АРР) работают недостаточно эффективно. На территории Англии до марта 2012г. действовали восемь агентств регионального развития (АРР), образованных согласно закону 1998г. Девятое АРР — лондонское (London Development Agency — LDA) было создано в июле 2000г. вслед за образованием Совета Большого Лондона. Только первые три из этих региональных агентств финансировались из средств центрального правительства и из доходов от своей деятельности, а остальные, как правило, из средств местных органов власти и, за некоторым исключением, из частных источников. Кроме того, самостоятельно работали и сейчас работают Шотландское агентство развития, Совет по развитию горной и островной части Шотландии, Агентство развития Уэльса, Совет по промышленному развитию Северной Ирландии [2].
С марта 2012г. начался процесс свертывания деятельности АРР, поскольку правительство Великобритании в рамках правительственной программы экономии расходов приняло решение об их ликвидации до конца 2012г., оставив лишь АРР Шотландии и Уэльса. Вместо них экономическим развитием регионов (включая и внедрение инноваций) занимаются партнерства местных предпринимателей (Local Enterprise Partnerships — LEPs), центры инновационных технологий и другие организации, состоящие из представителей местных органов власти и бизнеса, и основная цель их деятельности заключается в стимулировании экономического развития своих территорий.
Таким образом, можно отметить, что опыт Великобритании в вопросах финансирования науки за счет региональных бюджетов не был успешным. И также как и в России, на сегодняшний день основная нагрузка по финансированию науки и технологий в Великобритании, ложится на бюджет центрального правительства [3, с. 128].
В целом научно-технологическая и инновационная политика Великобритании реализуется через Департамент по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (BEIS), который был создан в июле 2016г. на основе ранее функционирующего Департамента бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (BIS) [4]. Этот департамент является основным исполнительным органом правительства, ответственным за разработку, финансирование и управление наукой и научными исследованиями в стране. При этом он опирается на научно-технологический потенциал университетов и государственных лабораторий и систему подготовки исследователей, инженеров и техников. Главной задачей BEIS является поддержка развития в Великобритании научной базы мирового класса с учетом интересов потребителей и требований экономики. В ведение Департамент по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии входит система научно-исследовательских советов Великобритании (Research Councils of the United Kingdom — RCUK), которые представляют собой партнерство семи исследовательских советов по разным областям науки.
Научно-исследовательские советы (RCUK) финансируют исследования в университетах и научно-исследовательских институтах. Так же эти советы финансируют исследовательские проекты, в которых участвуют бизнес-партнеры и помогают достижению бизнес результатов. Научно–исследовательские советы инвестируют в научные исследования по всем академическим дисциплинам — от медицинских и биологических наук до астрономии, физики, химии, инженерных и социальных наук, экономики, экологии, искусства, языка и культуры.
Научно–исследовательские советы находятся в центре механизмов распределения финансирования, особенно для университетов.
В 2007 г. правительством страны был создан Совет по технологической стратегии (Technology Strategy Board — TSB). Совет по технологической стратегии является вневедомственной государственной организацией, финансируемой как Департамент по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, так научно- исследовательскими советами (RCUK). В его компетенцию входит продвижение технологических инноваций в областях, обладающих наибольшим потенциалом для ускорения роста и наращивания производительности британской экономики. Совет по технологической стратегии также оказывает поддержку и осуществляет инвестиции в технологические исследования и в процесс коммерциализации научных разработок [4].
Это направление деятельности особо важно для России, т. к. необходимо развивать институты, обеспечивающие коммерциализацию результатов НИР.
Субъекты бюджетного финансирования научных исследований Великобритании представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Субъекты бюджетного финансирования научно-исследовательских работ Великобритании
Ключевым детерминантом результативности инновационной деятельности в стране выступает бизнес, и Великобритания обладает в этом отношении довольно сильными позициями во всех секторах экономики. Правительство играет главную роль в создании адекватных условий для инноваций и предоставляет бизнесу различные виды поддержки.
Помимо BEIS в финансировании научных исследований принимает участие Департамент образования, выполняя функции управления и стратегического планирования деятельности системы высшего образования Великобритании. Система финансирования вузов имеет региональный характер. В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии созданы Советы по финансированию высшего образования. Наиболее крупным является Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFCE).
Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFCE), инвестирует средства в проведение НИР образовательными организациями, в том числе международных исследований в области образования [5].
Анализ субъектов бюджетного финансирования НИР Великобритании показывает, что деятельность всех субъектов координируется одним субъектом — BEIS, что обеспечивает наиболее эффективную реализацию Стратегии развития научных исследований и инноваций Великобритании.
Особенностью организации финансирования НИР в Великобритании является наличие большого количества научно-исследовательских советов, фондов, которые выполняют функции не только по распределению бюджетных средств, но организационные функции по взаимодействию частного бизнеса и научной сферы страны. Глобальная цель такого взаимодействия — инновационное развитие экономики по приоритетным направлениям.
В целом, как показывает анализ, объединение образовательных и научных организаций Великобритании в рамках научно-исследовательских советов, работающих на принципах партнерства с частным бизнесом, нацелено на проведение и координацию междисциплинарных исследований и разработок, что отвечает современным тенденциям инновационного развития и обеспечивает результативность использования бюджетных средств.
Китай.
В настоящее время Китайская Народная Республика (далее — КНР) является одной из самых динамично развивающихся экономик в мире.
Для развития инновационной экономики наряду с созданием стимулирующей законодательной базы в КНР сформирована соответствующая государственная политика в сфере финансирования научно-исследовательской работы на основе государственных программ [6].
Управление инновационной системой КНР на национальном уровне осуществляют ряд государственных органов. Субъекты бюджетного финансирования НИР в КНР представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Субъекты бюджетного финансирования научно-исследовательских работ Китая
Следует отметить, что политика, проводимая региональными и муниципальными властями, является в значительной степени автономной. Существуют региональные подразделения всех министерств центрального правительства. Кроме того, в каждой провинции есть своя комиссия по науке и технологиям. Местные органы управления уполномочены подстраивать государственную политику под конкретные социальные, экономические и географические условия региона.
Взаимодействие субъектов, реализующих финансирование НИР в КНР, представляется весьма сложным. Например, межведомственный механизм во главе с Министерством финансов при поддержке Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) отвечают за планирование и пересмотр стратегии научно-технического развития, определения национальных программ научно-технического развития и их ключевых задач и руководящих принципов, а также обеспечивают контроль за профессиональными организациями, связанными с управлением научными исследованиями [7, с. 415]. Профессиональные организации управления научными исследованиями, в свою очередь, формируют, рассматривают и утверждают финансирование государственных программ науки и техники.
На оперативном уровне созданы профессиональные организации управления исследованиями. Через «Единую платформу» — национальную информационную систему управления научно-техническим развитием, они организуют представление проектов, оценку и осуществление управления научными исследованиями.
Министерство по науке и технологии, являясь основным субъектом бюджетного финансирования НИР КНР, отвечает за анализ и контроль, а также за оценку эффективности финансирования государственных программ в области науки и технологий. Данное министерство выполняет координационные функции по отношению к другим министерствам, осуществляющим НИР в рамках своих компетенций.
Данный опыт представляется весьма интересным. Создание единой информационной платформы/базы государственных программ, проектов позволяет не только осуществлять общественный контроль за их реализацией, но и делает доступной информацию о научных исследованиях для широкого круга заинтересованных лиц, аналогичные порталы имеются в России, и они позволяют в открытом доступе осуществлять мониторинг выполняемых в нашей стране государственных программ, в том числе объемов бюджетного финансирования [8].
Стратегия развития науки и технологии КНР потребовала реформирования деятельности Китайской Академии Наук (КАН).
Всего в структуре КАН насчитывается 104 учреждения (Научно-исследовательские институты) и два университета (Научно-технический университет Китая и Университет Китайской академии наук) [9]. Как и в России, Китайская академия наук обеспечивает проведение фундаментальных научных исследований.
В настоящее время проводится реформа КАН. Ее институты подразделяются на два типа.
Институты КАН, которые попадают в Тип 1, должны полностью финансироваться из государственного бюджета и должны будут выполнять только поставленные государством задачи. Типу 2 институтов КАН будет разрешено дополнять частичное государственное финансирование поступлениями, полученными за счет других видов деятельности, в том числе посредством государственных заказов научно-исследовательских проектов.
Такой подход по разделению институтов КАН, а также и образовательных учреждений, реализующих НИР за счет бюджетных ассигнований, на наш взгляд, позволяет государству более результативно использовать бюджетные средства, а также реализовывать фундаментальные и прикладные исследования в целях инновационного развития экономики страны.
Еще одним субъектом, обеспечивающим бюджетное финансирование НИР в КНР, является Министерство образования КНР. В его ведении находятся высшие образовательные учреждения, реализующие прикладные НИР. При китайских университетах создано 100 научных лабораторий и 36 государственных инженерных центров, которые являются объектами бюджетного финансирования НИР [9].
Таким образом, рассмотрение субъектов бюджетного финансирования НИР в КНР, показало, что между ними существует достаточно сложное взаимодействие. Однако, действия всех субъектов бюджетного финансирования НИР подчинены интересам государственной политике развития науки и техники.
Следует отметить, что в КНР многие вопросы построения управленческих структур были заимствованы еще в Советском Союзе. Например, реформа КАН была предпринята после реформы РАН в 2011 году, т. к. структура и принципы построения КАН были заимствованы у Советской академии наук [10, с. 50].
Учитывая опыт рассмотренных стран, представляется целесообразным создать в России Совет по управлению научными исследованиями.
В частности, в Великобритании и КНР, как было рассмотрено, функционируют советы по управлению научными исследованиями, наделенные правом определения приоритетных направлений и видов научных исследований, а также правом распределения бюджетного финансирования на научные исследования.
В России на сегодняшний день при Президенте создан Совет по науке и образованию, однако, он является консультативным органом и не обладает правом принятия финансовых решений [11].
Считаем необходимым создать Совет по управлению научными исследованиями при Правительстве Российской Федерации.
Данный орган должен состоять из представителей образовательных и научных организаций, бизнеса и промышленности, научных фондов (Российский Научный Фонд, Российский Фонд Фундаментальных исследований и др.), всех министерств и ведомств, осуществляющих научные исследования и разработки.
Задачами Совета по управлению научными исследованиями должны стать:
− разработка предложений в сфере государственной научной политики России;
− определение приоритетных направлений развития фундаментальных и прикладных исследований с учетом мировых тенденций развития науки;
− развитие взаимодействия образовательных и научных организаций, а также их сотрудничества с бизнесом и промышленностью в вопросах финансирования научных исследований и внедрения результатов НИР в реальный сектор экономики;
− межведомственная координация научных исследований по приоритетным направлениям развития фундаментальной науки;
− межведомственная координация научных исследований по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса страны;
− контроль за внедрением результатов научных исследований в реальный сектор экономики и социальную сферу;
− обеспечение правовой защиты результатов научных исследований;
− развитие системы оценки результативности и эффективности научных исследований и др.
Как уже было отмечено ранее, Совет по управлению научными исследованиями должен быть наделен правом распределения (разработки рекомендаций распределения, контроля распределения) финансирования из средств федерального бюджета между фундаментальными и прикладными исследованиями/государственными программами/ведомственными программами и проектами/субъектами финансирования НИР.
Основными направлениями деятельности Совета по управлению научными исследованиями, должны стать:
− нормотворческая деятельность (разработка предложений по совершенствованию российского законодательства в вопросах: правовой защиты результатов научных исследований, развития организационных форм взаимодействия науки и бизнеса, налогового стимулирования НИОКР) и др.;
− организационная деятельность (обеспечение взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и образовательных организаций, научных фондов, общественных организаций и других участников в области развития науки);
− финансовая деятельность (разработка предложений Правительству Российской Федерации по формированию бюджета на науку и его распределению по участникам научной деятельности).
Создание Совета по управлению научными исследованиями при Правительстве Российской Федерации позволит обеспечить:
− координацию действий министерств и ведомств, образовательных и научных организаций, научных фондов, бизнеса и промышленности в вопросах финансирования и осуществления научных исследований;
− концентрацию бюджетного финансирования на научных исследованиях по приоритетным направлениям развития фундаментальной и прикладной науки;
− усиление взаимодействия образовательных, научных организаций, научных фондов, бизнеса и промышленности в вопросах внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики;
− и, как следствие, повышение результативности и эффективности бюджетного финансирования научных исследований.
Литература:
- Our plan for grow: science and innovation [Электронный ресурс]: Department for Business, Innovation & Skills and HM Treasury. — Электронные текстовые данные. — 17 декабря 2014г. — Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/our-plan-for-growthscience-and-innovation.
- Черноморова Т. В. [Электронный ресурс]: Т. В. Черноморова, Великобритания: Инновационная политика и методы ее реализации. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: АРЕ_2013_1_Chernomorova.pdf.
- Завгородняя В. В., Ишина И. В. Налоговые льготы как инструменты косвенной государственной поддержки научно-исследовательских работ: российский и зарубежный опыт [Текст] / В. В. Завгородняя, И. В. Ишина // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11–2 (76–2). С. 126–131.
- United Kingdom [Электронный ресурс]: Policy Research and Development. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.bis.gov.uk/policies/innovation.
- Higher Education Funding Councilfor England [Электронный ресурс]: Guide to funding 2016–17: How HEFCE allocates its funds. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.hefce.ac.uk/pubs/year/2016/201607/.
- Закон Китайской Народной Республики «О научно-техническом прогрессе» [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. — 2 июля 1993 г. — Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=6586.
- Завгородняя В. В. Сравнение бюджетного финансирования научно-исследовательских работ в России и зарубежных странах [Текст] / В. В. Завгородняя // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 412–417.
- Государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный портал госпрограмм РФ. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://programs.gov.ru/portal/.
- Chinese Academy of Sciences [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://english.cas.cn/institutes/research_bodies/.
- Завгородняя В. В. Бюджетное финансирование научных исследований в России: проблемы и пути их решения [Текст] / В. В. Завгородняя // Инновационная наука. 2016. № 10–1. С. 47–51.
- Советы при Президенте [Электронный ресурс]: Президент России. — Электронные текстовые данные. Москва, 2016. Режим доступа: http://kremlin.ru/structure/councils#institution-6.